Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

15. Порядок формирования весов для расчета групповых и сводных индексов потребительских цен на товары и услуги

15. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ВЕСОВ ДЛЯ РАСЧЕТА ГРУППОВЫХ

И СВОДНЫХ ИНДЕКСОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ

15.1. Основой информационной базы для формирования структуры потребительских расходов населения, предназначенной для расчета сводного индекса потребительских цен (ИПЦ) в отчетном году, являются данные о потребительских расходах домашних хозяйств (таблица N 133 "Расходы на покупку продуктов питания, непродовольственных товаров и оплату услуг домашних хозяйств с различными среднедушевыми располагаемыми ресурсами" по категории "Все домохозяйства"), полученные по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств на территории субъекта Российской Федерации.

Объем ежегодной выборки домашних хозяйств, на основании которой формируется структура потребительских расходов населения, является достаточным для построения весов при расчете индекса потребительских цен по Российской Федерации в целом, но он не всегда достаточен для построения весов с целью расчета индексов потребительских цен для отдельных регионов. В результате в весах могут возникать погрешности, обусловленные тем, что в отдельные годы одно или несколько домашних хозяйств, входящих в состав выборки, приобретают дорогостоящие товары длительного пользования (например, легковые автомобили), тогда как в другие годы ни одно из домашних хозяйств, вошедших в ежегодную выборку, таких покупок не осуществляет.

С целью формирования репрезентативной структуры потребительских расходов населения, предназначенной для расчета сводного индекса потребительских цен (ИПЦ) в отчетном году, следует использовать данные о потребительских расходах домашних хозяйств за два последних смещенных года - предыдущий год (9 месяцев предыдущего года, IV квартал года, предшествующего предыдущему) и год, предшествующий предыдущему (9 месяцев года, предшествующего предыдущему, IV квартал года, ему предшествующего).

Данный метод формирования структуры потребительских расходов населения для расчета ИПЦ применяется по всем видам товаров и услуг.

(п. 15.1 в ред. Приказа Росстата от 28.08.2012 N 467)

(см. текст в предыдущей редакции)

15.2. Пересмотр системы весов, используемой при построении индексов потребительских цен, осуществляется ежегодно. При высоких темпах инфляции, вызывающих значительные и резкие изменения в структуре потребления населения в течение короткого промежутка времени (например, дефолт 1998 г.), в систему весов, используемую для расчета ИПЦ, в исключительных случаях в течение отчетного года могут вноситься соответствующие коррективы ("Методические рекомендации построения системы взвешивания, применяемой при исчислении индекса потребительских цен в условиях резкого изменения цен", утверждены руководством Госкомстата России 2 декабря 1998 г.).

15.3. Потребительские расходы домашних хозяйств являются частью денежных расходов, которые направляются на приобретение потребительских товаров и услуг.

Денежные расходы домашних хозяйств представляют собой сумму фактических затрат, произведенных членами домохозяйств в течение учетного периода обследования, и включают в себя потребительские расходы, а также расходы, не связанные с потреблением.

В потребительские расходы домашних хозяйств не включается стоимость товаров и услуг, расходуемых на цели инвестиций, накопления, а также товаров, для которых не существует реальной рыночной цены (собственное потребление сельскохозяйственной продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах). В частности, в составе потребительских расходов не учитываются расходы на покупку произведений искусства, антиквариата и ювелирных изделий (приобретенных в качестве капиталовложений), оплату материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений, являющихся инвестициями в основной капитал. В потребительские расходы населения также не включаются подоходный налог, сбережения, взносы в пенсионные фонды.

При расчете структуры потребительских расходов населения по отдельным субъектам Российской Федерации учитываются местные особенности как социально-экономического, так и природно-климатического характера.

15.4. Формирование весов для расчета ИПЦ в целом по Российской Федерации осуществляется в следующей последовательности:

- разработка весов на региональном уровне;

- разработка весов на федеральном уровне.

Расчет сводного индекса потребительских цен (ИПЦ) по каждому субъекту Российской Федерации, в связи с имеющими место существенными территориальными различиями в структуре потребления населением товаров и услуг, осуществляется на базе структуры потребительских расходов населения, рассчитанной для данного субъекта.

Расчет сводного индекса потребительских цен (ИПЦ) на федеральном уровне (в целом по Российской Федерации) производится на основе структуры потребительских расходов, полученной в результате агрегирования структур потребительских расходов субъектов Российской Федерации.

Кроме того, на федеральном уровне разрабатываются структуры потребительских расходов населения, рассчитанные по группам населения с различным уровнем доходов (децильные группы), и на их основе разрабатываются 10 сводных индексов потребительских цен в разрезе этих групп населения.

15.5. В ходе разработки структуры потребительских расходов населения на региональном уровне осуществляется увязка показателей отдельных статей расходов домашних хозяйств с набором товаров (услуг) - представителей, разработанным для наблюдением за уровнем и динамикой цен (тарифов).

В связи с тем, что потребительские расходы домашних хозяйств по отдельным статьям представлены агрегированными данными по группам товаров и услуг, а для расчета ИПЦ необходимо, чтобы каждый товар (услуга) имел свой вес, проводится разукрупнение и перераспределение расходов домашних хозяйств - формируется вес каждого товара (услуги) в структуре потребительских расходов населения.

По субъектам Российской Федерации, на территории которых расположены автономные округа, осуществляется следующий порядок формирования весов:

- по субъекту Российской Федерации без учета автономных округов;

- по каждому автономному округу;

- по субъекту Российской Федерации, включая автономные округа.

15.6. При формировании весов для исчисления ИПЦ используются относительные показатели - в процентах.

15.7. Основными этапами подготовки информационной базы для формирования весов на базе структуры потребительских расходов населения, в целях учета региональных особенностей, являются:

- разработка алгоритмов распределения статей расходов домашних хозяйств по отдельным позициям набора товаров (услуг) - представителей для расчета ИПЦ;

- определение коэффициентов распределения расходов домашних хозяйств, применяемых в алгоритмах;

- исчисление коэффициентов корректировки веса отдельных статей расходов домашних хозяйств с целью увеличения доли алкогольных напитков, соответствующей реальным объемам их потребления, и снижения, соответственно, доли отдельных товаров и платных услуг;

- актуализация среднегодовых расходов домашних хозяйств, распределенных по отдельным позициям набора товаров (услуг) - представителей путем применения соответствующих коэффициентов.

15.8. Разработка алгоритмов распределения расходов домашних хозяйств по отдельным позициям набора товаров (услуг) - представителей для расчета ИПЦ.

При распределении статей расходов домашних хозяйств по отдельным позициям набора товаров (услуг) - представителей применяются алгоритмы распределения.

Методы формирования алгоритмов, в зависимости от способа распределения расходов домашних хозяйств по отдельным позициям структуры потребительских расходов населения, можно условно представить в виде трех групп:

- метод прямого включения расходов домашних хозяйств по статьям, имеющим идентичные позиции в наборе товаров (услуг) - представителей.

Например, расходы домашних хозяйств, учтенные по статье "Хлеб ржаной и прочий", целиком включаются в структуру потребительских расходов населения по позиции "Хлеб ржаной, ржано-пшеничный";

- метод долевого распределения (при помощи коэффициентов) статьи расходов домашних хозяйств по двум или нескольким однородным позициям набора товаров (услуг) - представителей.

Например, расходы домашних хозяйств, учтенные по статье "Автомобили", при помощи коэффициентов распределяются в определенных долях по позициям набора товаров (услуг) - представителей "Легковой автомобиль отечественный новый", "Легковой автомобиль импортный новый", "Легковой автомобиль импортный подержанный";

- метод условного включения или распределения (при помощи коэффициентов) расходов домашних хозяйств, учтенных по отдельным статьям, не имеющим однородных позиций в наборе товаров (услуг) - представителей.

Например, расходы домашних хозяйств, учтенные по статье "Ручные инструменты (кроме садового инвентаря)", не имеющей в наборе товаров (услуг) - представителей однородной позиции, могут быть включены в вес одного из следующих товаров домашнего обихода: "Комплект столовых приборов из нержавеющей стали", "Кастрюля стальная эмалированная", "Чайник стальной эмалированный" или распределены на веса двух или всех трех товаров (так как все эти товары входят в один раздел классификатора).

Для применения методов долевого или условного распределения расходов домашних хозяйств по отдельным видам товаров (услуг) - представителей, в соответствии с алгоритмами, необходимо осуществить разработку коэффициентов распределения.

Распределение исходной информации при формировании структуры потребительских расходов населения при помощи алгоритмов проводится с использованием КИПЦ-ДХ и КИПЦ-ИПЦ.

15.9. Определение коэффициентов распределения расходов домашних хозяйств по отдельным видам товаров (услуг) - представителей.

Распределение расходов домашних хозяйств при формировании структуры потребительских расходов населения при помощи алгоритмов и коэффициентов распределения проводится в основном внутри соответствующих классов, категорий, видов товаров.

15.9.1. В КИПЦ-ДХ внутри многих категорий имеются отдельные виды статей расходов домашних хозяйств под названием "Другие...", которые не имеют идентичных позиций в наборе товаров (услуг) - представителей для расчета ИПЦ.

Распределение этих расходов домашних хозяйств по соответствующим позициям набора товаров (услуг) - представителей осуществляется на основании данных о составе указанных статей расходов в КИПЦ-ДХ.

Распределение расходов домашних хозяйств по статье "Другие..." в каждом конкретном случае может быть проведено различными способами.

Например, распределение таких расходов домашних хозяйств, как "Другие крупы", "Другие ягоды" и т.д., которые не имеют идентичных позиций в наборе товаров (услуг) для расчета ИПЦ, производится внутри соответствующих классов и категорий "Мука и другие крупы", "Свежие и охлажденные фрукты".

В то же время некоторые виды статей расходов домашних хозяйств из числа "Другие..." непосредственно включаются в конкретные позиции набора товаров и услуг для расчета ИПЦ.

Например, расходы домашних хозяйств по статье "Другие макаронные изделия" целиком включаются в отдельную позицию набора товаров (услуг) для расчета ИПЦ "Макаронные изделия из пшеничной муки высшего сорта".

В другом случае, например, по классу "Хлебобулочные изделия и крупы" расходы домашних хозяйств по категории "Другие крупяные изделия" распределяются по отдельным позициям набора товаров-представителей пропорционально весу расходов товаров, представленных в обоих наборах идентичными позициями внутри того же класса.

Пример распределения расходов по статьям "Другие крупы" и "Другие крупяные изделия":

┌─────────────────────────────────────┬──────────────────────────┐

│Расходы на покупку продуктов питания,│ Коэффициент │

│непродовольственных товаров и оплату │ распределения расходов │

│услуг домашних хозяйств с различными │ (доля в распределенных │

│ среднедушевыми располагаемыми │ расходах) │

│ ресурсами (таблица 132, категория │ │

│ "Все домохозяйства") │ │

├──────┬──────────────────┬───────────┤ │

│Номер │ Статьи расходов │ Удельный │ │

│строки│ │вес во всех│ │

│табл. │ │ расходах │ │

│N 132 │ │ домашних │ │

│ │ │хозяйств, %│ │

├──────┼──────────────────┼───────────┼──────────────────────────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │

├──────┼──────────────────┼───────────┼──────────────────────────┤

│ 2 │Рис │ 0,313 │К1 = 0,313 / 0,945 = 0,331│

├──────┼──────────────────┼───────────┼──────────────────────────┤

│ 3 │Мука │ 0,368 │К2 = 0,368 / 0,945 = 0,389│

├──────┼──────────────────┼───────────┼──────────────────────────┤

│ 4 │Крупа манная │ 0,026 │К3 = 0,026 / 0,945 = 0,028│

├──────┼──────────────────┼───────────┼──────────────────────────┤

│ 5 │Пшено │ 0,031 │К4 = 0,031 / 0,945 = 0,033│

├──────┼──────────────────┼───────────┼──────────────────────────┤

│ 6 │Крупа гречневая │ 0,196 │К5 = 0,196 / 0,945 = 0,207│

├──────┼──────────────────┼───────────┼──────────────────────────┤

│ 7 │Крупа овсяная и │ 0,011 │К6 = 0,011 / 0,945 = 0,012│

│ │перловая │ │ │

├──────┼──────────────────┼───────────┼──────────────────────────┤

│ │Сумма расходов по │ 0,945 │1,000 │

│ │учтенным товарам │ │ │

├──────┼──────────────────┼───────────┼──────────────────────────┤

│ 8 │Другие крупы │ 0,012 │ │

├──────┼──────────────────┼───────────┼──────────────────────────┤

│ 23 │Другие крупяные │ 0,019 │ │

│ │изделия │ │ │

└──────┴──────────────────┴───────────┴──────────────────────────┘

Полученные коэффициенты используются при распределении расходов домашних хозяйств статей "Другие крупы" и "Другие крупяные изделия" по позициям товаров набора для расчета ИПЦ, входящих в данный класс "Хлебобулочные изделия и крупы", в соответствии с разработанными алгоритмами.

┌──────────────┬─────┬─────────────────┬─────────────────────────┐

│Наименования │Ло- │ Алгоритмы <1> │ Окончательный вес │

│товаров-пред- │каль-│ │ позиции в структуре │

│ставителей │ный │ │потребительских расходов │

│ │код │ │населения для расчета ИПЦ│

├──────────────┼─────┼─────────────────┼─────────────────────────┤

│Рис │2301 │2 + К1 x (8 + 23)│0,313 + 0,331 x (0,012 + │

│шлифованный │ │ │0,019) = 0,323 │

├──────────────┼─────┼─────────────────┼─────────────────────────┤

│Мука пшеничная│2101 │3 + К2 x (8 + 23)│0,368 + 0,389 x (0,012 + │

│ │ │ │0,019) = 0,380 │

├──────────────┼─────┼─────────────────┼─────────────────────────┤

│Крупа манная │2302 │4 + К3 x (8 + 23)│0,026 + 0,028 x (0,012 + │

│ │ │ │0,019) = 0,027 │

├──────────────┼─────┼─────────────────┼─────────────────────────┤

│Пшено │2303 │5 + К4 x (8 + 23)│0,031 + 0,033 x (0,012 + │

│ │ │ │0,019) = 0,032 │

├──────────────┼─────┼─────────────────┼─────────────────────────┤

│Крупа │2307 │6 + К5 x (8 + 23)│0,196 + 0,207 x (0,012 + │

│гречневая - │ │ │0,019) = 0,202 │

│ядрица │ │ │ │

├──────────────┼─────┼─────────────────┼─────────────────────────┤

│Крупы овсяная │2308 │7 + К6 x (8 + 23)│0,011 + 0,012 x (0,012 + │

│и перловая │ │ │0,019) = 0,011 │

└──────────────┴─────┴─────────────────┴─────────────────────────┘

--------------------------------

<1> В данном примере в графе "Алгоритмы" числа 2, 3...7, 8, 23 - номера строк статей расходов таблицы N 132.

15.9.2. Для определения веса отдельных позиций набора товаров (услуг) - представителей в структуре потребительских расходов для исчисления ИПЦ, кроме данных о потребительских расходах домашних хозяйств, необходимо привлечение дополнительной информации:

- статистических данных: о производстве отдельных видов продукции; о структуре розничного товарооборота; о деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства; других отраслей статистики;

- других источников информации, в частности данных налоговых органов, органов ГИБДД;

- показателей, исчисленных в результате применения метода экспертных расчетов и оценок.

В целях более точного распределения отдельных статей расходов домашних хозяйств на два или несколько товаров-представителей (из набора для расчета ИПЦ), которые производятся и потребляются непосредственно в регионе, рекомендуется пользоваться данными статистики предприятий за предыдущий год о производстве продукции в натуральном выражении по полному кругу производителей (включая малые организации).

В частности, это относится к продуктам питания, не подлежащим длительному хранению (например, при распределении расходов домашних хозяйств статьи "Хлеб пшеничный" по позициям набора товаров (услуг) - представителей для расчета ИПЦ "Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта" и "Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов").

В случае отсутствия статистической информации, на основании которой возможно распределение одной статьи расходов домашних хозяйств по нескольким позициям набора товаров (услуг) - представителей для расчета ИПЦ, рекомендуется произвести расчет коэффициентов путем нахождения средней арифметической величины.

Подобный расчет, например, возможно произвести при распределении статьи расходов домашних хозяйств "Лекарственные средства" по позициям лекарственных препаратов набора товаров (услуг) - представителей для расчета ИПЦ.

По отдельным лекарственным препаратам при определении коэффициентов средняя арифметическая величина может быть скорректирована с учетом экспертной оценки, в ходе проведения которой необходимо учитывать уровень цен на отдельные лекарства и объем их продаж. При проведении экспертной оценки рекомендуется проводить консультации с фармацевтами и провизорами аптек с целью определения спроса и объема потребления отдельных лекарственных препаратов.

Аналогичным образом возможно определение коэффициентов распределения статьи расходов домашних хозяйств по статье "Зарубежные туры" по видам зарубежных поездок. При этом при проведении экспертной оценки также рекомендуется проконсультироваться со специалистами туристических фирм и использовать имеющуюся у фирм информацию о продаже путевок на различные виды туров.

Для повышения точности разрабатываемых коэффициентов особое внимание уделяется позициям, которые имеют значительный удельный вес в общей сумме расходов домашних хозяйств и динамика цен на которые может иметь различную направленность.

Например, при разработке коэффициентов распределения расходов домашних хозяйств по статье "Автомобили" по трем позициям набора товаров и услуг для расчета ИПЦ "Легковой автомобиль отечественный новый", "Легковой автомобиль импортный новый", "Легковой автомобиль импортный подержанный" рекомендуется использовать данные формы федерального статистического наблюдения N 1-БДД "Сведения о состоянии безопасности дорожного движения", утвержденной 13.06.2002 Постановлением Госкомстата России N 137.

В разделе 5 данной формы "Количество автомототранспортных средств и прицепов" по строке 01 в графе 1 учитывается общее количество легковых автомобилей, находящихся в собственности физических лиц, по строкам 02 - 16 приводится расшифровка отечественных автомобилей, по строке 17 - количество иномарок. Количество отечественных автомобилей определяется на основании исчисления разницы между показателями по графе 1 (строка 01 минус строка 17). Количество прочих легковых автомобилей, учтенных по строке 21, может быть отнесено, с учетом экспертной оценки, к отечественным или иностранным автомобилям. По строкам 22 и 23 учтено количество подержанных автомобилей со сроком эксплуатации менее 5 лет и со сроком эксплуатации от 5 до 10 лет.

В целях корректного распределения расходов домашних хозяйств по легковым автомобилям на отечественные и иномарки, а также на новые и подержанные рекомендуется определить количество легковых автомобилей, находящихся в собственности физических лиц, вставших на учет в предыдущем году, путем исчисления разницы между соответствующими показателями отчетов за предыдущий год и за год, предшествующий предыдущему году.

Удельный вес поставленных на учет в предыдущем году подержанных автомобилей (отечественных и иномарок) определяется путем отношения разницы показателей по строкам 22 и 23 к разнице по строке 01. Рассчитанный удельный вес может быть использован при определении веса импортных подержанных автомобилей.

Кроме того, при определении веса импортных новых и подержанных автомобилей может быть применена экспертная оценка, для проведения которой рекомендуется получить консультацию в органах ГИБДД.

При распределении веса домашних хозяйств по отдельным позициям автомобилей необходимо учитывать уровень цен этих автомобилей, сложившийся на конец текущего года.

При расчете веса отдельных позиций структуры потребительских расходов рекомендуется особое внимание обратить на вес отдельных позиций групп жилищно-коммунальных, транспортных услуг, услуг связи.

В целях уточнения веса отдельных видов жилья рекомендуется использовать данные отчетности по жилищному фонду - форма N 1-жилфонд "Сведения о жилищном фонде", раздел 2 "Жилищный фонд по видам и формам собственности", графа 1 "Площадь квартир - всего":

строка 07 - в собственности граждан (включая жилищный фонд приватизированных квартир и квартир в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом);

строка 08 - в собственности юридических лиц - фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве собственников), построенный или приобретенный за счет средств жилищных и жилищно-строительных кооперативов с не полностью выплаченным паевым взносом.

Для уточнения веса позиций "Содержание и ремонт жилья для граждан собственников жилья в результате приватизации, граждан собственников жилых помещений по иным основаниям" и "Услуги по организации и выполнению работ по эксплуатации домов ЖК, ЖСК, ТСЖ" рекомендуется использовать данные отчетности по жилищному фонду за предыдущий год - форма N 1-жилфонд "Сведения о жилищном фонде".

Так как данная форма по полной программе разрабатывается один раз в 3 года, за промежуточные годы могут быть использованы данные формы N 1-жилфонд (краткая) "Сведения о жилищном фонде". По строке 06 графа 1 раздела II данного отчета учтен весь жилищный фонд (тыс. кв. м), находящийся в частной собственности.

Жилищный фонд государственной формы собственности, учтенный по строке 09, муниципальной формы собственности (строка 10), общественной формы собственности (строка 11), смешанной формы собственности (строка 12) - при разработке алгоритмов для определения веса по набору ИПЦ учитывается по государственной и муниципальной формам собственности.

В связи с тем, что техническое обслуживание приватизированных квартир и квартир в домах жилищно-строительных кооперативов учтено в расходах домашних хозяйств одной строкой, необходимо провести перераспределение этих расходов.

При разработке коэффициентов распределения расходов домашних хозяйств на муниципальное жилье рекомендуется проанализировать данные расходов домашних хозяйств по позициям "В домах муниципального, ведомственного жилищного фонда, жилищного фонда общественных организаций, колхозов и других юридических лиц" и "Техническое обслуживание муниципального и ведомственного жилья".

В связи с тем, что расходы домашних хозяйств, учтенные по данным позициям, должны определяться на основании расходов на оплату жилья в соответствии с квитанциями ЕИРЦ (единого информационного расчетного центра), РЭУ, ДЭЗ и т.п., соотношение между этими расходами должно соответствовать сложившимся пропорциям тарифов по позициям "Наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах" и "Содержание и ремонт жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах" за 1 кв. м общей площади.

В тех регионах, где оплата муниципального жилья производится по единому тарифу, т.е. отсутствуют отдельно тарифы по позиции "Наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах" и по позиции "Содержание и ремонт жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах", рекомендуется все расходы домашних хозяйств на оплату муниципального жилья учесть по позиции "Содержание и ремонт жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах".

Кроме того, для определения удельного веса расходов по позиции "Услуги по организации и выполнению работ по эксплуатации домов ЖК, ЖСК, ТСЖ" рекомендуется использовать данные формы N 22-ЖКХ (реформа) "Сведения о структурных преобразованиях и организационных мероприятиях в сфере жилищно-коммунального хозяйства", сбор и обработка данных по которой централизованы в системе Росстроя.

Распределение некоторых видов расходов домашних хозяйств на оплату услуг по отдельным позициям набора товаров и услуг для расчета ИПЦ производится в ряде случаев экспертным путем.

Например, в статью расходов домашних хозяйств "Посреднические и прочие услуги" включаются затраты на весьма разнородные услуги, динамика цен и тарифов на которые также значительно различается, а информация об объеме конкретных видов оказанных услуг, включенных в данную статью расходов, отсутствует.

В связи с этим услуги, учитываемые (согласно КИПЦ-ДХ) по данной статье расходов населения, условно можно распределить на три группы:

1. Услуги по управлению собственностью, услуги агентов и операторов по продажам и аренде недвижимости, по приватизации квартир. Услуга агентств занятости и других посредников. Размещение объявлений в газете, на радио и телевидении. Услуги по копированию документов, устному и письменному переводу и т.п.

2. Выдача свидетельств о рождении, смерти, браке, других документов и справок. Плата за бланки документов и справок и т.п.

3. Услуги астрологов, графологов, частных детективов, семейных консультаций и т.п. Пользование туалетом, гардеробом и т.п.

Распределение расходов домашних хозяйств, учтенных по статье "Посреднические и прочие услуги" таблицы N 132, производится по трем позициям набора товаров (услуг) - представителей для расчета ИПЦ:

1. Ксерокопирование документа.

2. Повторное получение гербового документа в органах ЗАГС.

3. Пользование общественным туалетом.

15.9.3. После завершения перераспределения расходов домашних хозяйств по позициям набора товаров (услуг) - представителей для исчисления ИПЦ необходимо сопоставить полученные групповые итоги с данными об аналогичных расходах домашних хозяйств, рассчитанных по данным таблицы N 132.

15.10. Разработка коэффициентов корректировки веса отдельных статей структуры потребительских расходов населения с целью перераспределения расходов на алкоголь.

Как показывает международная практика, традиционно имеет место недоучет расходов домашних хозяйств на алкогольные напитки, так как домашнее хозяйство часто необъективно отражает свои реальные расходы на приобретение этих товаров.

Аналогичный недоучет расходов домашних хозяйств на приобретение алкогольных напитков наблюдается и в отечественной статистике.

При определении реального удельного веса алкогольных напитков в потребительских расходах населения используются данные статистики торговли об удельном весе объема продаж алкогольных напитков в обороте розничной торговли.

Проведение корректировки потребительских расходов населения в связи с приведением доли расходов на алкогольные напитки к уровню реального их потребления производится путем увеличения доли расходов на алкогольные напитки, учтенные в статистике домашних хозяйств, и, соответственно, уменьшения расходов по некоторым другим их статьям.

Общий итог по строке "Потребительские расходы - всего" при этом должен составлять 100%.

Расчет коэффициентов корректировки веса отдельных статей структуры потребительских расходов населения с целью перераспределения расходов на алкоголь имеет следующую последовательность.

1) Производится распределение набора товаров и услуг для расчета ИПЦ на группу позиций, по которым может проводиться корректировка отдельных статей потребительских расходов, связанная с необходимостью учета фактических расходов на приобретение алкогольных напитков, и на группу позиций, по которым проведение корректировки не предусматривается.

В группу корректируемых позиций включаются товары и услуги, спрос на которые отличается эластичностью, т.е. подвержен изменению в зависимости от роста цен и тарифов на товары и услуги, а также ограничен материальными возможностями домашних хозяйств. В эту группу включаются продовольственные товары (кроме продуктов питания первой необходимости), непродовольственные товары (кроме медикаментов и топлива), платные услуги (кроме жилищно-коммунальных услуг, услуг транспорта и связи, ритуальных).

В группу некорректируемых позиций включаются товары и платные услуги, на которые имеет место устойчивый спрос населения, в меньшей степени зависимый от изменения цен и тарифов, а также материальных возможностей домашних хозяйств, так называемые "обязательные товары и платные услуги".

2) Рассчитывается удельный вес групп корректируемых и некорректируемых позиций в общих потребительских расходах населения.

Для определения реального удельного веса алкогольных напитков в потребительских расходах населения используются:

- данные статистики торговли об удельном весе объема продаж алкогольных напитков в обороте розничной торговли (без общественного питания).

В отдельные годы этот показатель составлял 10,3%;

- показатель удельного веса расходов на общественное питание и оплату услуг в структуре потребительских расходов домашних хозяйств, который определяется как сумма расходов домашних хозяйств на общественное питание и оплату услуг по перечню соответствующих статей расходов таблицы N 132.

В отдельные годы этот показатель составлял 24,6%.

Удельный вес расходов домашних хозяйств на товары (соответствующий обороту розничной торговли) без удельного веса расходов на общественное питание и оплату услуг определяется по формуле: "Все потребительские расходы минус расходы на общественное питание и оплату услуг".

В данном примере этот показатель составит: 100 - 24,6 = 75,4%.

Доля алкогольных напитков в общих потребительских расходах населения определяется как произведение удельного веса алкогольных напитков в розничном товарообороте и удельного веса расходов домашних хозяйств на товары.

В данном примере этот показатель определен: 10,3 x 75,4 / 100 = 7,766%.

15.11. Поскольку в качестве цен базисного периода при расчете индекса потребительских цен на товары и услуги выступают цены декабря года, предшествующего отчетному, а в качестве весов - среднегодовая структура потребительских расходов населения за два предыдущих года, необходимо обеспечение сопоставимости этих показателей.

С этой целью при разработке структуры потребительских расходов для исчисления ИПЦ проводится ряд дополнительных расчетов с применением коэффициентов актуализации.

Разработка коэффициентов актуализации среднегодовых расходов домашних хозяйств на отдельные виды товаров и услуг за два смежных смещенных года производится с целью приведения их к периоду конца года, предшествующего году, в котором осуществляется расчет ИПЦ.

Коэффициенты актуализации среднегодовых расходов определяются путем отнесения цены товара (услуги) за декабрь предыдущего года к средней цене на товар (услугу), рассчитанной за два смежных смещенных года (например, для расчета ИПЦ в 2013 году коэффициенты актуализации определяются путем отнесения цены декабря 2012 года к средней цене за 2011 и 2012 года).

Расчет средних цен (тарифов) на отдельные виды товаров и услуг за два смежных смещенных года, предшествующих году, в котором осуществляется расчет ИПЦ, производится по формуле средней арифметической простой.

Обязательным условием расчета весов отдельных позиций структуры потребительских расходов населения является наличие коэффициентов актуализации среднегодовых расходов по каждой позиции, по которой определен вес в структуре потребительских расходов населения, включая позиции, вновь введенные в наблюдение, начиная с года, для которого производится формирование структуры потребительских расходов населения.

Для определения коэффициентов актуализации по вновь введенным позициям используются имеющиеся коэффициенты актуализации по родственным или групповым позициям за предыдущий год.

По позициям, по которым в региональном наборе предыдущего года отсутствовали родственные или групповые позиции, коэффициент актуализации может быть определен на основании информации о динамике цен, полученной в результате опросов продавцов, или с учетом экспертной оценки.

В случае отсутствия какой-либо информации о конкретной динамике цен по отдельным позициям, которые относятся к группе, по которой не было резких колебаний цен в течение предыдущего года, возможно использование коэффициента актуализации по аналогичным товарам.

Применение коэффициентов актуализации позволяет обеспечить сопоставимость базисных показателей, поскольку в качестве цен базисного периода при расчете индекса потребительских цен на товары и услуги выступают цены декабря года, предшествующего отчетному, а в качестве весов - структура потребительских расходов населения, сформированная с учетом ценовых изменений на конец предыдущего года.

(п. 15.11 в ред. Приказа Росстата от 28.08.2012 N 467)

(см. текст в предыдущей редакции)

15.12. На базе структур потребительских расходов населения, разработанных по субъектам Российской Федерации, осуществляется формирование структуры потребительских расходов населения, используемой при расчете ИПЦ в разрезе федеральных округов и по России в целом.

Для расчета структуры потребительских расходов населения по федеральному округу (России) в целом осуществляется суммирование потребительских расходов (в рублях) по каждому товару (услуге) - представителю по всем субъектам Российской Федерации, входящим в состав федерального округа (России).

В свою очередь, потребительские расходы по каждому товару (услуге) - представителю по субъекту представляют собой сумму потребительских расходов всех его жителей на приобретение данного товара (услуги) - представителя.

15.13. В качестве весов для построения базового индекса потребительских цен (БИПЦ) используется структура потребительских расходов населения, разработанная на основе обследования бюджетов домашних хозяйств за предыдущий год, с исключением весов тех компонентов набора товаров и услуг, которые не участвуют в указанном расчете. При этом нормализация взвешивания осуществляется таким образом, чтобы сумма компонентов при включении в показатель базового индекса потребительских цен составляла 1 (или 100%).

В результате такой процедуры каждому товару (услуге) - представителю, изменение цен на которые участвует в расчетах базового индекса потребительских цен, придается дополнительный вес.