Решение Верховного Суда РФ от 18.09.2012 N ГКПИ12-1122 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца десятого пункта 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации">

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 18 сентября 2012 г. N ГКПИ12-1122

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре К.И.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании частично недействующим абзаца десятого пункта 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации",

установил:

пунктом 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление) (в редакции от 25 августа 2012 г.) установлены периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Постановление опубликовано в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации 4 октября 1993 г., N 40.

С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 1 Постановления недействующим в части, не предусматривающей включение в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы указанным в этом пункте лицам времени пребывания на военных сборах до 1 марта 1993 г.

Свои требования заявитель мотивирует тем, что при увольнении на пенсию ему в выслугу лет не был включен период нахождения в 1978 году на военных сборах (60 дней), как не предусмотренный пунктом 1 Постановления. Считает, что данный пункт в оспариваемой части противоречит статье 63 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4455-1), в которой указывалось, что в общую продолжительность военной службы военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, органов внешней разведки и федеральных органов государственной безопасности включается продолжительность его действительной военной службы до введения в действие названного Закона, и статье 61 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе), согласно которой продолжительность действительной военной службы военнослужащего до 1 марта 1993 г. включается в общую продолжительность его военной службы, и нарушает его права на получение пенсии в полном объеме.

Министерство внутренних дел Российской Федерации, уполномоченное поручением от 22 августа 2012 г. N ВС-П4-4935 представлять интересы Правительства Российской Федерации в Верховном Суде Российской Федерации, в письменных возражениях указало на то, что в силу статьи 61 Закона о воинской обязанности и военной службе продолжительность действительной военной службы военнослужащего до 1 марта 1993 г. включается в общую продолжительность его военной службы. Поскольку пребывание на военных сборах до 1 марта 1993 г. не было законодательством отнесено к действительной военной службе, зачет времени прохождения военных сборов в стаж действительной военной службы предусмотрен не был.

С. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Обсудив доводы заявителя и возражения представителей заинтересованного лица К.А., Т., проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей отказать в удовлетворении заявления, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации (часть третья статьи 18). Во исполнение этого предписания Правительством Российской Федерации 22 сентября 1993 г. принято оспариваемое Постановление.

Частью 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается военная служба.

Согласно пункту 5 статьи 37 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4455-1 (введенного в действие с 1 марта 1993 г.) время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина.

Действующим в настоящее время Законом о воинской обязанности и военной службе прохождение военных сборов отнесено к исполнению обязанностей военной службы (подпункт "к" пункта 1 статьи 37).

Пунктом 36 Положения о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 г. N 605 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 333), время прохождения военных сборов (со дня зачисления по день исключения из списка личного состава воинской части) засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина.

Из приведенных нормативных положений следует, что с 1 марта 1993 г. время прохождения военных сборов засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы.

В силу статьи 61 Закона о воинской обязанности и военной службе в общую продолжительность военной службы военнослужащего включается продолжительность действительной военной службы до 1 марта 1993 г.

Понятие действительной военной службы Закон о воинской обязанности и военной службе не содержит.

Согласно Закону СССР от 12 октября 1967 г. N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности" (утратил силу на территории Российской Федерации с 1 марта 1993 г.) воинская служба состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР; граждане, состоящие на действительной военной службе, именуются военнослужащими, а состоящие в запасе - военнообязанными; призываются на сборы военнообязанные, зачисленные в запас (статьи 5, 6, 49 - 51, 55).

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 15 декабря 1990 г. N 1290 "О выслуге лет для назначения пенсий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и пособиях этим военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава и их семьям" в выслугу лет на пенсии, назначаемые в соответствии с Законом СССР "О пенсионном обеспечении военнослужащих", засчитываются действительная военная служба в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, пограничных, внутренних, железнодорожных войсках и других воинских формированиях (пункт 1).

Таким образом, по действующему до 1 марта 1993 г. законодательству время прохождения военных сборов не было отнесено к действительной военной службе и в выслугу лет для назначения пенсии не засчитывалось.

В связи с изложенным невключение в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы времени пребывания на военных сборах до 1 марта 1993 г. не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления С. о признании частично недействующим абзаца десятого пункта 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.А.ЕМЫШЕВА