Минэкономразвития России разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

4.9. Отрасли социальной сферы

Государственная политика в сфере образования на период 2013 - 2015 гг. будет осуществляться в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также задачами, поставленными в указах Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".

В 2013 - 2015 гг. предстоит обеспечить:

разработку и утверждение в декабре 2013 г. Концепции развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных и состояния математического образования на различных уровнях образования;

осуществление к июню 2013 г. перехода к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего профессионального образования, а также повышение норматива финансирования ведущих университетов, осуществляющих переподготовку специалистов по инженерным, медицинским и естественно-научным направлениям (специальностям);

доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;

доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования до средней заработной платы в соответствующем регионе;

повышение к 2018 году средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе;

создание к декабрю 2015 г. базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров;

достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" (далее - Инициатива);

распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей и молодежи;

создание и внедрение независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования;

развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов;

создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования;

обеспечение равных условий доступа государственных и негосударственных образовательных учреждений к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному финансированию на основе государственного (муниципального) задания (заказа) на реализацию основных образовательных программ;

обновление структуры сети образовательных учреждений, в том числе создание и развитие федеральных и национальных исследовательских университетов;

развитие системы непрерывного образования;

формирование и развитие механизмов поддержки обучения российских магистрантов и аспирантов в ведущих зарубежных университетах;

усиление позиций российского образования на мировом рынке образовательных услуг, увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в России.

С 2013 года предусматривается реализация первого этапа государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (далее - Госпрограмма).

В соответствии с проектом общий объем финансового обеспечения Госпрограммы из средств федерального бюджета в 2013 - 2020 гг. составляет 5,5 трлн. рублей (в среднем около 0,85% ВВП). На развитие профессионального образования будет направлено 85,7% средств Госпрограммы, на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей - 12,2 процента.

В рамках Госпрограммы предстоит обеспечить развитие профессионального образования, развитие общего образования и дополнительного образования детей, обеспечить доступность образования и обновление качества образования.

Основными направлениями развития профессионального образования в прогнозный период предусматривается:

оптимизация сети учреждений профессионального образования с учетом реформы бюджетных учреждений, а также приоритетов социально-экономического развития;

продолжение формирования центров профессиональных квалификаций (ресурсных центров) на базе учреждений начального образования и части учреждений среднего профессионального образования;

трансформирование части программ среднего профессионального образования в программы прикладного бакалавриата;

переход учреждений профессионального образования на нормативное подушевое финансирование (не менее 50% учреждений);

осуществление государственной поддержки образовательного кредитования;

создание эффективных механизмов обновления качества профессионального образования с учетом потребности инновационного развития экономики страны, разработка и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения на основе компетентностного подхода с привлечением работодателей;

переход на эффективный контракт с преподавателями;

интернационализация российского высшего образования и расширение экспорта российских образовательных услуг.

В результате оптимизации сети вузов сформируются следующие группы вузов: исследовательские вузы мирового класса, обеспечивающие лидерство России в фундаментальной науке, включенные в систему коммерциализации знаний и технологий; отраслевые лидеры, включенные в процессы технологической и кадровой модернизации различных отраслей российской экономики; группа вузов гуманитарной и социальной направленности, включая вузы, готовящие педагогов; университеты, ведущие массовую подготовку бакалавров (в том числе прикладных бакалавров) и специалистов для массовых сегментов региональных рынков труда; крупные центры заочного (дистанционного) образования и открытые университеты с высоким современным качеством программ займут нишу открытого образования.

Оптимизация сети будет сопровождаться повышением требовательности к отбору абитуриентов (установление более высокого балла ЕГЭ, необходимого для поступления в вузы, по сравнению с минимальным баллом), введением независимой оценки качества подготовки специалистов на всех уровнях профессионального образования. За счет этих мер и на фоне демографических процессов будет происходить сокращение числа студентов по ряду программ.

Численность обучающихся по программам высшего профессионального образования сократится с 6,3 млн. человек в 2012 году до 5,5 млн. человек в 2015 году, а по программам начального и среднего профессионального образования соответственно с 2,9 млн. человек до 2,7 млн. человек.

Высвобождающиеся при сокращении численности обучающихся ресурсы системы профессионального образования предусматривается направлять на ее развитие, создание системы непрерывной профессиональной подготовки, повышение качества подготовки специалистов с разным уровнем профессионального образования.

Модернизация профессионального образования не произойдет без качественного обновления преподавательского корпуса, что потребует перехода на эффективный контракт между преподавателями и учреждениями профессионального образования. Основной эффективного контракта должен стать конкурентоспособный уровень заработной платы преподавателей в профессиональном образовании. Он также предполагает активное участие преподавателей в исследованиях и разработках, повышение ответственности за результаты работы. Эта приоритетная задача предполагает и перестройку системы повышения квалификации научно-педагогических кадров, а также существенные меры по повышению качества управления, переподготовке руководителей системы профессионального образования.

Модернизация профессионального образования в прогнозный период приведет к следующим результатам: удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников учреждений профессионального образования вырастет не менее чем на 10%; удельный вес численности трудоустроившихся не позднее завершения первого года после выпуска выпускников дневной/очной формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования (включая программы высшего профессионального образования) возрастет с 40% до 48,9%; удельный вес занятого населения, прошедшего повышение квалификации и переподготовку в возрасте 25 - 55 лет, увеличится не менее чем на 40% по сравнению с 2011 годом; увеличится доля средств вузов, поступающих на проведение научных исследований, в общем объеме средств вузов с 4,2% до 15%; во всех вузах будет утверждаться и реализовываться программа развития; увеличится удельный вес численности обучающихся на программах высшего и послевузовского профессионального образования, реализуемых научно-педагогическими коллективами со значительным объемом прикладных работ по контрактам по приоритетным и капиталоемким направлениям, до 15% от общей численности обучающихся на программах высшего и послевузовского образования за счет средств федерального бюджета; увеличится с 5% до 13% доля организаций профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с особыми потребностями здоровья; все учреждения профессионального образования будут предоставлять студентам бесплатный доступ к сети Интернет посредством беспроводных технологий; увеличится с 1% до 6% доля федеральных государственных организаций высшего профессионального образования, осуществляющих международный рекрутинг научно-педагогических работников (не менее 15 человек на протяжении прошедших 5 лет), в общем числе федеральных государственных организаций высшего профессионального образования.

В 2013 году будет продолжена реализация Приоритетного национального проекта "Образование" (далее - ПНПО) в части модернизации муниципальных систем дошкольного образования, распространение на территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования; господдержка талантливой молодежи (0,2 млрд. рублей); установление поощрения лучших учителей; развитие инновационного характера профессионального образования как основы становления экономики знаний, в том числе развитие сети национальных университетов, создание бизнес-школы Санкт-Петербургского государственного университета, развитие региональных систем профессионального образования (за счет средств Федеральной целевой программы "Развитие образования на 2011 - 2015 гг."), обучение на подготовительных отделениях вузов лиц, отслуживших не менее 3-х лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, создание системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам.

В результате реализации ПНПО будут достигнуты следующие результаты: будет создано 16 стажировочных площадок в системе дошкольного образования с ежегодным обучением в них до 5 тыс. человек, в системе общего образования - 32 стажировочные площадки с ежегодным обучением до 8750 человек; доля детей от 5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, составит 85%, доля детей, получающих дошкольное образование в иных формах, составит 9%, число консультантов, подготовленных по вопросам развития системы образования, составит 450 человек; доля муниципальных образований, в которых созданы условия, обеспечивающие современное качество образования, составит 60%, доля обучающихся в современных условиях от общей численности обучающихся по основным общеобразовательным программам составит 70%, будет поддержана 1,0 тыс. лучших учителей и 5,35 тыс. талантливой молодежи ежегодно; доля детей-инвалидов, получающих общее образование на дому с использованием дистанционного образования, составит 100%; ежегодное вознаграждение до 800 тыс. учителей за классное руководство; снизится доля детей школьного возраста, не обучающихся в общеобразовательной школе, с 0,104% до 0,102%; во всех субъектах Российской Федерации будет совершенствоваться школьное питание; доля обучающихся в общеобразовательных учреждениях, обеспеченных сбалансированным горячим питанием, составит 75%; доля граждан, поступивших в ведущие российские университеты по степени "магистр", и послевузовского профобразования составит 45% очной формы обучения в общей численности обучающихся по этим программам; доля разработанных на базе собственных образовательных стандартов образовательных программ различного уровня и направления, внедренных ведущими университетами, составит 10% в общем числе реализуемых ими основных общеобразовательных программ; доля выпускников ведущих российских университетов очной формы обучения по приоритетным направлениям научно-технического развития страны составит 20%; доля профессорско-преподавательского и административно-управленческого состава, повысивших свою квалификацию, составит 15%; доля иностранных граждан в общем контингенте студентов ведущих российских вузов очной формы обучения на условиях полного возмещения затрат составит 5,71% и другие.

С учетом возрастающего спроса населения на услуги дошкольного образования будут продолжены внедрение различных моделей образования детей старшего дошкольного возраста; оптимизация и развитие сети дошкольных образовательных учреждений различных форм собственности и образовательных учреждений дополнительного образования детей; введение системы муниципального задания (заказа) на услуги дошкольного образования с полноценным доступом к нему негосударственных организаций.

Указанные меры будут способствовать раннему развитию детей, более успешному их обучению в общеобразовательной школе, ликвидации очереди в детские сады.

Численность дошкольников к 2015 году возрастет и составит 6,5 млн. человек против 5,9 млн. человек в 2012 году.

Будет продолжена модернизация системы общего образования, реализация Инициативы путем создания эффективных механизмов обновления качества общего образования, разработки и внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения для всех его уровней, внедрения современных образовательных технологий; обеспечение современных условий получения общего образования, расширение профильного образования в старшей школе, развитие сильных школ и поддержка школ, работающих в трудных условиях, совершенствование системы единого государственного экзамена, обновление содержания и методов обучения в областях низкой конкурентоспособности российской школы (технология, иностранные языки, социальные науки); поддержка опережающего развития областей потенциального лидерства (математическое образование, обучение чтению); формирование в школах высокотехнологической среды для преподавания (высокоскоростной интернет, цифровые ресурсы нового поколения, виртуальные учебные лаборатории) и управления (электронный документооборот, порталы знаний).

С целью повышения конкурентности и открытости общего образования предусматривается создание и развитие в общеобразовательных учреждениях общественно-государственных форм управления. Будет завершен переход к нормативно-подушевому механизму оплаты услуг в сфере общего образования.

Предусматривается модернизация системы профессиональной подготовки педагогических кадров с целью обеспечения ее соответствия новым методам и требованиям образовательных процессов, введение эффективного контракта с педагогическими работниками для повышения результатов обучения в общеобразовательной школе, создания условий для привлечения на работу в школу высококвалифицированных специалистов, расширения масштабов системы дополнительного образования школьников.

Количество учащихся общеобразовательных учреждений возрастет с 13,8 млн. человек в 2012 году до 14,2 млн. человек в 2015 году.

Указанные меры будут способствовать развитию сети общеобразовательных учреждений, включая совершенствование организации предоставления образования посредством формирования центров образования, ресурсных центров, сетевых моделей, появлению конкурентной среды на рынке образовательных услуг, стимулирующей рост их качества и разнообразия, а также позволит повысить прозрачность бюджетного процесса и финансовой деятельности образовательных учреждений, будет способствовать выравниванию бюджетной обеспеченности регионов, позволит оптимизировать и сконцентрировать образовательные ресурсы, укрепить и модернизировать материально-техническую базу.

В результате модернизации сфер дошкольного, общеобразовательного и дополнительного образования детей будут достигнуты следующие показатели: увеличится удельный вес численности детей от 3 до 6 лет, имеющих возможность получать услуги дошкольного образования; все дети-инвалиды, которым показано обучение в форме дистанционного образования, будут иметь возможность получения общего образования в такой форме; будет обеспечено подключение 90% школ к высокоскоростному интернету; средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций составит не менее 74%, а педагогических работников общеобразовательных организаций - не менее 100% к средней заработной плате в экономике субъекта Российской Федерации; не менее чем 63% детей дошкольного и школьного возраста будут охвачены услугами дополнительного образования; удельный вес численности талантливой молодежи, получающей государственную поддержку, по отношению к 2011 году увеличится с 5% до 8% от общей численности молодежи 12 - 25 лет.

В сфере здравоохранения будут реализовываться меры по обеспечению модернизации системы здравоохранения, более эффективному использованию имеющихся финансовых и материально-технических ресурсов и формированию системы, обеспечивающей доступность и высокое качество медицинской помощи в соответствии с потребностями населения и передовыми достижениями медицинской науки.

В среднесрочной перспективе предстоит решить ряд ключевых проблем в здравоохранении:

1. Переход с 2013 года на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования.

2. Оказание медицинской помощи в соответствии с порядками и стандартами медицинской помощи.

3. Передача осуществления полномочий Российской Федерации по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами (7 нозологий) субъектам Российской Федерации.

4. Включение с 2015 года высокотехнологичной медицинской помощи в базовую программу обязательного медицинского страхования.

5. Внедрение единого норматива субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).

6. Переход на единый размер страхового взноса на ОМС неработающего населения.

7. Проведение оценки уровня профессиональной квалификации медицинских работников, пересмотр программ повышения квалификации и переподготовки кадров, уточнив их с современными достижениями науки, технологиями диагностики и лечения, привлечение профессиональных ассоциаций медицинских работников к работе по совершенствованию медицинского образования.

8. Совершенствование предоставления медицинской помощи населению путем увеличения доли амбулаторно-поликлинической помощи и медицинской помощи в дневных стационарах со снижением доли расходов на стационарную помощь, дальнейшее развитие стационарозамещающих технологий в различных типах медицинских организаций.

9. Принятие мер по стимулированию спроса на лекарственные препараты и медицинские изделия отечественного производства.

10. Принятие мер по формированию здорового образа жизни и повышению ответственности граждан за состояние своего здоровья.

В 2013 - 2014 гг. продолжится реализация отдельных мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" по следующим направлениям:

Формирование здорового образа жизни.

Совершенствование наркологической помощи населению Российской Федерации. В результате реализации мероприятия будет усовершенствована система выявления больных наркоманией, их диспансерного учета и удержания на лечении.

В 2013 - 2014 гг. будет продолжено проведение коммуникационной кампании "Здоровая Россия" по мотивированию граждан на ведение здорового образа жизни.

Развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний.

Основные мероприятия данного направления:

повышение профессиональной квалификации 5,4 тысяч врачей первичного звена здравоохранения по вопросам профилактики в 2013 - 2014 годах (2013 г. - 0,05 млрд. рублей, 2014 г. - 0,05 млрд. рублей);

проведение дополнительной диспансеризации: в 2013 г. - 3,1 млн. работающих граждан, в 2014 г. - 3,1 млн. человек. Проведение дополнительной диспансеризации будет осуществляться в соответствии с тарифами на оплату медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования;

обследование населения с целью выявления инфицированных вирусами иммунодефицита и гепатитов B и C, включая их лечение и профилактику: в 2013 - 2014 гг. - по 18,6 млрд. рублей ежегодно;

обследование населения с целью выявления больных туберкулезом, лечение больных туберкулезом, профилактические мероприятия: в 2013 году - 5,05 млрд. рублей, в 2014 - 2015 гг. - 5,37 млрд. рублей ежегодно;

централизованные закупки в рамках национального календаря профилактических прививок в 2013 - 2015 гг. в сумме 5,8 млрд. рублей ежегодно.

Повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

В 2013 году вдоль федеральных автомобильных дорог планируется создание и оснащение медицинским оборудованием (за счет субсидий федерального бюджета) 127 травмоцентров, в 2014 году - 124 травмоцентра (5,9 млрд. рублей ежегодно).

В целях реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению в 2013 - 2014 гг. планируется оснащение медицинским оборудованием учреждений здравоохранения 30-ти субъектов Российской Федерации (6,9 млрд. рублей ежегодно).

С 2015 года финансовое обеспечение указанных мероприятий планируется за счет средств обязательного медицинского страхования.

Уровень обеспеченности населения высокотехнологичной медицинской помощью повысится в 2013 году до 83% (высокотехнологичную медицинскую помощь получат 350 тыс. человек), в 2014 году - до 83% (350 тыс. человек) по сравнению с 77% в 2011 году. На совершенствование организационно-финансового механизма обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью в 2013 - 2014 гг. будет направлено 50,63 млрд. рублей ежегодно.

С 2015 года финансирование мероприятия по обеспечению населения высокотехнологичной медицинской помощью будет осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования.

Начиная с 2013 года планируется создать 3 инновационных образовательных центра подготовки врачей для федеральных центров высоких медицинских технологий (0,05 млрд. рублей ежегодно в течение 2013 - 2015 годов).

В целях развития службы крови в 2013 - 2014 гг. планируется оснастить медицинским оборудованием 38 учреждений службы крови (4,75 млрд. рублей ежегодно). Число доноров крови увеличится в 2013 году до 14 человек на 1 тыс. человек населения, в 2014 году до 14,5 человек на 1 тыс. человек населения. В результате внедрения новых технологий заготовки плазмы аппаратным методом, создания единой системы заготовки и хранения крови и ее компонентов объем заготовки плазмы будет ежегодно увеличиваться на 21,8%, средняя доза заготовляемой крови возрастет на 15,4% с сокращением заготовки цельной крови на 6,8 процента.

Совершенствование медицинской помощи матерям и детям.

Модернизация службы родовспоможения на основе дальнейшего финансирования программы "Родовый сертификат" будет активно осуществляться за счет средств федерального бюджета, передаваемых из бюджета Федерального фонда ОМС Фонду социального страхования Российской Федерации.

Медицинское обслуживание в 2013 и 2014 году получат по 1730 тыс. женщин. Стоимость родового сертификата составит 11 тыс. рублей.

Реализация программы позволит сохранить жизнь до 1,0 тыс. детей ежегодно, сократить показатель материнской смертности на 2,5 - 3,5% в год, снизить заболеваемость новорожденных, что в дальнейшем позволит уменьшить расходы на их лечение и реабилитацию.

Объем финансового обеспечения составляет 19,03 млрд. рублей ежегодно.

На строительство и оснащение Федерального перинатального центра федерального государственного учреждения "Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова", планируемого к вводу в эксплуатацию в 2014 году, Минздрав России предусмотрены в 2012 г. - 0,8 млрд. рублей, в 2013 г. - 1,02 млрд. рублей, в 2014 г. - 7,4 млрд. рублей ассигнований федерального бюджета.

На мероприятия по неонатальному и аудиологическому скринингу предусмотрены бюджетные ассигнования: на 2013 - 2014 годы - 0,6 млрд. рублей ежегодно.

Мероприятиями по проведению неонатального скрининга планируется обследовать в 2013 году 1,7 млн.; в 2014 году - 1,7 млн. детей.

Охват аудиологическим скринингом детей первого года жизни в 2013 - 2014 гг. составит не менее 1,1 млн. детей ежегодно. В 2013 - 2014 годах планируется проводить в среднем около 1400 кохлеарных имплантаций в год.

В рамках приоритетного национального проекта запланировано ежегодное проведение углубленной диспансеризации 350 тыс. детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях системы здравоохранения, образования и социальной защиты. В 2013 году на реализацию указанного мероприятия предусмотрено средств ОМС - 0,9 млрд. рублей, в 2014 году - 0,9 млрд. рублей.

С целью раннего выявления заболеваний, приводящих к ограничению репродуктивной функции, в 2013 - 2014 гг. планируется проведение углубленной диспансеризации 14-летних подростков (за счет средств ОМС 1,5 млрд. рублей ежегодно). С учетом прогнозных данных численности 14-летних подростков в 2013 - 2014 гг. предполагается осмотреть 3,89 млн. подростков.

Реализацией мер по выхаживанию новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела планируется проведение модернизации федеральных учреждений родовспоможения и детства: в 2013 - 2014 гг. по 0,04 млрд. рублей (по 2 учреждения) ежегодно.

Продолжится реализация мероприятия, направленного на подготовку и повышение квалификации кадров акушерско-гинекологического, неонатологического и педиатрического профиля, в 2013 - 2014 гг. планируется создание 8 обучающих симуляционных центров (по 4 в год), что позволит на 15 - 18% улучшить выхаживание новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела. На эти цели из федерального бюджета выделяются средства в размере 0,15 млрд. рублей ежегодно.

Одним из резервов сохранения уровня рождаемости является увеличение объемов оказания медицинской помощи по лечению бесплодия с использованием современных вспомогательных репродуктивных технологий. Увеличение доступности данного вида помощи в 2013 - 2015 гг. будет способствовать повышению рождаемости на 30% от числа пролеченных больных с использованием указанных технологий.

На реализацию мероприятий по профилактике и снижению числа абортов из средств ОМС будет выделено в 2013 - 2014 гг. по 36 млн. рублей ежегодно.

Для поэтапной организации в 2013 - 2014 гг. отделений хирургии новорожденных предусматривается выделение:

из федерального бюджета по 60 млн. рублей для оснащения 2 федеральных медицинских учреждений ежегодно соответствующим медицинским оборудованием.

С 2015 года финансовое обеспечение мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" планируется осуществлять за счет средств обязательного медицинского страхования.

К 2013 году предстоит внедрить преимущественно одноканальное финансирование медицинских организаций с поэтапным переходом на оплату медицинской помощи по всем статьям расходов (по полному тарифу) за счет средств обязательного медицинского страхования, а также внедрить эффективные способы оплаты медицинской помощи, ориентированные на результат. Для медицинских организаций любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы будут обеспечены равные возможности участия в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Исполнение обязательств государства по обеспечению государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации также будет осуществляться на основе:

создания к 2013 году единой системы персонифицированного (индивидуального) учета в обязательном медицинском страховании, которая в долгосрочной перспективе станет основой для стратегического планирования финансирования здравоохранения за счет средств системы обязательного медицинского страхования;

изменения порядка финансирования учреждений здравоохранения с отказом от сметной модели и переходом на их финансирование на основе государственного (муниципального) задания и обязательств перед страховщиками, а также оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования по всем статьям расходов (по полному тарифу);

улучшения кадрового потенциала отрасли за счет увеличения обеспеченности врачами-терапевтами участковыми на 10 тыс. человек населения с 2,8 в 2011 году до 3,2 в 2014 году, врачами-педиатрами участковыми - с 10,42 в 2011 году до 10,46 в 2014 году, врачами общей практики - с 0,72 в 2011 году до 0,8 в 2014 году.

За счет реструктуризации и повышения эффективности использования коечного фонда стационаров предусматривается распределение коек в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса, а также развитие восстановительного лечения и долечивания в условиях санаторно-курортных учреждений.

Начиная с 2013 года в 15 субъектах Российской Федерации планируется создание и организация деятельности отделений (кабинетов) медицинской реабилитации, что позволит сократить сроки восстановления утраченного здоровья и повысить эффективность использования коечного фонда в стационарах.

Предполагается развивать дневные стационары, в которых обеспеченность местами на 10 тыс. человек населения возрастет с 15,5 в 2011 году до 15,65 в 2014 году.

Будет усовершенствовано государственное регулирование цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, а также лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также будут разработаны подходы к переходу на страховые принципы лекарственного обеспечения населения, в том числе граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Получит дальнейшее развитие отечественное фармацевтическое производство в рамках федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", а также реализация проектов "Медтехника и фармацевтика", одобренных Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России.

До 1 января 2013 г. будет разработана Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года (далее - стратегия).

В Российской Федерации в настоящее время средства, направляемые из федерального бюджета на лекарственное обеспечение граждан, тратятся на 3,5% населения.

Целью стратегии будет являться повышение эффективности реализации государственных программ лекарственного обеспечения граждан, их переориентация на сохранение здоровья, в первую очередь, здоровья работающих граждан.

При этом на первом этапе реализации стратегии (2013 - 2014 гг.) необходимо осуществить подготовку нормативной правовой базы, в том числе в части совершенствования государственного регулирования обращения лекарственных средств, и реформирование системы государственного регулирования цен на лекарственные препараты.

Реализация стратегии позволит повысить доступность лекарственных препаратов для всех групп населения, улучшить качество и интенсивность медикаментозного лечения вследствие предоставления более эффективных препаратов, снизить потери валового внутреннего продукта вследствие влияния глобального бремени болезней.

Продолжится работа по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере здравоохранения в рамках реализации законодательства об охране здоровья граждан.

В процессе реализации Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" будут обеспечены права застрахованных граждан на выбор (замену) страховой медицинской организации, медицинской организации и врача.

Произойдет увеличение доли медицинских организаций всех форм собственности, участвующих в оказании медицинской помощи населению, что будет способствовать созданию конкурентного рынка медицинских услуг.

До 2013 года большая часть вновь создаваемых учреждений здравоохранения будет создаваться в форме бюджетных и автономных учреждений.

Предполагается дальнейшее развитие государственно-частного партнерства как одного из основных механизмов привлечения частных инвестиций в сферу здравоохранения, которое позволит внедрить механизмы передачи части мощностей медицинских организаций в долгосрочную аренду, концессию частным управляющим компаниям.

Предполагается проведение работы по информированию субъектов Российской Федерации о возможных механизмах государственно-частного партнерства в здравоохранении.

Прогноз развития сферы культуры в 2013 - 2015 гг. предполагает создание необходимых условий для устойчивого развития сферы культуры.

Для решения в среднесрочной перспективе намечены следующие первоочередные задачи.

1. Культурная среда, фундаментом которой служит культурное наследие, должна в прогнозный период противостоять натиску современной массовой культуры, отвечать на вызовы времени. Ввиду этого необходимо решение задачи усиления позитивного влияния культурного наследия на культурную жизнь современного общества и будущих поколений.

2. Необходимо создание предпосылок для успешного сохранения и развития культуры в рыночных условиях, в том числе на основе развития современных информационных технологий в культуре, а также широкого использования средств массовой коммуникации в целях развития культуры. Важнейшим из этих условий является создание необходимой для нормального культурного развития инфраструктурной среды, прежде всего в провинции.

3. Сохраняя богатое классическое наследие нашей культуры, необходимо стимулировать ее развитие. Для этого необходимо оказание поддержки тем творческим работникам, кто ищет новые пути в художественном творчестве, осваивает новые технологии в сфере культуры, занимается новаторскими экспериментальными направлениями искусства.

Указанные выше задачи нашли свое отражение в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ).

Так, в целях дальнейшего сохранения и развития российской культуры в Указе установлены следующие целевые показатели развития сферы культуры:

создание к 2015 году в малых городах не менее 5 центров культурного развития;

включение ежегодно в Национальную электронную библиотеку не менее 10% издаваемых в Российской Федерации наименований книг (прогноз целевых значений в процентах по отношению к 2012 году: 2013 г. - 110%, 2014 г. - 120%, 2015 г. - 130 процентов);

обеспечение поддержки создания публичных электронных библиотек, сайтов музеев и театров в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также размещение в свободном бесплатном доступе в сети Интернет фильмов и спектаклей выдающихся режиссеров кино и театра;

обеспечение увеличения бюджетных ассигнований федерального бюджета на выплату стипендий для деятелей культуры и искусства, творческой молодежи, а также на предоставление грантов для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства;

обеспечение создания передвижного фонда ведущих российских музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городов, а также создание к 2018 году 27 виртуальных музеев (прогноз целевых значений количества виртуальных музеев в единицах: 2013 г. - 5, 2014 г. - 10, 2015 г. - 15);

увеличение к 2018 г. в два раза количества выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации (прогноз целевых значений в процентах по отношению к 2012 году: 2013 г. - 150%, 2014 г. - 130%, 2015 г. - 150 процентов);

увеличение к 2015 году до 4 тыс. количества государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства России и молодых талантливых авторов (прогноз на 2013 г. - 2 тыс., 2014 г. - 3 тыс.);

увеличение к 2018 году в целях выявления и поддержки юных талантов числа детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8% от общего числа детей (прогноз целевых значений в процентах: 2013 г. - 3%, 2014 г. - 4%, 2015 г. - 5 процентов).

В прогнозный период будет реализовываться государственная программа "Культура России (2012 - 2020 годы)" (далее - ГП "Культура России") и федеральная целевая программа "Культура России (2012 - 2018 годы)" (далее - ФЦП), являющиеся организационной основой государственной политики Российской Федерации в сфере культуры.

Общий планируемый объем финансирования ФЦП за весь период реализации (7 лет) из федерального бюджета составляет 186,51 млрд. рублей (в частности, в 2012 - 2014 гг. - 21,76 млрд. рублей ежегодно) или 96,7% от общего объема финансирования программы из всех источников.

Целью государственной политики в сфере культуры, которая отражена в том числе в ГП "Культура России" и ФЦП, является развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом.

Для достижения этой цели в прогнозный период предполагается решение следующих задач: сохранение объектов культурного наследия и вовлечение их в гражданский оборот; развитие библиотечного, музейного и архивного дела; развитие исполнительских искусств, сохранение и развитие кинематографии, традиционной народной культуры, народных художественных промыслов; поддержка творческих инициатив населения, а также выдающихся деятелей и организаций в сфере культуры, творческих союзов; организация и проведение мероприятий, посвященных значимым событиям российской культуры и развитию культурного сотрудничества.

В качестве основных направлений использования финансовых средств определены следующие мероприятия:

обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ и образования в сфере культуры и искусства, в том числе: выравнивание возможностей участия граждан в культурной жизни общества независимо от уровня доходов, социального статуса и места проживания; формирование сети многофункциональных культурных комплексов (многопрофильных учреждений, соединяющих в едином центре клуб, библиотеку, музей, галерею, детскую школу искусств и др.); развитие и поддержка межрегиональной гастрольной, выставочной и фестивальной деятельности; обеспечение доступности культурных благ и услуг для граждан с ограниченными возможностями; совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества; укрепление материально-технической, учебной и вспомогательной баз образовательных учреждений отрасли; сохранение и развитие кадрового потенциала учреждений культуры и искусства;

создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры, в том числе: модернизация и обеспечение инновационного развития организаций культуры путем масштабного инвестирования в технологическое обновление, повсеместное внедрение и распространение новых информационных продуктов и технологий; развитие механизмов поддержки творческой деятельности в сфере культуры и искусства, в том числе традиционной народной культуры; развитие системы стимулирования и поддержки новых направлений, видов и жанров искусства; развитие производства и проката произведений отечественной кинематографии, в том числе для детей и юношества; содействие развитию культурного потенциала регионов, поддержка региональных культурных инициатив;

выявление, охрана, популяризация культурного наследия народов Российской Федерации, в том числе сохранение и пополнение библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото-, видео- и аудиофондов; проведение реставрационных работ, улучшение технического состояния объектов культурного наследия, позволяющих вернуть их в хозяйственный и культурный оборот; обеспечение эффективного использования имущественных прав собственников на объекты культурного наследия; перевод в электронный вид архивных, библиотечных, музейных кино-, фото-, видео- и аудиофондов, создание инфраструктуры доступа населения к ним с использованием сети Интернет;

использование культурного потенциала России для формирования положительного образа страны за рубежом, в том числе: развитие культурного сотрудничества с иностранными государствами, прежде всего с государствами - участниками СНГ; реализация проектов двустороннего и многостороннего культурного сотрудничества, в том числе поддержка международных фестивалей и выставок, проходящих в регионах.

Целевые показатели развития сферы культуры в прогнозный период характеризуются следующими параметрами:

количество посещений организаций культуры по отношению к уровню 2010 года в 2015 году составит 145,63 процента;

доля отреставрированных объектов культурного наследия в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного значения, требующих реставрации, составит к 2013 году до 26,75%, к 2014 до 28,63%, к 2015 году до 30,64 процента;

охват населения библиотечным обслуживанием составит к 2013 году 44,28%, к 2014 году - 46,33%, к 2015 году - 48,48 процента;

доля архивных документов, находящихся в условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве архивных документов составит в 2015 году до 57,5 процента;

увеличение обеспеченности населения Российской Федерации общедоступными библиотеками и учреждениями культурно-досугового типа не предусматривается и в 2015 году она останется на уровне 2011 года, составив соответственно 32 и 33 единицы на 100 тысяч населения.

В области кинематографии одним из основных стратегических направлений государственной политики является реализация мер, направленных на увеличение доли внебюджетных средств в финансировании развития отрасли, в том числе в расходах на кинопроизводство, создание экономических условий для будущего снижения объемов и удельного веса ассигнований из государственного бюджета.

В сфере кинопроката и кинообслуживания населения в прогнозный период продолжится создание общероссийской сети кинопроката и кинопоказа, в рамках которой предусмотрено создание новых кинотеатров, реконструкция и переоборудование существующих кинозалов, строительство легковозводимых кинотеатров в небольших городах, введение в эксплуатацию кино- и видеоустановок в сельской местности.

Также будут осуществлены мероприятия по использованию кинематографического потенциала России для формирования положительного образа страны за рубежом. В их числе участие российской кинематографии в международных кинофестивалях, проведение большого числа некоммерческих киномероприятий зарубежом.

В области архивного дела ожидается определенный рост объемов работ по улучшению физического состояния архивных документов, включая реставрацию, а также работ по созданию страхового фонда на документы Архивного фонда Российской Федерации. Все большее распространение получит практика оцифровывания архивных документов, что даст возможность получать электронные изображения документов с корректировкой их качества.

При этом сохранится устойчивый спрос юридических и физических лиц на архивные услуги, в первую очередь по вопросам пенсионного обеспечения и подтверждения фактов, необходимых для получения компенсаций и льгот, а также получения биографических и генеалогических сведений.

Продолжится модернизация основных систем жизнеобеспечения и охраны архивных учреждений, переоснащение лабораторий высокотехнологичным оборудованием (специализированное реставрационное оборудование, съемочные аппараты, проявочные и копировальные машины) для улучшения физического состояния архивных документов.

В рамках реализации Федерального закона от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ продолжится работа по передаче имущества религиозного назначения из государственной или муниципальной собственности религиозным организациям.

Также планируется завершить работу по разграничению прав собственности на объекты культурного наследия.

Эффект от реализации вышеназванных мероприятий для экономического и социального развития России выразится в повышении качества и доступности государственных и муниципальных услуг в сфере культуры; повышении культурного уровня населения Российской Федерации; укреплении единого культурного пространства, культурных связей между районами, регионами, обеспечение доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан; сохранении и повышении разнообразия национальных культур; росте зрительского интереса к мероприятиям учреждений культуры; повышении профессионального уровня работников учреждений культуры в соответствии с новыми технологиями и формами работы.

В сфере физической культуры и спорта продолжится реализация Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", в результате которой предполагается, что доля российских граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, от общей численности возрастет с 11,6% в 2004 году до 30% в 2015 году, значительно возрастет численность тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций, будет построено и реконструировано на паритетных началах с субъектами Российской Федерации свыше 3,9 тысяч физкультурно-спортивных объектов, расположенных при образовательных учреждениях и по месту жительства населения Российской Федерации.

На протяжении последних лет наблюдается стабильный рост числа систематически занимающихся физической культурой и спортом в среднем на 1,3 млн. человек. В 2011 году достигнуты следующие показатели: систематически занимаются физической культурой и спортом более 20% от общего населения страны или 28,2 млн. граждан.

Соответственно, численность занимающихся к 2014 году может достигнуть 32,1 млн. человек.

Ежегодно происходит увеличение численности женщин, занимающихся физической культурой и спортом. В 2010 году данный показатель составил 9,5 млн. человек, предполагается увеличение к 2014 году до 11,7 млн. человек.

Ежегодное увеличение числа штатных работников физкультурно-спортивных организаций в среднем на 6,5 тыс. человек в год предполагает расширение штата работников к 2014 году до 337,5 тыс. человек.

Увеличилась сеть спортивных сооружений - в 2011 году она составила 253 тыс. единиц. К 2014 году сеть физкультурно-спортивных сооружений может увеличиться до 267,8 тысяч единиц.

Сеть спортивных сооружений Российской Федерации способна единовременно принять 6,4 млн. человек, что составляет 23,8% от норматива единовременной пропускной способности. Данный показатель к 2012 году составит 26% от норматива единовременной пропускной способности, в 2013 году - 27,1%, к 2014 году - 29 процентов.

Уровень обеспеченности спортивными залами в настоящее время составляет 57,9%, плавательными бассейнами - 7,9%, плоскостными спортивными сооружениями - 25,1% от норматива обеспеченности соответствующими сооружениями. К 2014 году вышеуказанные показатели достигнут значений: уровень обеспеченности спортивными залами - 64%, плавательными бассейнами - 9%, плоскостными спортсооружениями - 28 процентов.

В 2010 году в Российской Федерации 164,2 тыс. учреждений осуществляли физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с населением. В расчете на 10 тыс. населения данный показатель составляет 11,6 единиц, в соответствии с прогнозом к 2014 году данный показатель составит 13,4 единиц.

Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения с 2010 года не изменилась и составляет 2,1% от численности данной категории населения (270 тыс. человек). При улучшении социально-экономических условий и повышении жизненного уровня населения возможен дальнейший рост показателя развития адаптивной физической культуры и спорта к 2014 году до 3% от численности данной категории населения (386 тыс. человек).

В 2013 году в г. Казани (республика Татарстан) будет проведена XXVII Всемирная летняя универсиада. Прогноз выступления сборной России - первое место по количеству медалей.

В 2014 году планируется проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи. Предполагается, что сборная России займет первое место в общекомандном зачете.

Учитывая прогноз дальнейшего роста реальной заработной платы, проведение комплекса мероприятий по пропаганде здорового образа жизни в рамках реализуемой Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", а также строительство большого количества физкультурно-спортивных объектов, объем платных услуг населению может возрасти в 1,6 раза и к 2014 году составить 45,4 млрд. рублей.

На реализацию указанной федеральной целевой программы предусмотрено финансирование в объеме: в 2013 г. - 16503,4 млрд. рублей, в 2014 г. - 18795,9 млрд. рублей, в 2015 г. - 19232,4 млрд. рублей.

Стратегической целью жилищной политики является создание условий для дальнейшего повышения уровня доступности жилья для населения путем массового строительства жилья эконом-класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.

Основным инструментом реализации поставленных целей является Федеральная целевая программа Жилище на 2011 - 2015 годы (далее - ФЦП Жилище) и непосредственно - ее подпрограмма "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации".

Принятые субъектами Российской Федерации региональные программы развития жилищного строительства предусматривают как финансовые меры стимулирования, так и регулятивные.

При этом в качестве основных финансовых мероприятий определено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ жилищного строительства, в том числе:

на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на цели строительства жилья экономического класса, включая обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой;

на развитие социальной инфраструктуры для строительства жилья, отвечающего стандартам экономического класса;

на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки жильем экономического класса;

на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на цели строительства современных предприятий по производству основных энергосберегающих строительных материалов, изделий и конструкций с использованием энергоэффективных технологий.

За 2011 - 2012 годы были проведены значительные институциональные преобразования в жилищной сфере, создающие потенциал роста жилищного строительства на четырехлетнюю перспективу.

В частности, были внесены изменения в законодательство, стимулирующие различные формы жилищного самообеспечения граждан.

В первую очередь речь идет о предоставлении семьям, имеющим трех и более детей, права приобретать бесплатно земельные участки для строительства, в том числе объекта индивидуального жилищного строительства <1>.

--------------------------------

<1> Изменения, внесенные в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 14.06.2011 N 138-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс Российской Федерации".

Правительством Российской Федерации в настоящее время приняты поправки в законодательство Российской Федерации, которыми предоставлены полномочия Фонду содействия развитию жилищного строительства (далее - ФРЖС) безвозмездно передавать свои земельные участки жилищно-строительным кооперативам, учредителями которых являются отдельные категории граждан, для строительства многоквартирных домов <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон 18 июля 2011 г. N 244-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства". В целях реализации положений данного Федерального закона Правительство Российской Федерации постановлением от 9 февраля 2012 года N 108 утвердило перечень отдельных категорий граждан, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительных кооперативов.

При этом перечень таких отдельных категорий утверждает Правительство Российской Федерации.

Представляется, что данные формы жилищного самообеспечения граждан не могут быть эффективными без содействия субъектов Российской Федерации, в том числе в части обеспечения земельных участков инженерной и транспортной инфраструктурой.

Способствовать также массовому строительству жилья экономического класса будут недавно принятые изменения в законодательство <1>, которыми предусматривается проведение Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд "РЖС") нового вида торгов - "голландских аукционов" - по предоставлению застройщикам бесплатно для жилищного строительства земельных участков Фонда "РЖС". Суть таких торгов состоит в том, что их победителями признаются лица, предложившие в отношении заранее установленного объема жилья максимальное снижение цены реализации от цены жилья экономического класса, которая устанавливается Минрегионом России для каждого субъекта Российской Федерации. Необходимо отметить, что в настоящее время Правительством Российской Федерации ведется работа по утверждению категорий граждан, которые получат право приобретать жилье эконом-класса, построенного на данных земельных участках.

--------------------------------

<1> Федеральный закон N 118-ФЗ от 10.07.2012 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Реализация инвестиционных проектов жилищного строительства по такой схеме призвана понизить рыночную стоимость жилья в целом, что сделает его более доступным для граждан.

Увеличение предложения на рынке доступного жилья в целом, а также повышение его ценовой доступности будет способствовать реализация дорожной карты по улучшению предпринимательского климата <1>. Данная карта призвана улучшить предпринимательский климат в сфере строительства, в том числе упростить и усовершенствовать административные процедуры на всех стадиях осуществления строительства, начиная от стадии подготовки градостроительной документации и заканчивая вводом в эксплуатацию объектов капитального строительства.

--------------------------------

<1> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 N 1487-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства".

До 2015 года будут продолжены мероприятия, начатые в 2009 году, по вовлечению в жилищное строительство земельных участков, находящихся в федеральной собственности, путем предоставления необходимого количества комплексно обеспеченных инженерной инфраструктурой земельных участков Фондом "РЖС". Акцент в деятельности Фонда "РЖС" сделан на вовлечении в оборот земельных участков и подготовку этих участков для строительства жилья экономического класса, в том числе малоэтажного.

Представленные институциональные преобразования и действующие инструменты в сфере жилищного строительства будут определять соответствующие прогнозные тренды до 2015 года.

В 2011 году объем ввода жилья составил 62,3 млн. кв. м и был практически достигнут целевой показатель по вводу жилья в объеме 64,0 млн. кв. м, установленный национальным проектом на 2011 год.

По данным Росстата России, за первое полугодие 2012 г. введено 21,0 млн. кв. м жилой недвижимости - 101,9% от показателя 2011 года (20,7 млн. кв. м) в сопоставимом периоде.

В случае если набранные темпы жилищного строительства будут сохранены, предполагается, что к концу 2012 года возможно достичь объема ввода жилья 66,2 млн. кв. м, а к 2015 г. - 77,9 млн. кв. м.

С учетом сложившейся тенденции отставания объема ввода жилья от плановых значений можно предположить, что в течение четырехлетнего периода целевых показателей ввода жилья, установленных в ФЦП "Жилище", достигнуть не удастся в случае, если указанные выше институциональные преобразования не получат должного развития и не сформируют значительный задел по вводу жилья к 2015 году. Объемы строительства нового жилья будут демонстрировать умеренный плавный рост, но недостаточный для покрытия возникшего за последние два года отставания.

00000025.png

- Плановые показатели ввода жилья, установленные Нацпроектом

- Фактический ввод жилья

- Прогнозируемые объемы ввода жилья

- Объем жилищного строительства на участках Фонда РЖС, заданный Нацпроектом

- Прогнозируемый объем ввода жилья на участках Фонда РЖС

Основой ипотечного жилищного кредитования является Стратегия по развитию ипотечного жилищного кредитования до 2030 года (далее - Стратегия), определившей цели, задачи и показатели развития данной сферы на долгосрочный период.

В последнее время Правительством Российской Федерации уделяется пристальное внимание вопросам обеспечения большей доступности ипотечных кредитов для граждан.

В частности, во исполнение поручений Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации ведется работа по подготовке ипотечных программ на специальных (льготных) условиях, участниками которых является работники бюджетной сферы (образования, здравоохранения, культуры).

00000026.png

00000027.png

Необходимо отметить, что отдельные элементы данной программы уже реализуются <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1177 "О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных учреждений ипотечного кредита" (вместе с "Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных учреждений ипотечного кредита").

Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1177 субсидии из федерального бюджета предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с субсидированием в полном объеме первоначального взноса, но не более 20 процентов от суммы ипотечного кредита, предоставленного молодым, в возрасте до 35 лет, учителям государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. При этом одним из условий предоставления субсидии является наличие в субъекте Российской Федерации программы ипотечного кредитования молодых учителей с уровнем процентной ставки не более 8,5 процента годовых.

Перечисленные мероприятия также будут способствовать достижению целевых показателей Стратегии <1>.

--------------------------------

<1> Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2010 N 1201-р.

Банковскими учреждениями за первое полугодие 2012 г. <1> было выдано 295,5 тыс. ипотечных жилищных кредитов на общую сумму 429,4 млрд. рублей, что в 1,5 раза и 1,6 раза превышает прошлогодние показатели по количеству и объему выданных ипотечных жилищных кредитов, соответственно.

--------------------------------

<1> Данные Центробанка России по состоянию на 02.08.2012.

В случае сохранения такой тенденции по итогам текущего года возможно достижение количества и объема выданных ипотечных кредитов на уровне 785 тыс. шт. и 1146 млрд. рублей соответственно. Это превышает заданные Национальным проектом показатели (490 тыс. шт. и 817 млрд. рублей) соответственно в 1,6 раза и 1,4 раза.

При сохраняющихся темпах роста ипотечного жилищного кредитования к началу 2015 года можно ожидать роста количества выданных кредитов до 1571 тыс. шт. общим объемом 2,4 трлн. рублей, что будет превышать показатель Стратегии <1> развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года (741 тыс. шт. в 2015 г.) в 2,1 раза. Средневзвешенная процентная ставка по ипотечным жилищным кредитам, выданным с начала года в рублях, за первое полугодие 2012 года составила 12,1% (ниже значения 2011 года на 0,1 п. пункта).

--------------------------------

<1> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.07.2010 N 1201-р.

Средневзвешенная ставка по кредитам, выданным с начала года в иностранной валюте по итогам первого полугодия 2012 года <1>, составила 9,6% (осталась неизменной относительно значения 2011 года в сопоставимом периоде).

--------------------------------

<1> Данные Центробанка России по состоянию на 02.08.2012.

На основе имеющихся данных можно предположить, что в случае, если процентные ставки ипотечных жилищных кредитов в рублях будут расти темпами, набранными с начала 2012 года, то на 1 января 2013 г. ожидается их рост до 12,3% (негативный прогноз). В случае развития ситуации по негативному сценарию и роста процентных ставок темпами периода май - июнь 2012 г. (0,1 п. п. в месяц) значение указанной ставки может достигнуть 12,7 процента. Промежуточное значение процентной ставки в указанном интервале составляет 12,5% и представляется наиболее вероятным.