Минэкономразвития России разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

4.5. Транспорт

В 2011 году деятельность транспортного комплекса характеризовалась уверенным ростом (темп роста объема коммерческих перевозок грузов - 105,3%, коммерческого грузооборота - 105,1%, пассажирооборота транспорта общего пользования - 103,8% по отношению к предыдущему году).

Основными факторами стабилизации спроса на транспортные услуги стали стабильный рост производства в основных грузообразующих секторах промышленности, улучшение показателей внешнеэкономической деятельности, а также рост реальных располагаемых доходов населения страны.

Итоги первого полугодия 2012 года демонстрируют уверенный рост показателей транспортного сектора. Так, основанная на них оценка 2012 года, позволяет спрогнозировать рост коммерческих перевозок грузов, грузооборота и пассажирооборота на 2,4%, 3,9% и 5,5%, соответственно, к уровню 2011 года.

С учетом ситуации, складывающейся в транспортном комплексе, прогнозируемых темпов роста промышленного производства и ВВП, в среднесрочной перспективе прогнозируется дальнейший рост показателей деятельности транспортного комплекса. Так, объем коммерческих перевозок грузов в 2015 г. оценивается на уровне 4307,3 млн. тонн (рост 114,9% к уровню 2011 года), объем грузооборота - 2757,8 млн. тонн (рост 115,6% к уровню 2011 года).

Пассажирооборот транспорта общего пользования исторически распределен почти равномерно между автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом - примерно 30% каждый, однако в 2011 году тенденция начала меняться - воздушный составил 33%, а железнодорожный и автомобильный - по 27 процентов. На городской электрический транспорт приходится порядка 11%, на водный - менее 1 процента. В среднесрочной перспективе прогнозируется дальнейшее увеличение доли воздушного транспорта (до 39% в 2015 году).

Развитие рынка пассажирских перевозок будет определяться темпами роста реальных располагаемых доходов населения, ВВП, гибкостью тарифной политики перевозчиков, повышением качества предоставляемых услуг, а также увеличением численности частных и индивидуальных операторов на рынке транспортных услуг.

Предполагается, что пассажирооборот в 2012 году составит 528,3 млрд. пасс.-км, а в 2015 году ожидается на уровне 575,7 млрд. пасс.-км (115% к уровню 2011 года).

В случае более медленных темпов роста промышленного производства ВВП и реально располагаемых доходов населения объем коммерческих перевозок грузов в 2015 году по сравнению с благоприятным развитием экономики будет меньше на 2,3% (96,5 млн. тонн) и составит 4210,8 млн. тонн, а объем грузооборота уменьшится на 3,4% (89,7 млрд. т-км) и составит 2668,1 млрд. т-км; соответственно, пассажирооборот уменьшится на 1,1% (6,4 млрд. пасс.-км) и будет равен 569,3 млрд. пасс.-км.

С целью укрепления положительной тенденции роста показателей деятельности транспортного комплекса в 2011 году были сохранены меры государственной поддержки, принятые еще в 2009 году. Общий объем расходов неинвестиционного характера (субсидии, взносы в уставные капиталы, не направленные на капитальное строительство) за счет средств федерального бюджета на поддержку транспортного комплекса в 2011 году составил порядка 115 млрд. рублей, в 2012 году ожидается на уровне порядка 144 млрд. рублей.

С целью повышения доступности транспортных услуг для населения в отчетном периоде осуществлялось субсидирование: авиаперевозок населения из Дальнего Востока и городов Восточной Сибири в европейскую часть страны и в обратном направлении; железнодорожных перевозок в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации; льготного проезда железнодорожным транспортом школьников, учащихся и студентов; перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах.

Учитывая значительный положительный эффект, ряд оказываемых мер государственной поддержки будет пролонгирован на среднесрочный период, кроме того, в конце 2011 года были приняты дополнительные меры государственной поддержки региональной авиации - субсидии российским авиакомпаниям на уплату лизинговых платежей за покупку региональных самолетов и субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов, на обеспечение доступности внутренних региональных и местных перевозок пассажиров воздушным транспортом.

С целью развития пригородного железнодорожного сообщения в 2011 - 2012 годах осуществлялось субсидирование ОАО "РЖД" на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в пригородном сообщении в размере 25 млрд. рублей. В среднесрочной перспективе планируется пролонгация данного вида субсидирования с варьированием объема субсидии в зависимости от необходимой поддержки пригородным компаниям.

Кроме того, следует отметить важный риск для всех видов транспорта - террористическую угрозу. С целью нивелирования данного риска с 2010 года начата реализация Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, в рамках которой предусмотрены мероприятия по повышению антитеррористической защищенности на всех видах транспорта. К 2013 году ожидается, что количество защищенных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, соответствующих требованиям транспортной безопасности, достигнет 76,7 процента.

Прогнозируемый рост российской экономики в среднесрочной перспективе стимулирует расширение объема предлагаемых заемных средств и повышение их доступности, как следствие, увеличение инвестиционной активности предприятий сектора.

При этом транспортная система России в целом и ряд ее ключевых сегментов хронически недоинвестирована и не обладает резервами "долговременной устойчивости".

Значительными "узкими местами" на сети железных и автомобильных дорог являются подходы к морским портам, аэропортам и пограничным пунктам пропуска.

Большинство автомобильных и железнодорожных подъездных путей к крупнейшим морским портам: Новороссийск, Санкт-Петербург, Махачкала, не обеспечивают возросший поток грузов, многие аэропорты не имеют пассажирского железнодорожного сообщения.

Потери российских перевозчиков от сверхнормативных простоев в основных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации составляют десятки млн. долларов США.

Расположенные на внутренних водных путях судоходные гидротехнические сооружения эксплуатируются в течение длительного периода. Порядка половины находится в эксплуатации 50 - 75 и более лет.

Российская экономика из-за низкого качества и недостаточных провозных возможностей автодорожной сети ежегодно несет колоссальные потери:

- не завершено формирование опорной транспортной сети на всей территории страны, это сдерживает экономическое развитие регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, ограничивает мобильность населения;

- доля транспортных затрат в себестоимости отечественной продукции составляет примерно 15 - 20% (в экономически высокоразвитых странах - не более 7 - 8%);

- развивается дефицит пропускной способности федеральной дорожной сети, в первую очередь на подходах к крупным городам и транспортным узлам страны, доля протяженности автодорог федерального значения, работающих в режиме перегрузки, регулярно увеличивается при росте количества автомобилей.

Инвестиции в основной капитал в целом по транспортному комплексу за счет средств федерального бюджета в 2011 г. составили 447 млрд. рублей, в 2012 г. ожидается порядка 387 млрд. рублей. В среднесрочной перспективе ожидается рост инвестиций за счет средств федерального бюджета. Так, к 2015 г. в случае сохранения положительных макроэкономических тенденций прогнозируется объем ассигнований из федерального бюджета в размере порядка 862 млрд. рублей. Объем инвестиций в транспортный комплекс за счет средств федерального бюджета на период 2012 - 2015 годов определен исходя из приоритетов развития транспортной инфраструктуры:

- обеспечение объектов, связанных с проведением Олимпийских игр в г. Сочи, Форума АТЭС, Универсиады в Казани, Чемпионата мира по футболу 2018 году;

- завершение вводных объектов;

- проекты, реализация которых осуществляется по принципу государственно-частного партнерства (в т.ч. строительство платных дорог), и направленные на повышение безопасности;

- расширение "узких" мест транспортной инфраструктуры.

Реализация указанных проектов позволит ослабить инфраструктурные ограничения развития рынка транспортных услуг. В среднесрочном периоде темпы роста инвестиций в транспортную инфраструктуру будут определять темпы сокращения дисбаланса между пропускной способностью транспорта и потребностями экономики, а также населения.

Темпы роста инвестиций в среднесрочном периоде будут определяться темпами формирования благоприятной среды для привлечения частных инвестиций, а также формированием дорожных фондов (федерального и региональных), внедрением контрактов жизненного цикла, привлечением специализированных компаний к управлению федеральным имуществом.

В целом по всем источникам финансирования в 2012 году ожидается объем инвестиций в основной капитал порядка 1257 млрд. рублей, а в среднесрочной перспективе к 2015 г. при сохранении темпов роста экономики - на уровне 2059 млрд. рублей, в том числе порядка 860 млрд. рублей за счет средств внебюджетных источников финансирования.

В случае замедления темпов роста экономики уровень инвестиций в 2015 году прогнозируется на уровне 1517 млрд. рублей, что на 542 млрд. рублей меньше указанного выше объема.

В то же время для уверенного роста экономического развития страны инвестиции в основной капитал транспортного комплекса должны осуществляться опережающими темпами.