V. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
V. Возможные варианты решения проблемы, оценка
преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах
решения проблемы
В целях решения задачи снижения смертности в дорожном движении рассматриваются 2 варианта.
При 1-м варианте снижение уровня смертности будет происходить в рамках сформированных в 2005 году направлений, реализуемых в федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", с проведением необходимой актуализации перечня наиболее важных мероприятий и объемов их финансирования.
При 2-м варианте предполагается формирование системы задач и направлений, отвечающих проблемам, возникающим на современном этапе, приоритетам в области обеспечения безопасности дорожного движения и объективной необходимости изменений принципов взаимодействия с субъектами Российской Федерации в вопросах реализации программных мероприятий.
Согласно 2-му варианту деятельность по снижению дорожно-транспортного травматизма в России до 2020 года с учетом значимости проблемы аварийности для социально-экономического развития страны будет обеспечивать использование актуальных на современном этапе развития подходов, механизмов, решений и сохранение преемственности достигнутых результатов.
Предполагается использовать 2-й вариант, так как ресурс существующих в федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" направлений реализации первоочередных мероприятий близок к своему истощению, поскольку был направлен исключительно на преодоление сложившейся к 2004 - 2005 годам критической ситуации, связанной с аварийностью.
При этом 2-й вариант предполагает 2 способа финансирования Программы:
за счет средств федерального бюджета;
за счет средств федерального и региональных бюджетов с привлечением внебюджетных источников.
Недостаток первого способа финансирования заключается в увеличении нагрузки на федеральный бюджет. Появится риск недофинансирования Программы в случае финансового, политического или административного кризисов. Поскольку программные мероприятия прорабатываются и согласовываются в соответствии с объемами финансирования, нехватка средств федерального бюджета негативно сказывается на степени реализации мероприятий и их результативности. Кроме того, на федеральном уровне отсутствуют полномочия по непосредственному воздействию на субъекты Российской Федерации в части установления ими в рамках своих полномочий приоритетов в реализации региональных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и их финансированию.
Второй способ финансирования позволит более активно вовлекать в реализацию Программы не только субъекты Российской Федерации, но и муниципальные образования, применять новые формы и механизмы финансирования за счет бюджетных средств всех уровней, осуществлять стимулирование скоординированной активности на местах с помощью соответствующих финансовых рычагов, будет способствовать скорейшему формированию единой системы мероприятий Программы на федеральном, региональном и местном уровнях. Эффективность подобного подхода доказана как в российской практике государственного управления в других сферах деятельности (административная и бюджетная реформы, приоритетные национальные проекты, программа государственной поддержки малого предпринимательства и др.), так и в решении аналогичных проблем за рубежом.
Таким образом, форма финансирования Программы с участием федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников обладает очевидными преимуществами и должна быть взята за основу.
Второй способ финансирования направлен на комплексное, основанное на соблюдении баланса интересов, взаимной ответственности и скоординированности усилий государства, бизнеса и общества воздействие на конкретные, индивидуальные для каждого субъекта Российской Федерации ключевые факторы аварийности, оказывающие влияние на гибель людей в дорожно-транспортных происшествиях.
Его реализация предусматривает 3 варианта софинансирования из средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации мероприятий Программы по строительству (реконструкции, модернизации) объектов, приобретению оборудования, специальных транспортных средств и иных материально-технических ресурсов, а также проведению информационных, обучающих и пропагандистских мероприятий в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. При определении этих трех вариантов учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на федеральном и региональном уровнях, практика государственного управления в других сферах деятельности, предварительные результаты реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", а также возможность решения проблемы аварийности в регионах при федеральной поддержке и вовлечении в совместную деятельность всех участников реализации Программы, в том числе субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, частного бизнеса и общественности.
Первый вариант предполагает софинансирование мероприятий Программы в соотношении не более 50 процентов за счет средств федерального бюджета и не менее 50 процентов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и предусматривает снижение числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 25 процентов по сравнению с 2010 годом.
Второй вариант предполагает софинансирование мероприятий Программы в соотношении не более 70 процентов за счет средств федерального бюджета и не менее 30 процентов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и предусматривает снижение числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 18,6 процента по сравнению с 2010 годом.
Третий вариант предполагает софинансирование мероприятий Программы в соотношении не более 30 процентов за счет средств федерального бюджета и не менее 70 процентов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и предусматривает снижение числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 8,2 процента по сравнению с 2010 годом.
Достижение целей Программы планируется обеспечить в основном за счет реализации в субъектах Российской Федерации ключевых мероприятий по снижению дорожно-транспортного травматизма, направленных на обеспечение безопасного участия детей в дорожном движении, предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, эффективную организацию движения транспортных средств и пешеходов, повышение безопасности дорожных условий, повышение оперативности и качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Общая потребность в финансировании указанных мероприятий с учетом средств из внебюджетных источников оценивается в размере 99023,333 млн. рублей. При этом в рамках осуществления мероприятий Программы учитывается реализация субъектами Российской Федерации мероприятий региональных программ, направленных на повышение безопасности дорожного движения, и потенциал реализации органами местного самоуправления соответствующих муниципальных целевых программ.
Различия в значениях целевых индикаторов и показателей Программы по 3 вариантам софинансирования мероприятий Программы из средств федерального бюджета и из средств бюджетов субъектов Российской Федерации определены на основе опыта реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" и обусловлены разницей в объеме средств федерального бюджета в общем объеме финансирования (по первому варианту - 48700 млн. рублей, по второму варианту - 68180 млн. рублей, по третьему варианту - 29220 млн. рублей).
Опыт взаимодействия с субъектами Российской Федерации в ходе реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" показал, что менее всего субъекты Российской Федерации заинтересованы в реализации мероприятий, софинансирование которых из средств федерального бюджета осуществляется в соотношении не более 30 процентов (третий вариант). При таком варианте софинансирования исключается возможность системного влияния федерального центра на установление субъектами Российской Федерации приоритетов снижения дорожно-транспортного травматизма и на обеспечение единства реализации мероприятий Программы на всей территории Российской Федерации. Следовательно, при третьем варианте в регионах будут финансироваться только малозатратные или быстроокупаемые мероприятия, то есть наиболее выгодные в конкретный момент. Скорее всего это будут мелкие локальные мероприятия, не позволяющие воздействовать на ситуацию в целом. Такой подход, по оценкам экспертов, позволит к 2020 году обеспечить снижение числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 64 процента целевого значения (или на 16,1 процента по сравнению с 2010 годом).
Второй вариант софинансирования мероприятий Программы лишает регионы необходимой самостоятельности в принятии решений, так как появляется излишняя централизация средств. При таком соотношении средств регионы, возможно, предпочтут участвовать в реализации капиталоемких мероприятий, связанных со строительством и реконструкцией дорожной инфраструктуры, а софинансирование только капиталоемких мероприятий скорее всего будет невозможно для дотационных регионов и они не смогут принять участие в Программе. В таком случае появляется риск в недофинансировании мероприятий, направленных на пропаганду безопасности дорожного движения, что опять предопределяет потерю системности в реализации Программы в целом.
Эффективность второго варианта составит 80 процентов целевого значения (снижение числа лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, к 2020 году на 20,1 процента по сравнению с 2010 годом).
Таким образом, в 2013 - 2020 годах при возможных вариантах софинансирования только при наличии паритета достигается наибольший эффект от реализации мероприятий Программы (снижение числа лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий в 2020 году на 25 процентов по сравнению с 2010 годом). Следовательно, только выбор первого варианта софинансирования позволит обеспечить достижение целей Программы.
Реализация мероприятий Программы может сопровождаться возникновением следующих законодательных, информационных, кадровых и иных рисков:
правовые пробелы и противоречия в нормативно-правовой базе, ограничивающие действия и взаимодействие органов власти и их способность эффективно реагировать на ситуацию с аварийностью;
недостаточность, а иногда и отсутствие информации о целях, направлениях и результатах деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
недостаточная пропаганда безопасного дорожного движения и культурного поведения участников дорожного движения.
Минимизация влияния указанных рисков на реализацию Программы потребует формирования и поддержания в актуальном состоянии процессов планирования, исполнения, мониторинга, контроля и ресурсного обеспечения программной деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, межведомственного и межуровневого взаимодействия, обеспечения публичности, информационной открытости и инвестиционной привлекательности Программы.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей