1. Принципы формирования набора услуг-представителей для наблюдения за потребительскими ценами
1. Принципы формирования набора услуг-представителей
для наблюдения за потребительскими ценами
Потребительский набор услуг-представителей, на основании которого осуществляется наблюдение за ценами (тарифами) и рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех субъектов Российской Федерации репрезентативную выборку услуг-представителей.
Перечень услуг-представителей разрабатывается Федеральной службой государственной статистики (Росстатом) с учетом предложений территориальных органов государственной статистики и остается неизменным не менее одного года.
Отбор позиций производится с учетом относительной важности отдельных видов услуг, обеспечивающих социально необходимые условия жизни населения, его образования, культуры, досуга и прочих функций жизнедеятельности.
Кроме того, отбор отдельных видов услуг осуществляется с учетом их представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные виды услуг.
Критерием для включения в набор новых услуг-представителей является их доля (не менее 0,1%) в общих потребительских расходах населения, определяемых в результате выборочного наблюдения за расходами домашних хозяйств.
Под услугой-представителем понимается совокупность однородных по своему потребительскому назначению конкретных услуг определенного вида, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями, не влияющими на основные потребительские свойства услуги.
Так, в 2012 году перечень товаров (услуг)-представителей для наблюдения за потребительскими ценами (тарифами) в рамках исчисления индекса потребительских цен включает в себя 503 позиции, в том числе 116 видов услуг-представителей.
Регистрация цен и тарифов (сбор ценовых котировок) осуществляется на услуги с конкретными потребительскими свойствами (конкретные услуги).
Под ценовой котировкой понимается цена (тариф) определенного вида услуги, обладающей конкретными потребительскими свойствами (наименование, характерные особенности), зарегистрированная в организации сферы услуг, отобранной для статистического наблюдения.
Специалисты территориальных органов государственной статистики, осуществляющие регистрацию цен и тарифов, самостоятельно отбирают наиболее востребованные виды услуг с конкретными потребительскими свойствами из перечня оказываемых услуг данного наименования. При этом необходимо учитывать максимальное их соответствие описанию и характеристике услуги-представителя, а также массовость спроса населения на данные виды услуг и регулярность их оказания в базовой организации. В случае возникновения затруднений при отборе того или иного вида услуг рекомендуется обращаться к специалистам организации сферы услуг для выбора наиболее востребованного конкретного вида услуги.
При отборе для регистрации цен (тарифов) услуг с конкретными потребительскими свойствами необходимо исходить из основной задачи данной работы - отслеживание цен (тарифов) для расчета индексов потребительских цен за длительный период времени.
Перечень видов услуг с конкретными потребительскими свойствами, сформированный специалистами, осуществляющими регистрацию потребительских цен в отдельных городах, должен быть согласован со структурным подразделением территориального органа Росстата, ответственным за статистику потребительских цен.
Отбор видов услуг с конкретными потребительскими свойствами проводится пропорционально объему их предоставления населению.
При определении объема оказанных услуг могут быть использованы статистические данные об их реализации, а также информация, полученная путем опроса работников организаций сферы услуг.
По большинству видов услуг-представителей количество собранных в ходе регистрации ценовых котировок с различным уровнем цен должно отражать реальную структуру предоставляемых конкретных видов услуг в организациях этой сферы с разнообразными условиями их оказания и обеспечивать возможность определения реального уровня средневзвешенных цен и тарифов на каждый вид услуг в субъекте Российской Федерации и России в целом.
Виды услуг, выбранные для наблюдения за ценами и тарифами на потребительском рынке, должны быть массово востребованными, соответствовать типичному потреблению услуг основных групп населения, не должны многократно (более чем в 2 - 3 раза) превышать средний уровень цен, сложившийся на потребительском рынке на аналогичные услуги.
В ходе выбора услуг с конкретными потребительскими свойствами для регистрации цен и тарифов необходимо проанализировать информацию о максимально широком ассортименте конкретных видов данной услуги-представителя, оказываемых организациями сферы услуг на постоянной основе. С этой целью рекомендуется использовать рекламную продукцию, издаваемую организациями и фирмами, каталоги, прайс-листы и т.п.
На большинство видов услуг-представителей в городе должно быть зарегистрировано не менее 5 ценовых котировок (как правило, регистрируется 5 - 10 котировок). Исключение составляют услуги, на которые в городе действуют единые цены (тарифы).
Одно из основных условий получения максимально точной и достоверной информации, используемой для расчета индекса потребительских цен, - соблюдение требования сопоставимости цен (тарифов) в двух смежных периодах.
Необходимым требованием сопоставимости цен и тарифов является одинаковое количество ценовых котировок, включаемых в расчет средней цены (тарифа) на каждую услугу-представитель на уровне города в течение всего отчетного года. Несоблюдение этого правила может привести к снижению точности рассчитанных индексов цен (тарифов).
В соответствии с международными требованиями Руководства по индексам потребительских цен, разработанного в 2007 году Международным бюро труда, Международным Валютным Фондом, Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Статистическим бюро Европейских сообществ (Евростат), Организацией Объединенных Наций и Всемирным банком, важнейшей задачей при построении динамических рядов уровней и индексов цен (тарифов) является наличие информации в непрерывной динамике.
По каждой позиции из числа услуг-представителей, отобранных для регистрации цен (тарифов) в отчетном году, наблюдение должно осуществляться в течение всего отчетного года. Пропуски регистрации цен (тарифов) на наблюдаемые виды услуг-представителей в отдельные периоды отчетного года недопустимы.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей