III. Основные требования к организации физической защиты ядерно опасных объектов
III. Основные требования к организации физической защиты
ядерно опасных объектов
20. При создании системы физической защиты ядерно опасного объекта необходимо:
учитывать особенности объекта и действующие на нем меры ядерной, радиационной, экологической, пожарной, технической и иных видов безопасности;
обеспечивать стабильную работу системы, при которой отказ какого-либо элемента системы не нарушал ее функционирования в целом и не приводил к отказу другого элемента;
ограничивать до минимума число лиц, имеющих доступ к ядерным материалам и ядерным установкам.
21. В зависимости от категорий используемых ядерных материалов, указанных в Приложении к настоящим Правилам, особенностей ядерной установки и пункта хранения ядерных материалов на ядерно опасном объекте предусматриваются соответствующие охраняемые зоны.
В особо важной зоне должно выполняться правило двух (трех) лиц.
22. Ядерные материалы I и II категорий должны использоваться и храниться во внутренней или особо важной зоне, а ядерные материалы III категории - в любой охраняемой зоне.
23. Ядерные материалы, не относящиеся к I, II или III категории, должны быть обеспечены физической защитой исходя из соображений практической целесообразности.
24. Ядерная установка должна быть размещена во внутренней или особо важной зоне.
25. Система физической защиты должна включать: организационные мероприятия, инженерно-технические средства, действия подразделений охраны.
26. Организационные мероприятия в рамках обеспечения физической защиты должны включать в себя комплекс мер, осуществляемых администрацией (командованием - для объектов Министерства обороны Российской Федерации) ядерно опасного объекта, и регламентирующие эти меры нормативные акты.
27. Администрация (органы военного управления и командование - для объектов Министерства обороны Российской Федерации) ядерно опасного объекта (его служба безопасности) обеспечивает:
а) разработку, создание и функционирование системы физической защиты;
б) проведение с привлечением специализированных организаций анализа уязвимости ядерно опасного объекта с целью определения внутренних и внешних угроз и вероятных способов их осуществления, а также выявления уязвимых мест ядерной установки, пункта хранения ядерных материалов и технологических процессов использования и хранения ядерных материалов. Порядок проведения анализа уязвимости ядерно опасного объекта и системы физической защиты определяется ведомственными нормативными актами;
в) оценку возможного экологического и экономического ущерба при реализации внутренних и внешних угроз;
г) оценку эффективности действующей или проектируемой системы физической защиты и определение путей ее совершенствования;
д) разработку и утверждение в установленном порядке следующих нормативных актов:
положение о пропускном режиме и о разрешительной системе допуска и доступа к ядерным материалам, ядерным установкам и пунктам хранения ядерных материалов, определяющее организацию пропускного режима и порядок предоставления (отмены, продления, восстановления) права допуска и доступа персоналу, личному составу подразделений охраны, посетителям, командированным лицам и транспортным средствам в охраняемые зоны;
план охраны и обороны ядерно опасного объекта, определяющий порядок действий и численность подразделений охраны в штатных и чрезвычайных ситуациях;
план взаимодействия администрации, службы безопасности, подразделений охраны и персонала ядерно опасного объекта в штатных и чрезвычайных ситуациях (кроме объектов Министерства обороны Российской Федерации);
план взаимодействия администрации (органов военного управления и командования - для объектов Министерства обороны Российской Федерации), службы безопасности и подразделений охраны ядерно опасного объекта с органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации в штатных и чрезвычайных ситуациях;
план проверки технического состояния и работоспособности инженерно-технических средств физической защиты;
е) контроль за соблюдением требований документов, указанных в настоящем пункте.
28. Инженерно-технические средства физической защиты состоят из технических средств и физических барьеров.
Технические средства физической защиты включают в себя:
систему (системы) охранной сигнализации, расположенной по периметру охраняемых зон, зданий, сооружений, помещений;
средства для осуществления доступа, установленные на контрольно-пропускных пунктах и в охраняемых зданиях, сооружениях, помещениях;
систему оптико-электронного наблюдения за периметрами охраняемых зон, контрольно-пропускными пунктами, охраняемыми зданиями, сооружениями, помещениями;
средства обнаружения проноса (провоза) ядерных материалов, взрывчатых веществ и предметов из металла;
системы обеспечения (электропитание, освещение и др.).
Периметры охраняемых зон, а также охраняемые здания, сооружения и помещения, расположенные во внутренней и особо важной зонах, контрольно-пропускные пункты должны быть оборудованы:
техническими средствами обнаружения (периметр защищенной зоны - техническими средствами, работающими не менее чем на двух разных физических принципах);
средствами оптико-электронного наблюдения;
Кроме того, внутренняя и особо важная зоны, контрольно-пропускные пункты должны быть оборудованы средствами для осуществления доступа и средствами обнаружения проноса (провоза) ядерных материалов, взрывчатых веществ и предметов из металла.
Все технические средства, входящие в систему физической защиты, в случае отключения основного электропитания должны сохранять работоспособность, что обеспечивается путем их автоматического переключения на резервные источники.
Все аварийные выходы, расположенные в охраняемой зоне и в охраняемом здании (сооружении, помещении), в котором находится ядерный материал или ядерная установка, должны быть заперты, оборудованы техническими средствами обнаружения и в случае аварийной ситуации должны обеспечивать беспрепятственный выход людей.
29. Физическими барьерами являются строительные конструкции ядерно опасного объекта (стены, перекрытия, ворота, двери), специально разработанные конструкции (заграждения, противотаранные устройства, решетки, усиленные двери, контейнеры) и другие физические препятствия.
По периметру защищенной зоны должно быть установлено не менее 2 физических барьеров.
Контрольно-пропускные пункты должны быть оборудованы средствами защиты лиц, осуществляющих охрану, от поражения стрелковым оружием, а транспортные контрольно-пропускные пункты - также и противотаранными устройствами.
Персонал, командированные лица, посетители (далее именуются - лица) и их вещи могут быть досмотрены, в том числе с применением средств обнаружения проноса ядерных материалов, взрывчатых веществ и предметов из металла.
Все входы (выходы) в здания, сооружения и помещения, расположенные во внутренней и особо важной зонах, должны быть оборудованы замками (замковыми устройствами), в том числе кодоблокирующими, а также техническими средствами обнаружения, средствами оптико-электронного наблюдения и управления доступом.
Лица при выходе из особо важной зоны проходят проверку на наличие у них ядерного материала.
Все транспортные средства, выезжающие за пределы охраняемых зон, а также вывозимые контейнеры и емкости должны проходить проверку с применением правила двух (трех) лиц в целях выявления несанкционированного вывоза ядерных материалов.
30. Охрану и оборону ядерно опасных объектов осуществляют соответствующие подразделения внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации или ведомственной охраны ядерно опасных объектов.
Перечень ядерно опасных объектов, подлежащих охране внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок несения службы подразделениями охраны и задачи, выполняемые ими, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Разработка необходимых нормативных актов проводится совместно с администрацией ядерно опасного объекта и командованием подразделений внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих охрану и оборону этого ядерно опасного объекта (кроме объектов Министерства обороны Российской Федерации).
Администрация (органы военного управления и командование - для объектов Министерства обороны Российской Федерации) ядерно опасного объекта регулярно организует и проводит учения подразделений охраны с целью проверки их эффективности и взаимодействия с соответствующими органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Уведомление заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций об учениях производится не менее чем за 2 месяца до их проведения. Порядок организации и проведения учений определяется нормативными актами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится ядерно опасный объект.
31. Управление инженерно-техническими средствами осуществляется с центрального пульта управления или с локальных пультов управления системы физической защиты, которые размещаются в специально приспособленных для этого помещениях, имеющих пуленепробиваемые двери и стекла.
Управление инженерно-техническими средствами системы физической защиты, расположенными на контрольно-пропускных пунктах, на территориях охраняемых зон, в отдельных зданиях (сооружениях, помещениях), при необходимости может осуществляться с локальных пультов управления, соединенных с центральным пультом управления. Информация с локального пульта управления должна дублироваться на центральном пульте управления.
Оператором центрального пульта управления является штатный сотрудник службы безопасности ядерно опасного объекта, наделенный администрацией этого объекта соответствующими полномочиями для принятия решений в условиях штатных и чрезвычайных ситуаций. Запрещается возлагать на оператора пульта управления какие-либо функции, которые могут помешать ему выполнять свои основные обязанности.
На объектах, охрану и оборону которых осуществляют Министерство обороны Российской Федерации или внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, операторами пультов управления техническими средствами обнаружения назначаются военнослужащие Министерства обороны Российской Федерации или внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей