Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

12. РАСЧЕТ СРЕДНИХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ

На базе собранной ценовой информации рассчитываются средние потребительские цены (тарифы) на отдельные виды товаров и услуг.

На уровне города средние цены на товары (услуги) - представители определяются на основании данных регистрации цен по формуле средней геометрической простой величины:

_ n ________________

p = \/p x p x...x p ,

j 1 2 n

где:

_

p - средняя потребительская цена (тариф) на товар (услугу) -

j

представитель в отдельном городе;

p , p ,..., p - цены на товары и услуги с конкретными

1 2 n

потребительскими свойствами, зарегистрированные в различных

организациях торговли и сферы услуг города (ценовые котировки).

Как по субъекту Российской Федерации, так и по России в целом средняя потребительская цена на товар (услугу) - представитель определяется как средняя арифметическая взвешенная. При этом по субъекту Российской Федерации она определяется из уровней цен товаров и услуг в отдельных городах, а по федеральному округу и России в целом - в отдельных субъектах. При исчислении средних цен на отдельные виды товаров и услуг - представителей в разрезе субъектов Российской Федерации, федеральных округов и по России в целом в качестве весов используется информация о численности населения в отдельных городах и субъектах. При этом на численность обследуемых городов распространяется общая численность субъекта Российской Федерации.

SUM p d

_ ij i

p = ---------,

j SUM d

i

где:

р - средняя цена j-го товара в i-м городе;

ij

d - доля (вес) каждого города (субъекта) в общей

i

численности населения субъекта Российской Федерации (федерального

округа, России в целом);

SUM d = 1.

i

Пример. Определение средней взвешенной потребительской цены товара (колбаса вареная высшего сорта) по области N, где организовано наблюдение за ценами в 5 городах.

┌───────────┬──────────┬──────────────────────────────┬───────────────────────────────┐

│ Города │Доля, все-│ Цена, руб. за кг │ Расчет средних цен │

│ области │го, насе- ├─────────┬────────────────────┼───────┬───────┬───────┬───────┤

│ │ления, в │декабрь │ отчетный год │ │ │ │ │

│ │коэффици- │предыду- ├──────┬───────┬─────┤ │ │ │ │

│ │ентах │щего года│январь│февраль│март │ │ │ │ │

│ │ d │ p │ p │ p │ p │ p d │ p d │ p d │ p d │

│ │ │ 0 │ 1 │ 2 │ 3 │ 0 │ 1 │ 2 │ 3 │

├───────────┼──────────┼─────────┼──────┼───────┼─────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │

│ │ │ │ │ │ │гр. 1 x│гр. 1 x│гр. 1 x│гр. 1 x│

│ │ │ │ │ │ │ гр. 2 │ гр. 3 │ гр. 4 │ гр. 5 │

├───────────┼──────────┼─────────┼──────┼───────┼─────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Город 1 │ 0,187 │ 110,0 │110,0 │ 115,5 │116,9│ 20,6 │ 20,6 │ 21,6 │ 21,9 │

│Город 2 │ 0,318 │ 98,5 │ 98,5 │ 102,0 │102,0│ 31,3 │ 31,3 │ 32,4 │ 32,4 │

│Город 3 │ 0,171 │ 95,5 │ 98,8 │ 100,5 │100,5│ 16,3 │ 16,9 │ 17,2 │ 17,2 │

│Город 4 │ 0,158 │ 120,2 │120,2 │ 120,2 │125,0│ 19,0 │ 19,0 │ 19,0 │ 19,8 │

│Город 5 │ 0,166 │ 102,8 │105,0 │ 100,9 │ 99,8│ 17,1 │ 17,4 │ 16,7 │ 16,6 │

├───────────┼──────────┼─────────┼──────┼───────┼─────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Сумма │ 1,000 │ x │ x │ x │ x │ 104,3 │ 105,2 │ 106,9 │ 107,9 │

строк 1 - 5│ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├───────────┼──────────┼─────────┼──────┼───────┼─────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Итого по │ 1,000 │ x │ x │ x │ x │ 104,3 │ 105,2 │ 106,9 │ 107,9 │

│области │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│(сумма │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│строк по │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│гр. 6 - 9 /│ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│сумма строк│ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│гр. 1) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

└───────────┴──────────┴─────────┴──────┴───────┴─────┴───────┴───────┴───────┴───────┘

Средние цены на отдельные товары и услуги складываются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и других факторов. Таким образом, изменение средних цен на товары отличается по своему экономическому содержанию от индексов цен на эти товары прежде всего тем, что учитывает не только ценовой фактор (т.е. изменение цен по отдельным ценовым котировкам), но и структурные, ассортиментные сдвиги.

Важнейшими из факторов, влияющих на структурные сдвиги, являются следующие: появление новых товаров, исчезновение старых, изменение доли отдельных товаров с различным уровнем цен, открытие (закрытие) организаций торговли или их перепрофилирование, территориальные сдвиги в размещении товаров с региональной дифференциацией цен, сезонные колебания цен и т.д. С учетом вышесказанного, информация о средних ценах не всегда может быть использована для характеристики динамики цен.

Информация о средних ценах используется для определения стоимости различных наборов товаров и услуг как в целом по России, так и по субъектам Российской Федерации, а также в других целях.