Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

КРАТКИЙ ГЛОССАРИЙ

БАЗОВЫЙ ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН (БАЗОВАЯ ИНФЛЯЦИЯ) - являясь одной из составляющих индекса потребительских цен (ИПЦ), исключает краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов, которые носят административный, событийный, а также сезонный характер.

БАЗИСНЫЙ ПЕРИОД ИНДЕКСА - период, для которого значение индекса устанавливается равным 1,0 или 100%.

БАЗОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - репрезентативно отобранный объект наблюдения.

Отобранная совокупность базовых организаций должна отвечать репрезентативному представлению для отображения экономического явления как в целом по России, так и в региональном разрезе, а также в разрезе видов экономической деятельности.

В потребительском секторе - организации торговли и сферы платных услуг всех видов собственности, на которых осуществляется регистрация потребительских цен и тарифов по сформированному набору товаров (услуг) - представителей.

ВЕСА - мера относительной значимости товаров (услуг) в рамках сводного индекса цен.

ВЗВЕШИВАНИЕ - метод индексных расчетов для получения сводных показателей из индивидуальных элементов, каждому из которых придается определенное значение, или вес, в общей их совокупности.

ВЫБОРКА (ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ) - совокупность ограниченного числа наблюдений, которая должна быть представительной (репрезентативной), т.е. полно и адекватно отражать свойства и пропорции генеральной совокупности.

ДЕНЕЖНЫЕ РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ - сумма фактических затрат, произведенных членами домохозяйства в течение учетного периода обследования, включающие в себя потребительские расходы, а также расходы, не связанные с потреблением.

ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО (ДОМОХОЗЯЙСТВО) - совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении или его части, как связанных, так и не связанных родством, совместно обеспечивающих себя всем необходимым для жизни, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства. Домохозяйство может состоять из одного человека, живущего самостоятельно.

ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН (ИПЦ) - относительный показатель, характеризующий изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода.

ИНДЕКС ЦЕН - относительный показатель, выраженный в коэффициентах или процентах, характеризующий изменение цен во времени.

ИНДЕКС ЦЕН БАЗИСНЫЙ - рассчитывается как отношение цены текущего периода к цене периода, принятого за базу сравнения.

ИНДЕКС ЦЕН ЦЕПНОЙ - строится методом отнесения цены текущего периода к цене предыдущего периода. При постоянных весах действует правило, согласно которому произведение цепных индексов равняется базисному.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИНДЕКС ЦЕН - представляет собой отношение цены конкретного товара (услуги) в определенный период времени к цене того же товара (услуги) в базисном периоде.

ИНФЛЯЦИЯ - обесценивание бумажных денег и безналичных денежных средств, сопровождающееся ростом цен на товары и услуги в экономике, связанное с нарушением функционирования денежно-кредитной и финансовой систем страны (неплатежи, непроизводительные расходы государства, неэффективная система кредитования, налогообложения и др.), структурными диспропорциями, нарушением соотношений цен на отдельные товары, услуги, а также рядом др. факторов. По темпам выделяют ползучую инфляцию, характерную для промышленно развитых стран (темп роста составляет по разным оценкам от 3 до 10% в год); галопирующую инфляцию - для развивающихся стран и стран с переходной экономикой (от 10 - 50% до 200 - 300% в год); гиперинфляцию (при темпах, превышающих 50% в месяц, если они сохраняются в экономике на протяжении полугода и более). Статистика измеряет уровень инфляции с использованием системы индексов цен, важнейшими компонентами которой являются индекс-дефлятор валового внутреннего продукта и индекс потребительских цен. В современных условиях прирост потребительских цен трактуется как инфляция в потребительском секторе.

КИПЦ - классификация индивидуального потребления по целям (КИПЦ) - Classification Of Individual Consumption By Purpose (COICOP), являющаяся одной из четырех функциональных классификаций, описанных в Системе Национальных Счетов 1993 года. Данная классификация была использована при разработке Классификатора индивидуального потребления домашних хозяйств по целям (КИПЦ-ДХ) и Классификатора индивидуального потребления по целям, адаптированного к индексу потребительских цен (КИПЦ-ИПЦ).

КЛАССИФИКАТОР - нормативный документ, содержащий систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации. В зависимости от области применения и уровня принятия (утверждения) классификаторы подразделяются на общероссийские, отраслевые (ведомственные) и классификаторы предприятий. По своему статусу классификаторы приравнены к соответствующим категориям стандартов.

МАРКА ТОВАРА (ТОРГОВАЯ МАРКА) - имя товара, представляющее собой символ, рисунок, надпись, используемые для идентификации товара.

НАБОР ТОВАРОВ (УСЛУГ) - ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ - единый для всех субъектов Российской Федерации репрезентативно отобранный перечень товаров (малых товарных групп) и платных услуг, наиболее часто потребляемых населением.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС) - налог из группы налогов на товары (услуги), которым облагается произведенная добавленная стоимость товаров (услуг).

НАЦЕНКА ТОРГОВАЯ (РЕАЛИЗОВАННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ) - 1) разность между стоимостью товаров в продажных и покупных ценах, служит для расчета прибыли от реализации товаров и валового внутреннего продукта, созданного в торговле; 2) элемент цены, предназначенный для покрытия издержек обращения и образования прибыли от реализации товаров.

ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ - показатель потенциальных возможностей населения по приобретению товаров и услуг.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ - являются частью денежных расходов населения, направленной на приобретение потребительских товаров и услуг. В их составе не учитываются расходы на покупку произведений искусства, антиквариата и ювелирных изделий, приобретаемых в качестве капиталовложений, оплату материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений, являющихся инвестициями в основной капитал.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ (РОЗНИЧНАЯ) ЦЕНА (ТАРИФ) - фактическая цена (тариф) на товар или услугу, реализуемую в свободной продаже в организациях торговли сферы услуг в стационарных торговых заведениях и при передвижной торговле (киоски, палатки и т.д.), а также на рынках. Потребительская цена является конечной ценой потребления и включает в себя НДС, акциз, налог с продаж и другие косвенные налоги, а также затраты и прибыль организаций товаропроводящей сети.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТОВАРЫ (УСЛУГИ) - товары (услуги), используемые населением, как правило, для личного и общесемейного потребления. Общий объем потребительских товаров и услуг может быть оценен в стоимостном выражении как в текущих, так и в сопоставимых ценах.

РЕГИСТРАЦИЯ ЦЕН (ТАРИФОВ) - метод сбора информации о ценах на товары (услуги), вошедшие в сформированный набор товаров (услуг) - представителей в организациях, отобранных для наблюдения за потребительскими ценами.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ РАССЧИТЫВАЕМЫХ ИНДЕКСОВ ЦЕН - надежность рассчитываемой системы индексов цен, зависящая от принятой методологии их исчисления, а в ее рамках - от количества и представительности информационной базы, используемой для организации выборочного наблюдения за ценами. Мерой репрезентативности результатов выборочного наблюдения служат ошибки выборки, которые характеризуют точность распространения статистических параметров, полученных по данным выборки, на всю совокупность изучаемых явлений. На репрезентативность расчетов индексов цен влияет формирование совокупности как товаров-представителей, так и базовых организаций.

СВОБОДНАЯ (РЫНОЧНАЯ) ЦЕНА - цена, формируемая в условиях либерализации цен под влиянием спроса и предложения на товар в условиях конкурентного рынка.

СВОДНЫЙ ИНДЕКС ЦЕН - взвешенное среднее значение всех индивидуальных индексов цен.

СЕЗОННОСТЬ - понятие, характеризующее повторяющееся изменение явлений в динамике, которые могут вызываться различными причинами, в том числе связанными со сменой времен года, с явлениями природы, с периодом созревания зерновых, овощей и фруктов и их переработки, выполнением определенных работ, а также с обычаями, традициями, праздниками и пр.

СОПОСТАВИМАЯ ЦЕНА (ТАРИФ) - цена на товар (услугу) с конкретными потребительскими свойствами (ценовая котировка), зарегистрированная в отчетном и базисном периодах в одной и той же организации торговли (сферы услуг) на один и тот же товар.

СПРОС - важнейшая категория рынка, характеризуется потребностью, представленной на рынке деньгами.

СПРОС ЭЛАСТИЧНЫЙ - спрос, увеличивающийся при снижении цен (либо уменьшающийся при их повышении) таким образом, что общая выручка всех продавцов (расход всех потребителей) при этом увеличивается (уменьшается при росте цен).

СРЕДНИЕ СОПОСТАВИМЫЕ ЦЕНЫ - цены на товар (услугу) - представитель в базисном и отчетном периодах, рассчитанные из одинакового количества сопоставимых цен на товары с конкретными потребительскими свойствами (ценовые котировки).

СРЕДНЯЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ЦЕНА (ТАРИФ) - средняя величина из уровней цен товара (услуги) - представителя, зарегистрированная в различных организациях торговли и сферы услуг. Средняя цена (тариф) на товар (услугу) складывается под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и других факторов.

ТАРИФЫ НА УСЛУГИ - система ставок, по которым организации сферы услуг реализуют их потребителям. Различаются тарифы на услуги населению и тарифы на услуги производственного характера.

Тарифы на услуги населению являются по существу потребительскими (розничными) ценами и формируются в таком же порядке.

ТОВАР - важнейшая категория рынка, объект рыночной деятельности, материальная и нематериальная субстанция или действия, обладающие полезными свойствами и предназначенные для продажи.

ТОВАР (УСЛУГА) - ПРЕДСТАВИТЕЛЬ - совокупность однородных по своему потребительскому назначению конкретных товаров (услуг) определенного вида, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские их свойства.

УСЛУГА - полезные результаты деятельности, удовлетворяющие определенные потребности, но не воплощающиеся в материально-вещественной форме.

ЦЕНА - денежное выражение стоимости товара в единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную его единицу.

ЦЕНА БАЗИСНОГО ПЕРИОДА - цена, принятая за базу сравнения при исчислении индекса цен.

ЦЕНОВАЯ КОТИРОВКА - цена товара, имеющего конкретные потребительские свойства (наименование, производитель, характерные особенности), зарегистрированная в определенном магазине.