Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

5. ОТБОР БАЗОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ТОРГОВЛИ И СФЕРЫ УСЛУГ

Наблюдение за ценами и тарифами на товары и услуги осуществляется в организациях торговли и сферы услуг, а также на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, как в стационарных торговых заведениях, так и при передвижной торговле (палатки, киоски и т.д.).

Отбор базовых организаций торговли и сферы услуг, а также других объектов наблюдения за ценами (в частности, объектов по реализации товаров, предоставлению услуг, принадлежащих физическим лицам) проводится специалистами органов статистики по согласованию с другими заинтересованными организациями в каждом городе, где организовано наблюдение за потребительскими ценами.

Для отбора базовых организаций могут быть использованы данные статистической отчетности, налоговых органов, организаций по управлению имуществом и других органов исполнительной власти.

При формировании выборочной совокупности организаций торговли и сферы услуг необходимо руководствоваться следующими требованиями:

- регулярность реализации отобранных для наблюдения товаров и видов услуг в базовых организациях;

- наблюдение за ценами (тарифами) проводится в организациях розничной торговли (включая комиссионные), общественного питания и сферы услуг всех форм собственности (государственной, муниципальной, частной, смешанной и общественных объединений, организаций) и организационно-правовых форм (АО, АОЗТ, ЗАО, ОАО, ООО, ТОО, ИЧП и т.п.);

- для организации наблюдения за ценами в каждом городе отбираются крупные, средние и малые организации торговли и сферы услуг, расположенные как в центральной части города, так и на его окраинах, с тем, чтобы в наблюдение попали организации с различными условиями торговли (обслуживания);

- фирменные магазины, супермаркеты, магазины-салоны, в которых цены на реализуемые товары и услуги несколько выше среднего уровня, включаются в выборочную совокупность в количестве, пропорциональном объемам продаж организаций торговли и услуг данного уровня в общем объеме продаж. Подобные объекты включаются в наблюдение при условии, что они имеют высокий товарооборот и в них реализуются товары, по потребительским свойствам и уровню цен рассчитанные на массового потребителя;

- регистрация цен осуществляется также на городских продовольственных, вещевых и смешанных рынках, мелкооптово-розничных ярмарках (рынках) и местах предоставления услуг, на которых торговля (обслуживание) осуществляется, как правило, физическими лицами, в частности предпринимателями без образования юридического лица (ПБОЮЛ);

- в число наблюдаемых объектов не включаются организации торговли, в которых реализуются товары, уровень цен на которые многократно превышает средний сложившийся уровень цен на аналогичные товары.

Например, не рекомендуется регистрировать цены в магазинах-салонах (бутиках), торгующих эксклюзивными моделями одежды или ультрамодной обувью престижных иностранных фирм, так как, помимо высокого уровня цен, поступление товаров в этих магазинах производится, как правило, небольшими по объему партиями, с постоянным обновлением ассортимента, что значительно затрудняет процесс отслеживания цен по сопоставимому кругу реализуемых товаров;

- уровень цен (тарифов) на товары и услуги, реализуемые в организациях торговли (услуг) и других объектах наблюдения, включаемых в выборочную совокупность, должен быть доступен для массового потребителя;

- в случае реализации в регионе отдельных групп товаров в крупных универсальных магазинах, универсамах, специализированных магазинах, расположенных в разных частях города и входящих в единую торговую сеть (фирму), рекомендуется в этих магазинах проводить регистрацию цен по широкому перечню товаров. При этом количество цен, зарегистрированных по каждой позиции в отобранных для наблюдения магазинах данной фирмы, должно репрезентативно отражать объем реализованных товаров во всех магазинах данной фирмы, расположенных в городе.

Специалистам территориальных органов государственной статистики для дальнейшей обработки информации о потребительских ценах следует составлять каталог (справочник) базовых организаций торговли и сферы услуг. При составлении данного справочника в целях облегчения дальнейшей идентификации организаций рекомендуется заносить в него полные их наименования (для ПБОЮЛ - фамилии предпринимателей), места нахождения (адреса), телефоны.

При осуществлении наблюдения на мелкооптово-розничных ярмарках (рынках) рекомендуется заносить в каталог объектов наблюдения информацию обо всех наблюдаемых торговых точках с указанием их местонахождения и торговой группы реализуемых товаров.

Например, мелкооптово-розничная ярмарка "Нагорная", ул. Свободы, д. N 5, торговые точки:

1) торговый ряд N 1, место N 5 - ПБОЮЛ Иванов - рыбная продукция, сельди;

2) торговый ряд N 2, место N 12 - ПБОЮЛ Петрова - колбасные изделия, сыры, молочная продукция, масло сливочное;

3) торговый ряд N 3, место N 6 - ПБОЮЛ Кузнецова - кондитерские изделия, чай, кофе, макаронные и крупяные изделия.

Для проведения в случае необходимости объективной замены базовых организаций рекомендуется производить отбор дублирующих организаций торговли (сферы услуг), в которых ассортимент товаров, уровень цен, условия реализации товаров (услуг) идентичны имеющимся в организациях, включенных в основное наблюдение за ценами.