3. Порядок регистрации цен и тарифов на услуги

Сбор ценовой информации основывается на положениях Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации". В соответствии с частью 5 статьи 6 сбор первичных статистических данных при проведении федерального статистического наблюдения осуществляется путем предоставления этих данных респондентами либо путем опроса респондентов или регистрации соответствующих фактов лицами, привлекаемыми для сбора первичных статистических данных.

Регистрация цен и тарифов на отдельные виды услуг осуществляется с использованием бланков регистрации цен (форма N 1-потребительские цены "Бланк регистрации потребительских цен и тарифов на товары и услуги"), а также терминалов (мини-компьютеров) для сбора данных о ценах и тарифах.

Регистрации подлежат фактические цены, тарифы на отдельные виды услуг, оказываемые населению на потребительском рынке (без учета видов услуг, предоставляемых на льготных условиях для отдельных категорий граждан), оплачиваемые наличным или безналичным способами (банковские карты и др.).

Потребительская цена (тариф), которая является конечной ценой потребления, включает НДС и другие прямые и косвенные налоги, сборы, а также расходы и доходы организаций сферы услуг.

Сбор информации о потребительских ценах и тарифах проводится специалистами территориальных органов государственной статистики путем их регистрации на конкретные виды услуг непосредственно во время личного посещения организаций сферы услуг.

В некоторых случаях ежемесячные данные о ценах могут быть получены с использованием информации, размещенной в сети Интернет, а также по телефону. При этом обязательным условием является непосредственное посещение базовой организации специалистом, осуществляющим регистрацию цен, не реже одного раза в квартал.

Регистрация цен и тарифов осуществляется:

ежемесячно - по установленному перечню услуг-представителей с 21 по 25 число отчетного месяца. По видам услуг, цены и тарифы на которые не подвержены резким изменениям, регистрация цен может быть проведена на один-два дня ранее установленного периода сбора данных.

При проведении сбора ценовой информации необходимо соблюдать сроки регистрации цен и тарифов на одни и те же конкретные виды услуг в одних и тех же базовых организациях, с тем чтобы интервал между двумя регистрациями цен в обязательном порядке составлял один месяц.

Еженедельно - по ограниченному кругу услуг-представителей, установленному Росстатом.

Регистрируемая в оперативном режиме (еженедельно) ценовая информация на услуги-представители сопоставляется с ежемесячной регистрацией и должна проводиться в тех же объектах наблюдения (базовых организациях).

Если сроки обеих регистраций совпадают, то информация о ценах по отдельным организациям сферы услуг, полученная при проведении еженедельной регистрации, может быть включена в массив ежемесячной информации.

В описании услуг с конкретными потребительскими свойствами должны быть отражены название услуги, а также определенные качественные характеристики и признаки, позволяющие отличить данную услугу от других. Кроме того, могут быть указаны специфические признаки услуги.

Детализация описания услуги должна быть такова, чтобы можно было зарегистрировать цены (тарифы) на данную конкретную услугу в течение длительного периода времени, а также безошибочно идентифицировать ее при последующей регистрации цен (тарифов) не только специалисту, сделавшему запись в текущем месяце, но и вновь привлеченному к этой работе.

В случае несоответствия фактических единиц измерения предоставленных услуг единицам, предусмотренным в наборе для наблюдения за ценами и тарифами, зарегистрированная цена (тариф) на отдельный вид услуг пересчитывается на цену (тариф) данной услуги, соответствующую установленной единице измерения.

Одним из основных требований к ценовой информации, используемой при расчете ИПЦ, является обеспечение в двух смежных периодах условия сопоставимости цен (тарифов), т.е. сбора цен (тарифов) на одни и те же (или идентичные) услуги с конкретными потребительскими свойствами.

В случае отсутствия отобранной для наблюдения услуги с конкретными потребительскими свойствами при регистрации цен, в условиях стабильной ценовой ситуации и отсутствии изменения цен на аналогичные услуги, в течение двух месяцев возможно дублирование цены (тарифа). По истечении данного периода необходимо осуществить замену наблюдаемой услуги.

Замена отобранных для наблюдения за ценами услуг с конкретными потребительскими свойствами может быть обусловлена их отсутствием в конкретной организации сферы услуг, в которой производится сбор ценовой информации, ее ликвидацией или закрытием на неопределенный срок.

Каждый конкретный случай вынужденной замены услуг требует проведения специалистами по статистике цен индивидуального анализа сложившейся ситуации и принятия ими решения о выборе метода замены.

Использование методов замены при сборе ценовой информации на потребительском рынке является вынужденной мерой, обусловленной частой сменой ассортимента услуг, нестабильностью потребительского рынка и т.д.

Основные методы замены отдельных видов товаров, услуг и базовых организаций изложены в Методологических положениях по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен, утвержденных постановлением Росстата от 30 декабря 2005 г. N 110.