3. Алгоритмы создания базовой и выборочной совокупностей объектов наблюдения, формирования и расчета сводных показателей

Проведенное Росстатом в 2011 году сплошное обследование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и индивидуальных предпринимателей позволило выявить круг субъектов малого предпринимательства всех видов экономической деятельности, имеющих грузовые автомобили и осуществляющих перевозки грузов. Это создало необходимые предпосылки для организации выборочного обследования деятельности малых предприятий в сфере грузового автомобильного транспорта.

Единицей наблюдения является малое предприятие (кроме микропредприятия), выполняющее перевозки грузов на коммерческой основе.

Базовая совокупность единиц наблюдения для целей выборочного обследования строится на основании данных вышеназванного сплошного обследования.

Критериями отбора единиц наблюдения в базовую совокупность являются:

- наличие в распоряжении малого предприятия хотя бы одного грузового автомобиля (собственного, арендованного или приобретенного на условиях лизинга);

- наличие выручки от перевозок.

Базовая совокупность малых предприятий должна ежегодно актуализироваться по данным Статистического регистра хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики (Статрегистра) за счет исключения малых предприятий, прекративших свою деятельность, а также за счет возможного включения в Статрегистр вновь образованных малых предприятий, заявивших одним из видов деятельности перевозки грузов автомобильным транспортом (код ОКВЭД 60.24).

Один раз в пять лет базовая совокупность единиц наблюдения формируется заново на основании результатов последующих экономических переписей.

До начала формирования выборочной совокупности на региональном уровне из базовой совокупности отбираются нетипично крупные и нетипично мелкие предприятия, которые затем обследуются отдельно на сплошной основе.

Нетипично крупные предприятия - это предприятия, располагающие большим парком грузовых автомобилей. К таким следует отнести предприятия, у которых число грузовых автомобилей превышает среднее для круга малых предприятий региона значение на удвоенную величину среднего квадратического отклонения (для регионов с числом предприятий менее 500) или на утроенную величину среднего квадратического отклонения (для регионов с числом предприятий 500 и более).

Нетипично мелкое - это единственное в регионе предприятие в том или ином основном виде деятельности, которое при этом имеет только один грузовой автомобиль.

Выборочная совокупность единиц наблюдения формируется на региональном уровне в начале каждого отчетного года после отбора из базовой совокупности нетипичных предприятий. Она формируется с учетом фиксированного состояния БДГС на начало отчетного года. Ее размер определяется на основании заданной величины ошибки выборки; он не должен превышать 30% базовой совокупности.

Ротация малых предприятий, подлежащих выборочному обследованию, осуществляется один раз в год. Все предприятия выборочной совокупности обследуются ежеквартально, что позволяет проследить сезонные колебания объемов их транспортной деятельности.

Математическая модель формирования, стратификации выборочной совокупности и последующего распространения полученных данных на базовую совокупность малых предприятий приведена в пункте 4 настоящих Методологических положений.

Типичные предприятия подлежат обследованию на выборочной основе.

Нетипичные предприятия, отобранные из базовой совокупности единиц наблюдения, обследуются сплошным методом.

Нетипично крупные предприятия (располагающие большим парком грузовых автомобилей) подлежат сплошному обследованию ежеквартально в течение тех же типичных недель, которые будут определены для предприятий, попавших в выборочную совокупность. Поскольку форма обследования предусматривает предоставление сведений о каждой ездке каждого автомобиля, можно предположить, что предприятию с большим количеством автомобилей заполнить ее за неделю будет затруднительно. Поэтому предлагается для таких предприятий установить порядок заполнения формы только за два дня назначенной недели с характерными для данного предприятия объемами перевозок (не максимальными и не минимальными).

Такой подход соответствует зарубежному опыту (например, таким образом обследуются все предприятия в Финляндии). Два последовательных дня, типичных для работы данного предприятия, устанавливаются по выбору предприятия. Распространение полученных результатов на весь обследуемый период выполняется исходя из средних показателей не за неделю, а за день.

Нетипичные предприятия, представленные одним предприятием в основном виде деятельности с одним грузовым автомобилем, обследуются один раз в год. Для получения сведений о перевозках грузов по этому кругу предприятий не потребуется запрашивать от них предоставления информации по специальной форме. В связи с тем, что их совокупность определена, достаточно выделить их в отдельную группировку при обработке данных по отдельным показателям действующей формы федерального статистического наблюдения N 1-ТР (автотранспорт) - год "Сведения об автотранспорте и протяженности частных автодорог". Полученные результаты будут использоваться в течение всего следующего года.

В результате выборочного обследования должны быть получены данные об объемах транспортировки грузов автомобильным транспортом малых предприятий - перевозок грузов и грузооборота. Кроме того, для характеристики особенностей и условий автотранспортной деятельности малых предприятий желательно получить данные о структуре используемого ими парка грузовых автомобилей по возрасту, грузоподъемности и по назначению (конструкции кузова), о структуре перевозок по видам грузов и по видам сообщения.

В случае если по истечении срока представления данных выборочного обследования по итогам обследуемой недели в ТОГС поступили заполненные формы не от всех предприятий, включенных в выборочную совокупность, необходимо выполнить стандартную процедуру восполнения неответов по данным других предприятий, схожих по размерам и характеру работы.

Если восполнение неответов по какой-либо причине невозможно, то при определении средних величин за число малых предприятий в выборочной совокупности (т) принимается число форм, полученных от респондентов.

Малые предприятия, представившие заполненные формы, учитываются при расчете средних величин независимо от того, осуществляли ли они в течение обследуемой недели перевозки грузов или нет.

Алгоритмы выполнения расчетов для регионального уровня (для типичных предприятий) приведены ниже.