Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

19. ИСЧИСЛЕНИЕ СТОИМОСТИ НАБОРОВ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Для анализа инфляционных процессов как в целом по России, так и в разрезе субъектов Российской Федерации помимо индекса потребительских цен исчисляются показатели, позволяющие сопоставлять изменение цен в условиях одинаковой структуры потребления населением тех или иных потребительских товаров и услуг.

Исходя из информации о средних ценах на отдельные товары и услуги и нормах их потребления, определяется стоимость различных наборов товаров и услуг.

Общим принципом при исчислении этих показателей как по субъектам Российской Федерации, так и по России в целом является использование единых норм потребления (для каждого набора они свои) и средних цен по субъекту (России).

19.1. Стоимость минимального набора продуктов питания отражает межрегиональную дифференциацию уровней потребительских цен на основные продукты питания.

Стоимость минимального набора продуктов питания определена на основе цен на продукты питания, входящих в него, и норм их потребления для мужчины трудоспособного возраста (приведены в Методических рекомендациях по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. N 192) <1>.

--------------------------------

<1> В целях реализации Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" проводится наблюдение за ценами и тарифами на товары и платные услуги, включенные в потребительскую корзину - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и его жизнедеятельности.

На базе собранной информации об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги производится стоимостная оценка потребительской корзины, используемая для исчисления величины прожиточного минимума на душу населения.

Стоимость минимального набора продуктов питания, совпадая по составу товаров и нормам потребления, не является составляющим элементом величины прожиточного минимума, определяемого в субъектах Российской Федерации, что объясняется различием методологических подходов при их формировании. При исчислении стоимости минимального набора продуктов питания используются единые для всех субъектов Российской Федерации нормы потребления, а при расчете величины прожиточного минимума - нормы потребления, сформированные на основе зонирования субъектов Российской Федерации в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления продуктов питания.

Перечень товаров, входящих в минимальный набор продуктов питания, и объемы потребления в расчете на год приведены в Приложении 6.

Данные о стоимости набора определяются в расчете на одного человека в месяц.

19.2. Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения, исчисленная по субъектам Российской Федерации, является показателем, который может быть использован как вспомогательный инструмент, позволяющий в определенной мере охарактеризовать уровень материального благосостояния населения, отражая потребление как продовольственных, так и непродовольственных товаров, а также платных услуг.

Формирование фиксированного набора потребительских товаров и услуг для обеспечения межрегиональных сопоставлений основывалось на исследовании потребительского рынка субъектов Российской Федерации, проведенного специалистами территориальных органов Федеральной службы государственной статистики.

В состав набора были включены товары и услуги всех основных товарных групп, по которым организовано наблюдение за ценами. В первую очередь в набор были включены те товары (услуги), которые наиболее часто отмечались специалистами территориальных органов государственной статистики как товары и услуги, которым отдает потребительские предпочтения основная часть населения, проживающего в этих регионах. Кроме того, в перечень товаров были включены также товары, которые получили не очень высокий рейтинг предпочтений, однако являются социально значимыми в потребительских расходах граждан.

В состав набора включены 83 наименования товаров и услуг, в том числе 30 видов продовольственных товаров, 41 вид непродовольственных товаров и 12 видов услуг.

В качестве весов для продовольственной части набора были приняты нормы потребления продуктов, определенные как средняя арифметическая (невзвешенная) величина норм потребления, используемых в ранее сформированных наборах (минимальный набор продуктов питания; набор из 25 основных продуктов питания, исчислявшийся до 2000 г.). При этом в качестве единицы веса каждого набора по отдельным продуктам питания выступала его натуральная величина потребления.

По значительной части платных услуг населению, вошедших в фиксированный набор, были использованы нормы, определенные для исчисления необходимого социального набора, разработанного в рамках Федерального закона от 6 июля 1996 г. N 87-ФЗ "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации", и скорректированные с учетом динамики ценовых процессов на потребительском рынке и тенденций развития сферы услуг, определенных развитием российской экономики.

В основу разработки весов фиксированного набора по непродовольственным товарам и по платным услугам населению, не входящим в необходимый социальный набор, был заложен принцип расчета, основанный на определении их необходимого и достаточного потребления средним потребителем в течение одного года.

Перечень товаров и услуг, вошедших в фиксированный набор, и нормы их потребления в расчете на одного человека в год приведены в Приложении 7.

Данные о стоимости набора определяются в расчете на одного человека в месяц.