Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

7. Порядок регистрации цен и тарифов на отдельные виды товаров и услуг

7. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ЦЕН И ТАРИФОВ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ

ТОВАРОВ И УСЛУГ

7.1. Регистрации подлежит фактическая цена товара, имеющегося в свободной реализации на потребительском рынке (без учета товаров, реализуемых на льготных условиях для отдельных категорий граждан) и оплачиваемого наличными деньгами.

Например, не рекомендуется регистрировать цены на сахар-песок или муку пшеничную, реализуемые мешками, или цены на отдельные непродовольственные товары (одежду, обувь, предметы сложнобытовой техники и т.п.), реализуемые во время краткосрочных распродаж, а также цены со скидками (льготные цены), по которым осуществляется реализация товаров отдельным категориям населения.

По услугам регистрации подлежит фактическая цена (тариф) предложенного к реализации отдельного вида платной услуги, оказанной населению.

Потребительская цена (тариф), которая является конечной ценой потребления, включает НДС, акциз, налог с продаж и другие прямые и косвенные налоги, а также расходы и доходы товаропроводящей сети.

В наблюдение включаются как товары отечественного производства, так и импортные товары.

В случае, когда цены на товары зарубежного производства или вид услуг в отдельных организациях торговли (услуг) указаны в условных единицах или долларах США, их пересчет в рубли может быть осуществлен либо в соответствии с официальным курсом Банка России, объявленным на дату регистрации цен, либо в соответствии с курсом, применяемым данной организацией торговли, либо в соответствии с курсом, запрашиваемым продавцом.

7.2. Сбор информации о потребительских ценах проводится специалистами территориальных органов государственной статистики путем регистрации цен и тарифов на конкретные виды товаров и платных услуг, оказанных населению.

Регистрация цен и тарифов на отдельные виды товаров и платных услуг, оказанных населению, осуществляется с использованием бланков регистрации цен (форма N 1 - потребительские цены "Бланк регистрации цен и тарифов на товары и платные услуги населению"), а также терминалов (мини-компьютеров) для сбора данных о ценах и тарифах.

При отборе для наблюдения за ценами отдельных видов одежды и обуви рекомендуется отдавать приоритет не остро модным товарам, а моделям традиционного направления, за ценами на которые можно проводить наблюдение в течение длительного периода, проводя, по мере необходимости, соответствующую замену, чтобы избежать наблюдения за ценами на устаревшие модели.

При регистрации цен на каждый конкретный отобранный товар (услугу) - представитель в бланк регистрации цен или в терминал сбора данных для регистрации цен и тарифов необходимо заносить наименование товара и информацию, в которой содержится краткое описание с четкой и ясной его характеристикой.

В описании товара должны быть указаны марка, модель, артикул, состав сырья, цвет изделия, размер, сорт, вес, предприятие-изготовитель, страна-изготовитель, назначение товара, определенное качество и другие качественные характеристики и признаки, позволяющие отличить данный товар от других.

Детализация описания товара должна быть такова, чтобы можно было зарегистрировать цены на данный товар в течение длительного периода времени, а также безошибочно найти его в продаже при последующей регистрации цен не только специалисту, сделавшему запись в текущем месяце, но и вновь привлеченному к этой работе.

Отсутствие подробных характеристик товаров делает невозможным проведение оценки реального изменения цен по конкретным моделям, так как рост цен может иметь место за счет улучшения потребительских свойств товаров, введенных в наблюдение в новом сезоне.

Зарегистрированная цена товара в его фактической расфасовке пересчитывается (при несоответствии) на цену данного товара, соответствующую установленной единице измерения.

Регистрация цен на товары-представители на рынках, включая вещевые, осуществляется по опросу продавцов. При этом для более объективной регистрации цен не рекомендуется проводить какие-либо записи в присутствии продавца.

Регистрация цен на товары, реализуемые по сниженным ценам, производится в случае, если акция снижения цен не носит краткосрочного характера (в течение 1 - 15 дней).

При этом необходимо учитывать, что при поступлении через определенный промежуток времени новых партий аналогичных товаров, с более высоким уровнем цен, соответственно будет зафиксировано их повышение.

В связи с этим рекомендуется применять индивидуальный подход к регистрации цен на товары, реализуемые по сниженным ценам, используя метод замены товаров (см. раздел 11 настоящих Методологических положений).

7.3. Одним из основных условий получения максимально точной и достоверной информации, используемой для расчета индекса потребительских цен, является соблюдение сопоставимости цен в отчетном и базисном периодах.

Необходимым условием сопоставимости цен является одинаковое количество ценовых котировок, регистрируемых на каждый товар (услугу) в течение всего отчетного года. В тех случаях, когда это правило не соблюдается, точность рассчитанных индексов цен может быть недостаточной.

Так, например, если на какой-либо товар-представитель в базисном периоде было зарегистрировано 6 цен, а в отчетном периоде - 5 цен и расчет средних цен, а также их изменений произведен на основе всех зарегистрированных в каждом периоде ценовых котировок, то может быть зафиксировано изменение средних цен, в то время как практически все цены остались без изменения и только один из конкретных видов данного товара (на который была зарегистрирована цена в базисном периоде) исчез из продажи.

Для обеспечения сопоставимости ценовой информации в смежные периоды и ее непрерывности при расчете индекса потребительских цен рекомендуется применение методов замены товаров (услуг) - представителей.

Важнейшей задачей при построении динамических рядов уровней и индексов цен является наличие информации в длительной непрерывной динамике.

7.4. Регистрация цен и тарифов осуществляется:

- ежемесячно - по полному перечню товаров (услуг) - представителей с 23 по 25 число отчетного месяца. По товарам и услугам, цены (тарифы) на которые не подвержены резким изменениям, регистрация цен может быть проведена на один-два дня ранее установленного времени.

При проведении сбора ценовой информации необходимо соблюдать установленные сроки регистрации цен на одни и те же товары на одних и тех же базовых предприятиях с тем, чтобы выдерживать интервал между двумя регистрациями в один месяц.

Например, если в магазине "Зенит" цена на стиральную машину "Малютка" зарегистрирована 24 января, то в феврале рекомендуется провести регистрацию цен также по состоянию на 24 число;

- еженедельно - по ограниченному кругу товаров и услуг - представителей, определенному соответствующими нормативными актами, в сроки, установленные этими документами.

По товарам и услугам, цены (тарифы) на которые не подвержены резким изменениям, еженедельная регистрация допускается в предшествующий день недели, однако по товарам и услугам, цены (тарифы) на которые растут неравномерно и опережающими темпами, еженедельная регистрация проводится строго в определенный день.

Регистрируемая в оперативном режиме (еженедельно или с иной периодичностью) ценовая информация на товары (услуги) - представители увязывается с ежемесячной регистрацией и должна проводиться на тех же объектах наблюдения.

При этом, если сроки обеих регистраций совпадают, то информация по отдельным организациям торговли и сферы платных услуг, полученная в течение еженедельной регистрации, может быть включена в массив ежемесячной информации.