Железнодорожный транспорт общего пользования
Грузовые перевозки. В 2011 году показатели перевозки грузов железнодорожным транспортом составили 1241,5 млн. тонн, увеличившись на 3% относительно 2010 года. При этом коммерческий грузооборот достиг отметки в 2127,8 млрд. т-км, соответственно, и вырос относительно 2010 года на 5,8 процента.
В 2012 году ожидается рост коммерческих перевозок на 2,4% к 2011 году и грузооборота на 4,2%, которые составят 1281 млн. тонн и 2218,2 млрд. т-км, соответственно.
При прогнозируемых темпах роста промышленного производства в среднесрочном периоде ожидается рост коммерческих перевозок грузов и грузооборота, которые к 2015 году достигнут 1402,3 млн. тонн и 2464,9 млрд. т-км, что составит 113% и 115,8% к уровню 2011 года.
Стоит отметить, что более высокие темпы роста грузооборота связаны с ростом дальности автомобильных перевозок грузов - железнодорожный транспорт постепенно теряет сегмент перевозок грузов на ближние и средние расстояния.
В случае более медленных темпов роста промышленного производства объем коммерческих перевозок грузов в 2015 году будет меньше на 3,5% (47,3 млн. тонн) и достигнет 1355,9 млн. тонн; объем грузооборота уменьшится также на 3,5% (83,3 млрд. т-км) и достигнет отметки в 2381,6 млрд. т-км.
Основным сдерживающим фактором роста перевозок железнодорожным транспортом является инфраструктура и подвижной состав, износ основных фондов которых доходит до 60 - 80 процентов. В связи с этим в среднесрочном периоде потребуются значительные объемы инвестиций с целью реализации потенциала рынка железнодорожных перевозок в полном объеме.
В среднесрочной перспективе на железнодорожный транспорт усилится конкурентное давление со стороны автомобильного и трубопроводного транспорта (ввод новых участков трубопроводов), прежде всего за нефть и нефтепродукты, продукцию горнодобывающих производств и строительные материалы, пищевую продукцию, сборные грузы.
Кроме того, еще одним вызовом для российских предприятий железнодорожного транспорта станет деятельность в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП). Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписано Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, в рамках которого предусматривается выравнивание тарифов на перевозки грузов по железным дорогам государств - участников ЕЭП во всех видах сообщения.
Основным трендом, определяющим конфигурацию рынка железнодорожных перевозок, станет реализация Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 года, одобренной Правительством Российской Федерации, в т.ч. создание института локальных перевозчиков, сохранение ОАО "РЖД" как общесетевого перевозчика, внедрение механизма "сетевого контракта", дальнейшее совершенствование тарифообразования, продажа дочерних и зависимых обществ ОАО "РЖД".
К позитивным факторам также можно отнести реализацию инновационной программы ОАО "РЖД", в рамках которой планируется по компании к 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличить производительность труда в 1,2 раза, энергоэффективность производственной деятельности на 5,3 п. п., снизить удельный расход электроэнергии и дизельного топлива на тягу поездов на 1 п. п., увеличить среднюю скорость доставки грузовой отправки (маршрутная) на 11 п. п.
Пассажирские перевозки. Пассажирооборот железнодорожного транспорта в 2011 году охарактеризовался небольшим ростом относительно 2010 года (100,7%) и составил 139,8 млрд. пасс.-км. В дальнем следовании пассажирооборот составил 110,5 млрд. пасс.-км (- 0,3% к 2010 году). Всего из 992 млн. перевезенных пассажиров на пригородные перевозки пришлось 877,6 млн. пассажиров (рост 5,5% к 2010 году), на перевозки дальнего следования - 114,8 млн. пассажиров (-0,1% к 2010 году).
Причиной повышения пассажирооборота можно считать проводимые ОАО "РЖД" и Правительством Российской Федерации мероприятия по развитию пригородного пассажирского сообщения. Падение перевозок в дальнем сообщении обусловлено, прежде всего, оттоком пассажиров на другие виды транспорта. В 2012 году с учетом складывающейся ситуации прогнозируется рост пассажирооборота (102,1% к 2011 г.) в первую очередь за счет пригородного сообщения.
В среднесрочной перспективе с учетом роста реально располагаемых доходов населения, объема платных услуг населения ожидается рост пассажирооборота на 106,6% относительно уровня 2011 года, который к 2015 году составит 147,7 - 149 млрд. пасс.-км.
Железнодорожные перевозки пассажиров в дальнем следовании находятся под сильным конкурентным давлением со стороны воздушного транспорта, а на пригородных маршрутах со стороны автомобильного транспорта. В среднесрочном периоде конкуренция обострится, а развитие сектора будет определено повышением конкурентоспособности за счет повышения качества предоставляемых услуг и гибкости тарифной политики.
В 2011 году продолжилось развитие скоростного железнодорожного сообщения, которое уже вывело железнодорожный транспорт на качественно новый уровень, в т.ч. по технологиям, технике и качеству предоставляемых услуг. В перспективе - возможно появление высокоскоростного сообщения. Организация скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения позволит обеспечить сокращение потребности в подвижном составе, поддержание и дальнейшее стимулирование научно-технического и интеллектуального потенциала страны за счет размещения на отечественных предприятиях заказов на создание новых образцов техники мирового уровня. Тем не менее, дальнейшее развитие скоростного сообщения зависит от инвестиционных возможней частных инвесторов и государства, которые в настоящее время ограничены.
Основной тенденцией сегмента пригородных железнодорожных перевозок на период до 2015 года станет его дальнейшее реформирование (создание системного порядка формирования и исполнения государственного заказа на перевозки пассажиров).
Кроме того, планируется существенная модернизация вокзальных комплексов, а также обновление подвижного состава.
Инвестиции. Увеличению инвестиционной активности предприятий в целом по транспортному сектору способствует в первую очередь рост инвестиций в отрасли железнодорожного транспорта.
В 2011 году объем инвестиций в основной капитал составил 451 млрд. рублей, из них 110 млрд. рублей - за счет средств федерального бюджета.
При сохранении положительных макроэкономических тенденций, темпов роста ВВП, промышленного производства к 2015 году объем инвестиций за счет всех источников финансирования может достичь 752 млрд. рублей при уровне порядка 450 млрд. рублей в 2012 году.
Вместе с тем, в случае замедления темпов роста экономики, средств в федеральном бюджете будет недостаточно на реализацию всех запланированных мероприятий, и уровень финансирования может упасть до отметки 430 млрд. рублей в 2015 году, при уровне 420 млрд. рублей в 2012 году.
Столь большая разница в 322 млрд. рублей между прогнозируемыми уровнями 2015 года связана в первую очередь с реализацией проектов высокоскоростного железнодорожного сообщения, которая может быть отнесена на более поздний период в случае ограниченности средств федерального бюджета и замедления темпов развития экономики страны.
В период 2012 - 2015 гг. планируется обеспечить реализацию следующих крупных инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте: строительство пускового комплекса Томмот - Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркатит - Томмот - Якутск в Республике Саха (Якутия); строительство второго пускового комплекса от ст. Нижний Бестях (правый берег) с совмещенным мостовым переходом через р. Лена в районе г. Якутск до ст. Якутский речной порт (левый берег).
В то же время рациональный уровень инвестиций в инфраструктуру отрасли составляет порядка 1 - 1,5% от ВПП. Ожидаемый уровень инвестиций даст возможность реализовать ряд приоритетных (безвариантных) мероприятий, включая строительство новых и реконструкцию действующих железнодорожных линий. Однако негативные показатели состояния сети не только не сократятся, но возможно будут расти.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей