Определение Верховного Суда РФ от 17.07.2012 N АПЛ12-368 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 30.03.2012 N АКПИ12-98, которым отказано в удовлетворении заявления об оспаривании Постановления Правительства РФ от 18.12.1997 N 1575 "О Порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия судьям" и Порядка выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия судьям>
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Меркулова В.П., Назаровой А.М.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. об оспаривании постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1575 "О порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия судьям" и Порядка выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия судьям, утвержденного этим постановлением,
по апелляционной жалобе Б. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 30 марта 2012 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителей Правительства Российской Федерации Терновой С.В. и М., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной,
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
пунктом 1 названного постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1575 (далее - Постановление) утвержден Порядок выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия судьям (далее - Порядок). Установлено, что: служебное оружие и патроны к нему (далее именуются - служебное оружие), выдаваемые органами внутренних дел Российской Федерации судьям Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, мировым судьям (далее - судьи) в целях самообороны, являются федеральной собственностью и учитываются на балансе Министерства внутренних дел Российской Федерации; учтенное на балансе Министерства внутренних дел Российской Федерации и выданное судьям служебное оружие находится в их временном пользовании. Плата за пользование служебным оружием не взимается. Служебное оружие, выданное судьям до вступления в силу Федерального закона "Об оружии" (далее именуется - ранее выданное оружие), учитывается на балансе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Служебное оружие, выдаваемое мировым судьям, приобретается за счет средств, предусматриваемых на материально-техническое обеспечение мировых судей (пункт 2). Министерству внутренних дел Российской Федерации поручено: провести до 31 декабря 1997 г. проверку технического состояния ранее выданного судьям оружия, принять его на свой баланс и оформить выдачу в соответствии с Порядком; обеспечить начиная с I квартала 1999 г. приобретение служебного оружия для судей (за исключением мировых судей) за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели, и выдачу этого оружия судьям (пункт 3). Министерству финансов Российской Федерации предписано предусматривать начиная с 1998 г. в федеральном бюджете средства, необходимые для приобретения по заявкам Министерства внутренних дел Российской Федерации служебного оружия для судей (за исключением мировых судей), его транспортирования, хранения, ремонта и технического обслуживания, исходя из норм (расчетов), действующих в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (пункт 4). Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять меры по улучшению размещения и материально-технического оснащения подразделений органов внутренних дел, осуществляющих выдачу судьям служебного оружия, оформление разрешений на его хранение и ношение (пункт 5).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 22 декабря 1997 г., N 51, ст. 5818, и в "Российской газете" - 30 декабря 1997 г., N 249. Изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 222, опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации 24 апреля 2006 г.
Б., являющийся судьей, пребывающим в отставке, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании Постановления, указав на его противоречие статье 1, части 4 статьи 5 и части 1 статьи 33 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статье 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", статье 1 Федерального закона от 10 февраля 1999 г. N 30-ФЗ "О финансировании судов Российской Федерации", статьям 9 и 16 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" и статье 19 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии". Кроме того, заявитель ссылался на то, что названным законодательным положениям не соответствуют и пункты 2 - 7, 9 и 14 Порядка. Оспариваемыми нормами нарушаются его права и права других судей на независимость и неприкосновенность при осуществлении права на приобретение, хранение и ношение оружия.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30 марта 2012 г. в удовлетворении заявления Б. отказано.
В апелляционной жалобе Б. просит указанное решение суда отменить, считая его незаконным, принять по делу новое решение. Полагает, что правоотношения в связи с выдачей судьям служебного оружия могут быть определены только федеральным законом, а не нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. Также, по мнению Б., реализация Постановления приводит к зависимости судей от органов внутренних дел.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьями 251, 253 ГПК РФ судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Проведя правовой анализ соответствия действующему законодательству, регулирующему рассматриваемые правоотношения, оспоренных положений Постановления и утвержденного этим актом Порядка, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несостоятельности заявленных требований по основаниям, подробно изложенным в решении суда.
Доводы апелляционной жалобы, которые по существу повторяют доводы первоначального заявления, были исследованы судом первой инстанции, получили соответствующую оценку в решении суда.
Так, в силу пункта 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об оружии". Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии) отдельной нормы, непосредственно регламентирующей порядок выдачи судьям служебного огнестрельного оружия, не содержит, однако в части второй статьи 19 предусматривает, что руководители государственных военизированных организаций имеют право временно выдавать оружие в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, должностным лицам государственных органов, которым законом разрешено хранение и ношение оружия, с оформлением соответствующих разрешений в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Как правильно указано в обжалуемом решении суда, несмотря на то, что в приведенной выше норме говорится о должностных лицах государственных органов, она применима и в отношении судей, замещающих государственные должности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, и имеющих по закону право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия.
Согласно статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации. Порядок принятия актов Правительства Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 2 декабря 1996 г. N 1612, в редакции от 15 мая 1997 г. N 489, Правительству Российской Федерации было поручено определить до 1 июля 1997 г. порядок выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия судьям в соответствии с Законом об оружии.
Исполняя данный Указ и реализуя полномочия, закрепленные в статье 19 Закона об оружии, Правительство Российской Федерации правомерно приняло Постановление, которым утвердило Порядок.
В связи с изложенным выше довод апелляционной жалобы о том, что Постановление незаконно по форме своего принятия, поскольку правоотношения в связи с выдачей судьям служебного оружия (в частности, порядок его выдачи) могут быть определены только федеральным законом, несостоятелен.
Утверждение Б. о том, что реализация на практике Постановления и Порядка приводит к зависимости судей от органов внутренних дел надуманно, сводится к иному (ошибочному) толкованию норм права, регулирующих рассматриваемые правоотношения. Предусмотренная Порядком (пункт 3) необходимость подачи судьей заявления для получения разрешения на хранение и ношение служебного оружия обусловлена тем, что право на хранение и ношение такого оружия может быть им реализовано исключительно на основании его волеизъявления, что непосредственно следует из пункта 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации". Обязанность представления медицинского заключения об отсутствии у судьи противопоказаний к владению оружием согласуется со статьей 13 Закона об оружии, в силу которой отсутствие такого заключения является основанием для отказа гражданам Российской Федерации в выдаче лицензии на приобретение оружия. При этом получение судьей служебного оружия в органе внутренних дел, а не его приобретение самостоятельно не свидетельствует о том, что оружие может выдаваться судье при наличии противопоказаний к владению им. Подтверждением этому служит и часть вторая статьи 20.1 Закона об оружии, закрепляющая, что для получения разрешения на хранение и ношение наградного оружия граждане Российской Федерации, не являющиеся военнослужащими и сотрудниками государственных военизированных организаций, обязаны предоставить в органы внутренних дел медицинское заключение, предусмотренное статьей 13 Закона об оружии.
Кроме того, отказ органа внутренних дел в оформлении разрешения на хранение и ношение служебного оружия или продления срока его действия может быть обжалован в судебном порядке.
Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Российской Федерации от 30 марта 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Б. - без удовлетворения.
А.И.ФЕДИН
В.П.МЕРКУЛОВ
А.М.НАЗАРОВА
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей