Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 28 февраля 1996 г. N 195

ПОЛОЖЕНИЕ

О ВСЕРОССИЙСКОЙ СЛУЖБЕ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.08.1997 N 1006,

от 05.04.1999 N 374, от 12.08.2011 N 660, от 04.09.2012 N 882)

1. Всероссийская служба медицины катастроф (далее именуется - Служба) является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2011 N 660)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Основными задачами Службы являются:

организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций <*>;

оказание экстренной и консультативной медицинской помощи пострадавшим (больным) и осуществление медицинской эвакуации;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.08.2011 N 660)

обеспечение готовности органов управления, системы связи и оповещения, формирований и учреждений Службы к реагированию и действиям в чрезвычайных ситуациях;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2011 N 660)

(см. текст в предыдущей редакции)

участие в разработке и выполнении научно-технических программ по совершенствованию организации деятельности Службы, обеспечение контроля за ходом реализации программ, использованием выделенных финансовых средств, эффективностью программных мероприятий и подготовка предложений по их корректировке;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 N 1006)

(см. текст в предыдущей редакции)

участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;

создание и рациональное использование резервов финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов для обеспечения работы Службы;

участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций, обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

разработка и постоянное совершенствование системы медицинского обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2011 N 660)

(см. текст в предыдущей редакции)

прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2011 N 660)

(см. текст в предыдущей редакции)

методическое руководство системой подготовки и повышения квалификации, а также аттестацией специалистов Службы;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.08.2011 N 660)

научно-исследовательская работа по развитию и совершенствованию структуры и деятельности Службы;

международное сотрудничество в области медицины катастроф.

--------------------------------

<*> Розыск пораженных, их извлечение из-под завалов, из очагов пожаров, вынос (вывоз) с местности (участка, объекта), зараженной радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами, оказание первой помощи на месте поражения выполняются аварийно-спасательными формированиями единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2011 N 660)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Служба функционально объединяет:

службу медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882)

(см. текст в предыдущей редакции)

службу медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации;

силы и средства Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, Российской академии медицинских наук, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и других организаций, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

Задачи, порядок деятельности и структура, состав сил и средств службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации и службы медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации определяются положениями о них, утверждаемыми соответственно Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882)

(см. текст в предыдущей редакции)

Состав входящих в Службу сил и средств иных федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

(п. 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2011 N 660)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Служба в целях выполнения возложенных на нее задач осуществляет свою деятельность на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

На федеральном уровне Служба представлена:

координационным органом - Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства здравоохранения Российской Федерации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882)

(см. текст в предыдущей редакции)

постоянно действующим органом управления, выполняющим одновременно функции органа повседневного управления, - штабом Службы;

силами и средствами федерального государственного учреждения "Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Министерства здравоохранения Российской Федерации" (далее - Всероссийский центр медицины катастроф "Защита") и других федеральных государственных учреждений (учреждений), находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федерального медико-биологического агентства, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Российской академии медицинских наук, с входящими в их состав формированиями, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882)

(см. текст в предыдущей редакции)

силами и средствами формирований и учреждений Службы медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации;

силами и средствами формирований и учреждений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

силами и средствами формирований и учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, открытого акционерного общества "Российские железные дороги", а также формирований других организаций, в полномочия которых входит ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

На межрегиональном уровне Служба представлена:

органами повседневного управления - межрегиональными центрами медицины катастроф, действующими на функциональной основе на базе территориальных центров медицины катастроф в гг. Екатеринбурге, Нальчике, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и Хабаровске. Функции межрегионального центра медицины катастроф Центрального федерального округа (г. Москва) возложены на Всероссийский центр медицины катастроф "Защита";

силами и средствами формирований и учреждений федерального уровня, расположенных на территории соответствующих федеральных округов.

На региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) Служба представлена:

координационным органом - комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

постоянно действующим органом управления - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения;

органом повседневного управления - территориальным центром медицины катастроф;

силами и средствами территориальных центров медицины катастроф и иных государственных учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации с входящими в их состав формированиями, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

силами и средствами формирований и учреждений федерального уровня, расположенных на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

На муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) Служба представлена:

координационным органом - комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

постоянно действующим органом управления, выполняющим одновременно функции органа повседневного управления, - органом местного самоуправления, уполномоченным осуществлять управление в сфере здравоохранения;

силами и средствами муниципальных учреждений здравоохранения, включая станции (подстанции) скорой медицинской помощи;

силами и средствами федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, Министерства обороны Российской Федерации, при отсутствии на территориях отдельных муниципальных образований муниципальных учреждений здравоохранения.

На объектовом уровне Служба представлена:

координационным органом - комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации;

постоянно действующим органом управления, выполняющим одновременно функции органа повседневного управления, - должностным лицом, уполномоченным осуществлять медико-санитарное обеспечение объекта (организации) при чрезвычайных ситуациях;

силами и средствами соответствующих нештатных формирований при объекте (организации), предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

(п. 5 в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2011 N 660)

(см. текст в предыдущей редакции)

5(1). Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" является учреждением здравоохранения особого типа и осуществляет методическое обеспечение деятельности территориальных центров медицины катастроф и системы подготовки кадров Службы.

Территориальные центры медицины катастроф являются государственными учреждениями здравоохранения особого типа субъектов Российской Федерации, в структуру которых входят такие основные подразделения, как администрация, оперативное (с оперативной группой управления) отделение, дежурно-диспетчерское отделение, отделение экстренной и консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации, подвижные профессиональные медицинские формирования (медицинские отряды, бригады экстренного реагирования и бригады специализированной медицинской помощи), находящиеся в режиме постоянной готовности и предназначенные для выдвижения в зону чрезвычайной ситуации для оказания медицинской помощи.

(п. 5(1) введен Постановлением Правительства РФ от 12.08.2011 N 660)

6. На всех уровнях Службы на базе медицинских образовательных, научно-исследовательских, лечебно-профилактических и санитарно - профилактических учреждений создаются нештатные формирования (отряды, бригады, группы). Обеспечение их готовности к работе возлагается на руководителей соответствующих учреждений, при возникновении чрезвычайных ситуаций они поступают в оперативное подчинение органов управления Службы соответствующего уровня.

7. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы Службы функционируют в режиме повседневной деятельности.

При угрозе возникновения на определенных территориях чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил Службы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

(п. 7 в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2011 N 660)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. По решению руководителя Службы для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации с учетом ее масштаба, степени потенциальной опасности, медико-санитарных и социальных последствий могут привлекаться все находящиеся в зоне чрезвычайной ситуации силы и средства Службы независимо от их уровня.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2011 N 660)

(см. текст в предыдущей редакции)

При недостаточности муниципальных и (или) региональных возможностей для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации на соответствующей территории могут быть привлечены силы и средства иных функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, формируемых Министерством здравоохранения Российской Федерации.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.08.2011 N 660, в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882)

(см. текст в предыдущей редакции)

Координация подготовки и взаимодействия органов управления, а также использования формирований и учреждений, входящих в состав Службы, возлагается на службу медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации, которая должна обеспечить:

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.04.1999 N 374, от 12.08.2011 N 660, от 04.09.2012 N 882)

(см. текст в предыдущей редакции)

разработку научно-методических принципов деятельности Службы;

подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов Службы;

разработку методических основ подготовки населения к оказанию первой помощи при чрезвычайных ситуациях;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2011 N 660)

(см. текст в предыдущей редакции)

руководство силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2011 N 660)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Руководителем Службы является Министр здравоохранения Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882)

(см. текст в предыдущей редакции)

Организационно-методическое руководство деятельностью органов управления, формирований и учреждений, входящих в состав Службы, по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций осуществляет Министерство здравоохранения Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок привлечения к ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций сил и средств Службы определяется ее руководителем по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Проведение мероприятий по ликвидации указанных последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с планом медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях, разрабатываемым штабом Службы по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и утверждаемым руководителем Службы.

Штаб Службы входит в состав Всероссийского центра медицины катастроф "Защита" и выполняет следующие функции:

стратегическое планирование медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях;

оперативно-тактическое руководство (координация) при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций деятельностью службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации, службы медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации, а также сил и средств иных указанных в пункте 4 настоящего Положения федеральных органов исполнительной власти;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882)

(см. текст в предыдущей редакции)

организационно-техническое обеспечение работы Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства здравоохранения Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 9 в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2011 N 660)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Финансирование Службы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств заинтересованных организаций с учетом соответствующих федеральных целевых программ.

Резерв финансовых и материальных ресурсов (лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и медицинская техника, санитарный транспорт, санитарно-хозяйственное и специальное имущество) создается:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2011 N 660)

(см. текст в предыдущей редакции)

в составе государственного резерва, предназначенного для обеспечения первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, - за счет средств федерального бюджета;

на федеральном и межрегиональном уровнях - за счет средств федеральных органов исполнительной власти, силы и средства которых входят в состав Службы;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2011 N 660)

(см. текст в предыдущей редакции)

резерв субъекта Российской Федерации - за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации;

резерв муниципального уровня - за счет средств муниципального бюджета;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2011 N 660)

(см. текст в предыдущей редакции)

объектовый резерв - за счет собственных средств организации.

Порядок создания, расходования, номенклатура и объемы резервов финансовых и материально-технических ресурсов определяются органом (организацией), их создающим.