XII. Финансовое обеспечение реформ в социальной сфере

1. Кризисные явления в экономике, ограниченные финансовые возможности страны не позволяют обеспечить полное финансирование социально - культурной сферы, развивать ее материально - техническую базу в соответствии с имеющимися потребностями.

В настоящее время на социально - культурные мероприятия за счет действующих источников финансирования (бюджетных ассигнований, средств государственных внебюджетных фондов, предприятий и населения) направляется около 18 процентов валового внутреннего продукта. При этом доля бюджетных средств в общем объеме финансовых ресурсов на эти цели имеет тенденцию к сокращению.

2. Исходя из прогнозируемых показателей социально - экономического развития Российской Федерации финансовое обеспечение реформ в отраслях социальной сферы при ограниченности ресурсных возможностей экономики будет определяться путем сохранения базового уровня расходов на социальные нужды, повышения эффективности использования финансовых ресурсов, мобилизации имеющихся внутренних резервов отраслей, изыскания дополнительных источников финансирования.

3. В этих условиях в целях стабильного финансового обеспечения реформ в отраслях социально - культурной сферы предусматриваются следующие первоочередные меры.

В области улучшения текущего финансирования:

обеспечить стабильное, устойчивое финансирование социальной сферы и принятых социальных программ в соответствии с утвержденными показателями бюджетов всех уровней. В приоритетном порядке будут выделяться средства на реализацию утвержденных федеральных программ, направленных на социальную поддержку семьи и детства, инвалидов и пожилых людей, охрану здоровья, развитие услуг образования и культуры;

внести необходимые изменения в структуру бюджетов всех уровней, предусмотрев выделение отдельной строкой средств, предназначенных для внесения в государственные внебюджетные социальные фонды;

сконцентрировать финансовые ресурсы, высвобождаемые в ходе реформ отраслей социально - культурной сферы, на приоритетных направлениях их развития;

принять ряд мер по совершенствованию действующей системы межбюджетного урегулирования. Система межбюджетных трансфертов будет изменяться в направлении уменьшения неравенства в отношении размеров платежей в бюджет, значительного снижения объема взаимных расчетов и развития системы целевых трансфертов. Предполагается внести изменения в механизм трансфертов, пересмотрев схему группировки территорий с учетом их экономического потенциала, географического положения и природных условий.

В области укрепления доходной базы бюджетов всех уровней:

принять меры по повышению собираемости налоговых и других обязательных платежей, отмене необоснованных налоговых льгот, сокращению объемов недоимок, а также введению штрафных санкций, обеспечивающих эффективную борьбу с нарушениями налоговой дисциплины;

завершить разработку Налогового кодекса, федеральных законов об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса, о казначейской системе исполнения бюджета, государственном финансовом контроле, финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации.

В области повышения эффективности использования финансовых средств:

усовершенствовать структуру и порядок формирования бюджетных расходов на социальные нужды на основе использования системы государственных минимальных социальных стандартов, обеспечить приоритетное финансирование этих расходов, недопущение секвестрования соответствующих статей бюджетов;

пересмотреть внутреннюю структуру отраслей социально - культурной сферы и соответствующих расходов с учетом перехода к рыночным отношениям, наличия и тенденции к росту сети негосударственных учреждений, подготовки специалистов исходя из потребности рынка труда;

осуществить перераспределение государственной помощи в сторону ее увеличения наиболее нуждающимся гражданам в силу объективно сложившихся жизненных обстоятельств;

расширить права органов власти субъектов Российской Федерации по установлению и финансированию льгот работникам социально - культурных учреждений и организаций;

осуществить расширение участия населения в финансировании социальных услуг на основе постепенной трансформации бюджетных дотаций в адресные субсидии, выделяемые непосредственно гражданам с учетом степени нуждаемости;

обеспечить поэтапное сокращение дотационности жилищно - коммунального хозяйства и частичное перераспределение высвобождающихся средств на цели адресной поддержки нуждающихся семей; переход к финансированию программ строительства жилья в форме адресной финансовой поддержки малообеспеченных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

освободить государственные внебюджетные социальные фонды от выполнения несвойственных страхованию функций и выплат; корректировать тарифы взносов в государственные внебюджетные фонды для приведения их доходной базы в соответствие с их реальными финансовыми обязательствами.

В области повышения платежной и финансовой дисциплины:

ужесточить требования к уполномоченным банкам, имеющим право проведения операций с бюджетными ассигнованиями, а также средствами государственных внебюджетных фондов; ввести механизм их солидарной ответственности за использование государственных средств, а также ответственности Центрального банка Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти за деятельность уполномоченных банков;

усилить банковский контроль за целевым использованием государственных средств, предназначенных на социальные цели;

упорядочить финансовый контроль, в том числе ведомственный, повысить ответственность учреждений и организаций всех форм собственности за целевое использование бюджетных ассигнований и средств государственных внебюджетных фондов;

не допускать на федеральном уровне принятия решений об использовании средств государственных внебюджетных социальных фондов на финансирование не предусмотренных законами мероприятий; применять финансовые и иные санкции к регионам, принимающим решения по нецелевому использованию средств социальных внебюджетных фондов.

В области привлечения дополнительных источников финансирования:

усилить роль экономических рычагов привлечения ресурсов в социальную сферу, в том числе методами налогообложения доходов юридических и физических лиц, направляемых на создание и поддержание базовых условий жизнедеятельности граждан (образование, охрана здоровья, жилье, воспитание детей);

более активно привлекать средства населения через развитие и стимулирование обязательного и добровольного страхования; обеспечить устойчивость и надежность страховых систем в выполнении страховых обязательств за счет повышения требований к размеру уставного капитала, развитию института перестрахования, резервированию и т.п.;

расширить использование средств от высокодоходных сфер деятельности (лотерей, игрового бизнеса и т.п.) для финансирования мероприятий по социальному развитию;

привлекать международные займы и иностранные инвестиции для структурной перестройки в образовании, здравоохранении, социальной защите населения, а также средства международных финансовых организаций для решения социальных проблем и улучшения финансирования социально - культурной сферы как на федеральном, так и на региональном уровнях.

По мере экономического роста будет происходить повышение уровня финансового обеспечения социально - культурных мероприятий.