Пояснительная записка

Примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (далее - Перечень) подготовлен в рамках выполнения поручения Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. N ВП-П16-6917 (пункт 1) об оснащении к 2014 году спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений современным спортивным инвентарем и оборудованием.

Перечень подготовлен с целью оказания помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальным органам, осуществляющим управление в сфере образования, а также общеобразовательным учреждениям в приобретении современного спортивного оборудования и инвентаря для организации учебной деятельности по предмету "Физическая культура", внеучебной деятельности физкультурно-спортивной направленности, реализации программ дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, организации деятельности школьных спортивных клубов и т.д.

Оснащение спортивных залов и сооружений общеобразовательных учреждений современным спортивным оборудованием и инвентарем в соответствии с Перечнем позволит создать условия, обеспечивающие реализацию федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, утвержденных приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. N 986, и Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденных приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. N 2106.

Перечень подготовлен с учетом предложений всероссийских спортивных федераций, экспертов и практиков в сфере образования, а также в области развития спортивной инфраструктуры. Перечень разработан с учетом анализа ассортимента современного спортивного оборудования и инвентаря, выпускаемого отечественными и зарубежными производителями.

Перечень включает следующие разделы:

1. Спортивное оборудование и инвентарь по видам спорта.

2. Спортивное оборудование и инвентарь универсального назначения (для общефизической подготовки и различных видов спорта).

3. Контрольно-измерительное и информационное спортивное оборудование и инвентарь.

4. Судейское оборудование и инвентарь.

5. Средства защиты и разделения спортивных залов и сооружений.

В основе структуры перечня - виды спорта, которые определены, исходя из:

примерной программы по физической культуре, разработанной в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089;

примерных программ по физической культуре для 1 - 4 и 5 - 9 классов, разработанных в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373, и Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897;

видов спорта, которые в настоящее время развиваются в общеобразовательных учреждениях в рамках урочной и внеурочной деятельности, выявленных по результатам мониторинга современных методик физического воспитания и преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях;

необходимости совершенствования содержания предмета "Физическая культура", расширения диапазона образовательных услуг посредством широкого использования элементов видов спорта с учетом интересов и потребностей обучающихся.

Основными критериями при выборе современного спортивного оборудования и инвентаря являются:

многофункциональные (универсальные) свойства спортивного оборудования и инвентаря;

современные конструктивные решения, дизайн и материал изготовления;

безопасность эксплуатации (в том числе безопасность конструкций, материалов, лакокрасочных покрытий и пр.), включая срок безопасной эксплуатации;

мобильность в эксплуатации (возможность перемещения, трансформации, компактность, простота сборки (разборки), установки и пр.);

ремонтоспособность, антивандальность.

Основные критерии, рекомендуемые при составлении перечня и определении количества приобретаемого спортивного инвентаря и оборудования для конкретного общеобразовательного учреждения:

содержание реализуемых в общеобразовательном учреждении учебных программ по предмету "Физическая культура", программ внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности (включая основные направления деятельности школьного спортивного клуба), дополнительных образовательных программ в области физической культуры и спорта;

количество часов, отведенных на предмет "Физическая культура" в общеобразовательном учреждении;

виды спорта, приоритетные в общеобразовательном учреждении, муниципальном образовании, субъекте Российской Федерации;

количество спортивных залов и сооружений в общеобразовательном учреждении;

размеры спортивных залов и сооружений общеобразовательного учреждения;

общее количество обучающихся в общеобразовательном учреждении, в том числе количество обучающихся по уровням общего образования и по полу;

количество классов-комплектов в общеобразовательном учреждении, средняя наполняемость классов.

В Перечне представлены обобщенные характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря, которые могут быть более детально представлены у конкретных производителей.

В Перечень не включены оборудование и инвентарь, предназначенные для личного пользования обучающихся.

Перечень может быть дополнен органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, в части, касающейся национальных видов спорта и видов спорта, не включенных в перечень, но являющихся приоритетными в субъекте Российской Федерации.

На поставляемое спортивное оборудование и инвентарь или отдельные его элементы поставщиком должна предоставляться гарантия, срок действия которой не может составлять менее трех лет и не может быть менее срока действия гарантии производителя данного оборудования, включая обеспечение сервисного обслуживания и ремонтных работ поставляемого оборудования. Сервисное обслуживание и ремонтные работы поставляемого оборудования должны осуществляться в регионах его поставки. Информация о сервисных центрах в регионах поставки оборудования должна входить в сопроводительную документацию к каждой единице или комплекту оборудования. Поставщики должны обеспечить обучение лиц, осуществляющих использование и обслуживание поставляемого оборудования, функционирование службы технической и информационной поддержки, позволяющей обеспечить эффективное использование поставляемого оборудования в образовательном процессе (Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (письмо Минобрнауки России от 24 ноября 2011 г. N МД-1552/03)).

При составлении Перечня использовались следующие нормативные правовые документы:

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 г. N 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений";

приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 28 декабря 2010 г. N 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников";

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

Свод правил СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, СНиП 31-05-2003";

Свод правил по проектированию и строительству. Физкультурно-спортивные залы. СП 31-112-2004. Часть 2. Одобрен и рекомендован к применению в качестве нормативного документа в строительстве письмом Госстроя России от 30 апреля 2004 г. N ЛБ-322/9 и Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму приказом от 26 февраля 2005 г. N 24;

приказ Госкомспорта России от 26 мая 2003 г. N 345 "Об утверждении "Табеля оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем";

Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52024-2003. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования. Утвержден Постановлением Госстандарта России от 18 марта 2003 г. N 80-ст;

Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52025-2003. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей. Утвержден Постановлением Госстандарта России от 18 марта 2003 г. N 81-ст.