III. Требования к минимуму содержания программы "Искусство театра"

III. Требования к минимуму содержания программы

"Искусство театра"

3.1. Минимум содержания программы "Искусство театра" должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП театрально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

3.2. Результатом освоения программы "Искусство театра" является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области театрального исполнительского искусства:

- знания профессиональной терминологии;

- знания основ техники безопасности при работе на сцене;

- умения использовать выразительные средства для создания художественного образа (пластику, мимику и т.д.);

- умения использовать приобретенные технические навыки при решении исполнительских задач;

- умения воплощать образную музыкальную и пластическую характеристику через приемы сценического движения;

- умения анализировать свою работу и работу других обучающихся;

- навыков владения основами актерского мастерства;

- навыков владения средствами пластической выразительности;

- навыков участия в репетиционной работе;

- навыков публичных выступлений;

- навыков общения со зрительской аудиторией в условиях театрального представления;

- навыков использования игровых и тренинговых упражнений для избавления от психологических проблем;

- навыков тренировки психофизического аппарата;

в области теории и истории искусств:

- первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области театрального, музыкального и изобразительного искусства;

- знания основных средств выразительности театрального, музыкального и изобразительного искусства;

- знания основных этапов развития театрального искусства;

- первичные знания об истории возникновения жанров театрального искусства;

- знания отечественных и зарубежных произведений искусства в области театрального, музыкального и изобразительного искусства;

- знания театральной терминологии;

- первичные знания музыкальной грамоты, знания основных музыкальных жанров в их взаимосвязи с другими видами искусств.

3.3. Результатом освоения программы "Искусство театра" с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 3.2 настоящих ФГТ предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области театрального исполнительского искусства:

- знания выразительных средств сценического действия и их разновидности;

- знания принципов построения этюда, его разновидностей и структуре;

- умения вырабатывать критерии целесообразности и логичности поведения в этюде;

- умения координировать свое положение в сценическом пространстве;

- умения создавать художественный образ в сценической работе или в творческом номере;

- навыков по владению психофизическим состоянием;

в области теории и истории искусств;

- знания основных исторических периодов развития отечественного и зарубежного театрального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, музыкального, хореографического);

- первичных знаний об особенностях использования выразительных средств в области театрального, музыкального и изобразительного искусства;

- знания основных тенденций в современном театральном искусстве и репертуаре театров;

- умения проводить анализ произведений театрального искусства.

3.4. Результаты освоения программы "Искусство театра" по учебным предметам обязательной части должны отражать:

3.4.1. Театральные игры:

- знание видов и типов игр;

- знание основных приемов и средств воплощения игровой ситуации;

- умение объяснять правила проведения игры;

- умение координировать свои действия с участниками игры;

- навыки коллективного творчества при реализации события в игровом задании;

- навыки владения голосом, средствами пластической выразительности при создании игрового образа;

- навыки координации движений.

3.4.2. Основы актерского мастерства:

- знание основных жанров театрального искусства: трагедии, комедии, драмы;

- знание профессиональной терминологии;

- знание основ техники безопасности при работе на сцене;

- умение использовать основные элементы актерского мастерства, связанные с созданием художественного образа при исполнении роли в спектакле или в концертном номере;

- умение работать над ролью под руководством преподавателя;

- умение использовать полученные знания в создании характера сценического образа;

- умение выполнять элементы актерского тренинга;

- первичные навыки по сочинению небольших этюдов на заданную тему;

- навыки репетиционно-концертной работы;

- навыки по использованию театрального реквизита;

- первичные навыки по анализу собственного исполнительского опыта.

3.4.3. Художественное слово:

- знание приемов дыхания, характерных для театрального исполнительства;

- знание строения артикуляционного аппарата;

- знание основных норм литературного произношения текста;

- умение использовать голосовой аппарат в соответствии с особенностями театрального исполнительства;

- умение работать с литературным текстом;

- умение устанавливать непосредственное общение со слушателями;

- навыки по использованию голосового аппарата, владению дыханием;

- навыки владения выразительными средствами устной речи;

- навыки по тренировке артикуляционного аппарата.

3.4.4. Сценическое движение:

- необходимые знания в области физической культуры и техники безопасности при исполнении пластических заданий на сцене;

- знание технических приемов сценического движения, в том числе с использованием различных театральных аксессуаров (шляпы, трости, плаща и др.) для создания художественного образа;

- знание профессиональной терминологии;

- умение использовать элементы пластической техники при создании художественного образа;

- умение использовать технические приемы сценического движения, в том числе с использованием различных театральных аксессуаров (шляпы, трости, плаща и др.) для создания художественного образа;

- умение распределять движения во времени и пространстве;

- навыки владения средствами пластической выразительности, комплексом физических упражнений.

3.4.5. Танец:

- знание основной терминологии в области хореографического искусства;

- знание элементов и основных комбинаций классического и народного сценического танцев;

- знание средств художественной выразительности при создании образа в танцевальном жанре;

- знание принципов взаимодействия музыкальных и танцевальных выразительных средств;

- умение исполнять элементы и основные комбинации классического и народного сценического танцев;

- умение запоминать и воспроизводить танцевальный текст;

- навыки по применению упражнений с целью преодоления технических трудностей;

- навыки исполнения элементов классического и народного сценического танцев.

3.4.6. Ритмика:

- умение эмоционально выразительно выполнять ритмические упражнения;

- умение согласовывать ритмические движения со строением музыкального произведения, распределять их во времени и пространстве;

- навыки выполнения парных и групповых упражнений.

3.4.7. Подготовка сценических номеров:

- умение подготовить концертно-сценический номер или фрагмент театральной роли под руководством преподавателя;

- умение работать в творческом коллективе, вежливо, тактично и уважительно относиться к партнерам по сцене;

- умение анализировать и исправлять допущенные ошибки;

- навыки по применению полученных знаний и умений в практической работе на сцене при исполнении концертного номера или роли в учебном спектакле.

3.4.8. Слушание музыки и музыкальная грамота:

- знание специфики музыки как вида искусства;

- знание музыкальной терминологии, актуальной для театрального искусства;

- первичные знания в области музыкального искусства (основные понятия, связанные с метром, ритмом, темпом, динамикой, ладовой системой, музыкальными жанрами, строением музыкальных произведений);

- умение воспринимать музыкальные произведения, анализировать их строение, определять художественно-образные и жанровые особенности;

- умение пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для театрального искусства;

- умение различать тембры музыкальных инструментов;

- умение запоминать и воспроизводить мелодику несложных музыкальных произведений;

- первичные навыки по проведению сравнительного анализа музыкальных и театральных произведений в рамках основных эстетических и стилевых направлений в области театрального и музыкального искусства.

3.4.9. Беседы об искусстве:

- первичные знания об особенностях использования выразительных средств в области театрального, музыкального и изобразительного искусства;

- знание произведений в области театрального, музыкального и изобразительного искусства;

- навыки эмоционально-образного восприятия произведений театрального, музыкального и изобразительного искусства;

- навыки самостоятельной творческой работы в области музыкального и изобразительного искусства.

3.4.10. История театрального искусства:

- знание основных эстетических и стилевых направлений в области театрального искусства;

- знание основных этапов развития театрального искусства;

- знание основных исторических периодов развития отечественного и зарубежного театрального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительным, музыкальным, хореографическим);

- знание истории возникновения и развития жанров театрального искусства;

- знание особенностей национальных традиций театрального искусства;

- знание театральной терминологии;

- знание классического и современного театрального репертуара;

- умение анализировать произведения театрального искусства с учетом их жанровых и стилистических особенностей.