Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

10. Основные методы замены товаров (услуг) - представителей, применяемые при регистрации цен на потребительском рынке

10. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЗАМЕНЫ ТОВАРОВ (УСЛУГ) -

ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ РЕГИСТРАЦИИ ЦЕН

НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ

Замена отобранного для наблюдения за ценами товара (услуги) - представителя может быть обусловлена его отсутствием в продаже в конкретной организации торговли (сферы услуг), в которой производится сбор ценовой информацией, или ликвидации базовой организации.

Использование методов замены при сборе ценовой информации на потребительском рынке является вынужденной мерой, обусловленной частой сменой ассортимента товаров, нестабильностью потребительского рынка и т.д.

Недооценка изменения цен на временно отсутствующие товары может привести к искажению реального значения индексов потребительских цен.

Каждый конкретный случай вынужденной замены товара требует индивидуального анализа, обобщения сложившейся ситуации специалистами по статистике цен и принятия ими решения о выборе применяемого метода замены.

Выбор того или иного метода замены товара и, как следствие, определение цены для расчета индексов цен зависит от возможности информационного обеспечения, специфики условий реализации отдельных товаров, их дефицитности на рынке и других факторов.

Не рекомендуется применять метод замены по ряду услуг пассажирского транспорта, связи, жилищного и коммунального хозяйства, т.е. по таким позициям, по которым не может быть изменений ассортимента и которые практически не исчезают с потребительского рынка.

При выборе метода замены товара необходимо определить, является ли отсутствие товара временным или постоянным.

1) Ценовая информация может рассматриваться как временно отсутствующая, если есть вероятность возобновления появления товара на рынке.

Товары-представители, участвующие в наблюдении за ценами, могут временно отсутствовать вследствие причин, связанных с остановкой их выпуска из-за перебоев в поставке сырья, отсутствием спроса на продукцию, трудностей с транспортными перевозками и т.п. В этих случаях данные о ценах на эти товары могут отсутствовать в отчетном периоде, но при этом имеется информация о том, что их реализация может быть возобновлена в будущем.

Временно могут отсутствовать товары, имеющие сезонный характер производства и реализации. Такие товары ежегодно временно исчезают примерно в одно и то же время, благодаря чему их отсутствие в большой степени предсказуемо. Примерами этого являются некоторые виды овощей и фруктов, одежды и обуви, спортивного инвентаря и т.д.

2) Товар считается постоянно отсутствующим, если относительно длительное время не осуществляется его реализация на потребительском рынке без перспективы ее возобновления в будущем в прежнем виде.

Таким образом, эти товары становятся постоянно недоступными для наблюдения за ценами на них. В этих случаях в выборочную совокупность вносятся новые товары, заменяющие ранее участвовавшие в наблюдении за ценами. Замена одних видов (марок, артикулов и т.п.) на другие, однородные по потребительским свойствам, допускается при регистрации цен только в тех случаях, когда появление наблюдаемого вида товара (марки, артикула и т.п.) в будущем не будет возобновлено.

Для обеспечения сопоставимости временных рядов информация о ценах на товар (марку, артикул и т.п.), вновь включенный в перечень взамен исключенного, должна быть получена за возможно более длительный предыдущий период. При этом особое внимание следует обратить на расхождения, связанные с изменением комплектации изделия, их качественных характеристик. В случаях существенных качественных расхождений между "старым" и "новым" товаром следует попытаться определить стоимостное значение такого расхождения.

В тех случаях, когда изменение качества товара может быть выражено в стоимостном выражении, это изменение для расчета индексов цен должно быть исключено из цены. Если соответствующие расчеты по исключению влияния качественной составляющей не будут произведены, значение индекса цен может оказаться смещенным.

В случае применения методов замены базисная и отчетная цены должны рассчитываться из сопоставимого количества цен, по которым имеется ценовая информация (включая информацию, полученную путем проведенной замены).

10.1. Метод замены товара (услуги) - представителя в базовой организации.

Этот метод заключается в замене цены исчезнувшего в текущем периоде в наблюдаемой организации торговли или сферы платных услуг (базовой организации) конкретного товара (услуги) на цену аналогичного, максимально близкого по качеству и другим потребительским свойствам товара (услуги) в той же базовой организации.

При осуществлении замены одного товара, входящего в расчет средней цены в городе, другим необходимо по опросу продавцов или расчетным путем получить по данному товару цену предыдущего периода.

Наиболее часто метод замены приходится применять для товаров, характеризующихся частой сменой ассортимента.

Например, к таким товарам могут быть отнесены телефонные аппараты мобильной связи, товары сложной бытовой техники, отдельные виды одежды и обуви, изготавливаемые в соответствии с новыми требованиями моды.

Как правило, новые товары поступают в продажу по высоким ценам. Однако по мере насыщения рынка или к завершению сезона цены на них снижаются, а их заключительная распродажа может проходить по особенно низким ценам.

Начинать наблюдение за ценами на новую модель целесообразно с момента появления ее на потребительском рынке, а включать данные о зарегистрированных ценах на нее в соответствующие расчеты в период массовой продажи, проводя своевременную замену устаревших (в том числе и морально) моделей.

Принимать решение о замене устаревшей модели товара на новую, сопоставимую по потребительским свойствам, вновь появившуюся на рынке рекомендуется на основании консультации с продавцом этих товаров.

10.2. Метод замены объекта наблюдения - базовой организации.

Метод заключается в замене цены исчезнувшего в текущем периоде в наблюдаемой организации торговли или сферы платных услуг (базовой организации) конкретного товара (услуги) на цену такого же конкретного товара (услуги) или аналогичного, максимально близкого по потребительским свойствам товара (услуги) в другой базовой организации.

Этот метод замены применяется в случае, если на момент регистрации цены невозможно в базовой организации найти тот же товар, что и во время предыдущей регистрации.

Замену объекта наблюдения рекомендуется проводить на короткий период (2 - 3 месяца), сохраняя в числе наблюдаемых объектов базовую организацию, В случае более длительного отсутствия наблюдаемого товара в базовой организации производится исключение данной базовой организации из дальнейшего наблюдения и должно быть организовано постоянное наблюдение на другом объекте.

По сезонным товарам возможно сохранение базовой организации при отсутствии в ней наблюдаемого товара в течение более длительного периода времени (до 6 месяцев).

Замена объекта наблюдения может быть произведена также в случае закрытия на длительный период времени или ликвидации базовой организации.

При этом обязательным условием для организации наблюдения на новом объекте является однотипность его с ранее наблюдаемой базовой организацией, идентичность в этих организациях условий реализации товаров (услуг), а также соответствие, сопоставимость в них уровня цен на данный товар (услугу).

Как и в предыдущем методе, необходимо восстановление для заменяющего товара цены предыдущего периода. Не следует непосредственно сопоставлять цену товара в одной организации с ценой близкого по потребительским свойствам товара в другой организации торговли.

10.3. Метод использования расчетных (условных) цен.

Данный метод заключается в использовании расчетных (условных) цен на товары, которые исчезают с потребительского рынка или реализация которых в отдельные месяцы года резко ограничена. При этом возможно применение как расчетных базисных цен на вновь зарегистрированный товар, так и расчетных отчетных цен при временном отсутствии товара в момент регистрации.

Метод использования расчетных цен представляет наиболее широкие возможности в случаях отсутствия цен на отобранные для наблюдения товары.

При определении расчетной цены, в зависимости от информационного обеспечения, могут быть использованы следующие показатели:

- индекс цен по другому конкретному товару той же товарной группы, к которой относится отсутствующая позиция, при этом потребительские свойства данных товаров должны быть сопоставимы;

- индекс цен в среднем по той группе товаров, к которой относится отсутствующая позиция;

- индекс цен в среднем по родственной группе товаров;

- поправочный коэффициент, который может быть определен на базе соотношения цен конкретных разновидностей данного товара (малой товарной группы) в предыдущие месяцы;

- показатель, характеризующий изменение курса доллара США или другой иностранной валюты по отношению к российскому рублю.

На период временного отсутствия отобранного для наблюдения товара может быть исчислена расчетная цена на него с использованием показателей изменения цен на товары данного наименования (из числа имеющихся постоянно в продаже) других марок, моделей, модификаций, артикулов, производства других фирм.

Применение данного метода основано на имеющей место практике, когда темпы роста цен на вновь появившиеся (после временного отсутствия) товары соответствуют темпам роста цен на их аналоги, имеющиеся в продаже в течение всего периода наблюдения. При этом рекомендуется проводить расчет среднего изменения цен раздельно по товарам отечественного производства и по товарам зарубежного производства.

При отсутствии возможности использования ценовой информации по конкретным товарам-аналогам могут быть использованы индексы цен по группе, т.е. индексы цен более высокой степени агрегации.

Значительное распространение метода расчетных цен имеет место при наблюдении за ценами на товары и услуги, реализация которых носит сезонный характер.

10.4. Метод дублирования цены.

Данный метод применяется в основном в течение непродолжительного периода времени (не более 2 - 3 месяцев подряд) в условиях незначительных темпов инфляции. При этом по товарам зарубежного производства дублирование цены рекомендуется проводить только в условиях стабильного курса рубля относительно иностранных валют или при незначительных его колебаниях.

По товарам, реализация которых носит сезонный характер, в условиях незначительных темпов инфляции допускается дублирование цены на весь период отсутствия товара, продолжительность которого может достигать 6 месяцев и более, например по меховым изделиям или зимним (летним) видам одежды и обуви.