1. После распада СССР в Российской Федерации резко изменились масштабы, структура и характер миграционных потоков. В силу экономических и политических причин миграция все больше приобретает вынужденный характер.
За последние 5 лет приток мигрантов из государств нового зарубежья вырос более чем на треть. Число лиц, получивших статус беженца и вынужденного переселенца, превысило 1 млн. человек.
При отсутствии полноценной государственной границы Российская Федерация подверглась обвальному, бесконтрольному и практически неуменьшающемуся наплыву иностранцев. Постоянное возрастание притока нелегальных мигрантов (до 100 тыс. человек в год), в большинстве своем занимающихся незаконной деятельностью, представляет реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации.
Положение усугубляется бесконтрольным пребыванием граждан государств СНГ, приезжающих на территорию России в рамках безвизового въезда.
На современном этапе Россия является импортером рабочей силы, что требует усиления контроля за ее использованием со стороны государства в целях защиты национального рынка труда.
Среди процессов внутренней миграции наибольшее беспокойство вызывает тенденция роста оттока населения из северных и восточных регионов, а также из сельских местностей. Особо остро стоят проблемы мигрантов из зон стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Совокупность указанных миграционных потоков создает серьезные трудности в реализации иммиграционного контроля и оказании своевременной помощи мигрантам, что может привести к люмпенизации этой части населения.
2. Основной целью миграционной политики является преодоление стихийного развития миграции, выработка рычагов воздействия на этот процесс, снижение негативных последствий для общества и государства, повышение эффективности использования потенциала мигрантов.
Главным принципом миграционной политики является приоритет государственных интересов в ходе ее реализации и при разработке иммиграционного законодательства.
Для разъяснения государственной миграционной политики России, изучения миграционного потенциала, регулирования сроков и условий въезда будет продолжено развитие системы представительств Федеральной миграционной службы России за рубежом.
3. Основными направлениями миграционной политики и механизмов ее реализации в отношении российских граждан, вынужденно покидающих государства нового зарубежья, следует считать:
создание условий для приема и размещения экономически активной части мигрантов, стимулирующих их участие в процессе адаптации к существующему социально - экономическому положению;
оказание государственной поддержки обустройства социально слабо защищенных вынужденных переселенцев;
изменение порядка и механизма жилищного обустройства вынужденных переселенцев с учетом специфики различных категорий мигрантов;
разработка экономических механизмов регулирования процессов миграции, введение мер дифференцированной поддержки территорий и стимулирование притока мигрантов в определенные территории с учетом интересов государства, регионов и населения;
формирование перечня территорий, предпочтительных для расселения мигрантов, поэтапное введение системы дифференцированного экономического стимулирования переселения.
В отношении иностранных граждан, въезжающих в Россию:
создание нормативно - правовой базы иммиграции в Российскую Федерацию;
совершенствование системы регулирования притока граждан из иностранных государств, разработка механизма наложения штрафных санкций за нарушение иммиграционного законодательства, в том числе в области внешней трудовой миграции, с последующим использованием средств на организацию работы с незаконными иммигрантами и их депортацию;
введение квотирования приема лиц, ищущих убежища, из государств старого зарубежья;
ужесточение контроля за иммиграцией иностранных граждан в Россию, в том числе путем создания специального подразделения по выявлению незаконных иммигрантов (иммиграционной полиции);
введение разрешительного порядка на пребывание в России граждан государств нового зарубежья на срок свыше 2 месяцев, а также ограничений на въезд и транзит лиц, имеющих судимости за тяжкие преступления;
усиление требований к условиям привлечения и использования иностранной рабочей силы в регионах с высоким уровнем безработицы.
В отношении потоков внутренней социально - экономической миграции - разработка концепции государственного регулирования внутренних миграционных потоков с учетом интересов социально - экономического развития государства и регионов, предусмотрев в ней меры государственной поддержки таких категорий мигрантов, как депортированные в период репрессий, военные пенсионеры, казаки, этнические мигранты, жители Крайнего Севера, нуждающиеся в переезде, лица, пострадавшие в экологических и техногенных катастрофах.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей