6. Принципы формирования потребительского набора товаров и услуг
6. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО НАБОРА ТОВАРОВ
И УСЛУГ
6.1. Потребительский набор товаров и услуг, на основании которого осуществляется наблюдение за ценами и рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех субъектов Российской Федерации репрезентативную выборку групп товаров и платных услуг, наиболее часто потребляемых населением. Данный набор разрабатывается Федеральной службой государственной статистики (Росстатом) с учетом предложений территориальных органов государственной статистики и согласовывается с заинтересованными экономическими ведомствами, и остается неизменным в течение определенного времени (не менее года).
В набор товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, репрезентативно включены товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные товары и услуги необязательного пользования (легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, деликатесные продукты и т.д.). Отбор позиций произведен с учетом их относительной важности для потребления населения, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия их в продаже. Критерием для включения в набор новых товаров и услуг является их доля в общих потребительских расходах населения. Новые товары и услуги включаются в набор для наблюдения за потребительскими ценами в тех случаях, когда их доля составляет не менее 0,1% от общих потребительских расходов населения.
Набор состоит из трех крупных групп: продовольственные товары, непродовольственные товары и платные услуги населению.
Каждая из перечисленных групп представлена подгруппами товаров и услуг, включающих в себя несколько товаров (услуг) - представителей.
Например, подгруппа "Яйца" представлена товаром-представителем: "Яйца куриные", а подгруппа "Сыр" представлена двумя товарами-представителями: "Сыры сычужные твердые и мягкие" и "Сыры плавленые".
Под товаром-представителем понимается совокупность марок, моделей, артикулов и т.п. определенного вида товара, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства, но должны быть однородными по своему потребительскому назначению.
6.2. Отбор товаров (услуг) - представителей для регистрации цен производится поэтапно методом направленной выборки.
Росстатом централизованно устанавливается перечень товаров и услуг - представителей, имеющих достаточно общее описание потребительских свойств.
Наблюдение за уровнем и динамикой цен и тарифов ведется по отдельным видам товаров и услуг с конкретными потребительскими свойствами.
Специалисты территориальных органов государственной статистики в каждом городе, участвующем в наблюдении за потребительскими ценами, самостоятельно отбирают конкретные товары из имеющегося в продаже ассортимента товаров данного наименования, учитывая массовость спроса населения на эти товары и регулярность наличия их в продаже в базовой организации.
Отбор товаров конкретных марок, моделей, артикулов для регистрации цен проводится пропорционально объему их продаж.
Определение доли продаж отдельных товаров может быть проведено на основании данных статистики торговли о товарообороте проданных товаров, проведения опроса продавцов и путем применения экспертных оценок.
Например, по товару-представителю "Сыры сычужные твердые и мягкие" пропорционально отбираются конкретные виды сыров отечественного и зарубежного производства определенного сорта, жирности, наименования, предприятия-изготовителя в соответствии с долей реализации товара в различных организациях торговли.
Учет пропорций осуществляется через количество ценовых котировок.
Под ценовой котировкой понимается цена товара, имеющего конкретные потребительские свойства (наименование, производитель, характерные особенности), зарегистрированная в определенном магазине.
Например, по товару-представителю "Масло сливочное" в одном городе может быть зарегистрировано несколько ценовых котировок:
- магазин N 1 - масло "Валио", жирность 82%, 200 г, пр-во - Финляндия;
- мелкооптово-розничная ярмарка "Нагорная" (ряд 1, место 7) - масло "Вологодское", жирность 82%, 200 г, пр-во - г. Вологда;
- гастроном N 3 - масло "Смоленское", жирность 82%, 200 г, пр-во - г. Смоленск.
На каждый товар (услугу) следует зарегистрировать такое количество ценовых котировок, которое позволит репрезентативно определить его среднюю цену.
По большинству товаров количество собранных в ходе регистрации ценовых котировок с различным уровнем цен (тарифов) должно отражать реальную структуру покупок населением конкретных товаров (получения услуг) в организациях торговли (сферы услуг) с различными условиями их реализации и обеспечивать возможность определения реального уровня средневзвешенных цен (тарифов) на каждый товар (услугу) в городе.
На каждый товар (услугу) - представитель должно быть зарегистрировано не менее 5 ценовых котировок (как правило, регистрируется 5 - 10 котировок). Исключение составляют отдельные виды услуг (электроэнергия, услуги связи, муниципальный городской транспорт и т.п.), на которые в городе действуют единые тарифы.
По товарам-представителям, ассортимент которых достаточно разнообразен, а разброс цен на отдельные марки, модели, артикулы достаточно велик, рекомендуется регистрировать большее количество ценовых котировок, чем по товарам-представителям, которые представлены однородными позициями.
6.3. В городах, отобранных для наблюдения за ценами, в особенности в краевых, областных центрах и в крупных городах республиканского и областного подчинения, необходимо обеспечить регистрацию цен и тарифов по наиболее полному перечню наблюдаемых товаров и платных услуг из перечня товаров (услуг) - представителей, принятого на уровне Российской Федерации.
В случае систематического отсутствия на потребительском рынке некоторых городов (районных центров) отдельных наблюдаемых видов товаров и платных услуг допускается исключение из наблюдения этих позиций.
В набор товаров (услуг) - представителей, по которым осуществляется наблюдение за ценами, помимо позиций, цены на которые используются при исчислении индекса потребительских цен, дополнительно включаются некоторые виды товаров и услуг, уровни цен на которые наблюдаются в соответствии с различными нормативными документами (например, Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и т.д.).
По каждой позиции товаров (услуг) - представителей, отобранной для регистрации цен в отчетном году, наблюдение должно осуществляться в течение всего отчетного года. Пропуски регистрации цен на наблюдаемые товары и услуги в отдельные периоды текущего года недопустимы.
Потребительский набор товаров (услуг) - представителей, по которому осуществляется наблюдение за ценами в действующей в 2006 г. классификации, приведен в Приложении 2.
Набор с указанием спецификации товара в соответствии с Классификатором индивидуального потребления по целям, адаптированного к индексу потребительских цен (с использованием которого в настоящее время проводятся экспериментальные расчеты), приведен в приложении 3 (не приводится).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей