Минэкономразвития России разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

Тарифы на железнодорожные перевозки

Параметры роста тарифов на железнодорожные перевозки в регулируемом секторе в 2013 - 2015 гг. определялись исходя из обеспечения умеренного роста транспортной составляющей потребителей услуг железнодорожного транспорта при перевозке грузов и постепенного сокращения убыточности пассажирских перевозок.

В связи с этим изменение тарифов на пассажирские перевозки предусматривает рост на 10% ежегодно при сохранении практики применения графика гибкого тарифного регулирования. При этом сохраняется порядок компенсации за счет средств федерального бюджета потерь в доходах перевозчиков, связанных с осуществлением государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах.

За счет средств бюджетной системы Российской Федерации будет осуществляться поддержка перевозок пассажиров из/в Калининградской области в другие регионы страны, а также пригородных пассажирских перевозок в виде компенсации потерь в доходах ОАО "РЖД" от регулирования тарифов на услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Ежегодная индексация регулируемых тарифов на железнодорожные грузовые перевозки и услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта при осуществлении всех видов перевозок будет производиться в январе.

В 2013 году регулируемые тарифы будут увеличены на 7%, в 2014 - 2015 гг. - в меру инфляции. Предварительно установлено на 2014 год - 5%, в 2015 году чуть выше - 5,5 процента.

При указанных параметрах индексации обеспечивается безубыточность деятельности ОАО "РЖД" в 2013 году при условии оптимизации затрат компании. Ежегодное сокращение материальных затрат по всем видам деятельности должно составлять в среднем не менее 2% при росте производительности труда в 2013 году не менее 4%, в 2014 и 2015 годах - не менее 5 процентов.

Выполнение инвестиционной программы ОАО "РЖД" в прогнозный период потребует дополнительных источников финансирования, среди которых заемные средства и другие источники.

С 2013 года будет реализован ряд изменений системы государственного тарифного регулирования железнодорожных перевозок грузов: унифицируются транзитные тарифы на перевозку грузов в рамках ЕЭП, в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации в рамках ЕЭП и ВТО отменяются действующие исключительные тарифы и вводятся новые принципы их установления, унифицируются тарифы разделов 2 и 3 Прейскуранта N 10-01, а также тарифы на порожний пробег. Предусматривается право субъекта регулирования по принятию решений об изменении тарифов в рамках тарифного коридора, максимальное и минимальное значения которого определяются регулирующим органом по Правилам, утверждаемым органом государственного регулирования.

В отношении деятельности компании ОАО РЖД также, как и в отношении других субъектов естественных монополий, требуется реализовать меры по повышению эффективности деятельности, в частности, должны применяться укрупненные нормативные расценки на основные виды инвестиционных затрат, внедряться методы технологического аудита инвестиционных программ.

Начиная с 2014 года ожидается переход к долгосрочной тарифной политике, предусматривающей установление железнодорожных тарифов на период не менее 5 лет. Указанная мера позволит повысить качество планирования инфраструктурных инвестиций и эффективность использования заемного капитала.

Ожидается, что плата за предоставление вагонов для перевозок грузов в либерализованном секторе в 2013 - 2015 гг. будет расти примерно в таких же размерах, как и в регулируемом секторе.