3.2.3. Расчет размера субсидии

Размер субсидии является основой для определения ставки компенсационной пошлины. Для определения ставки компенсационной пошлины рассчитывается размер субсидии, приходящийся на единицу соответствующего товара при его импорте.

Размер субсидии определяется на основе размера выгоды, извлекаемой получателем такой субсидии.

При этом следует иметь в виду, что:

1) участие субсидирующего органа в капитале организации не рассматривается как предоставление выгоды, если такое участие не может быть расценено как не отвечающее обычной инвестиционной практике на территории экспортирующей третьей страны. Например, если правительство покупает акции компании по цене выше текущих биржевых котировок, то такая покупка может быть расценена как субсидия. Покупка правительством акций компании не будет расцениваться как субсидия, если правительство, покупая акции, рассчитывает на увеличение дивидендов по этим акциям, что является разумным инвестиционным решением;

2) кредит, предоставленный субсидирующим органом, не рассматривается как предоставление выгоды, если отсутствует разница между суммой, которую организация - получатель кредита уплачивает за государственный кредит, и суммой, которую она уплатила бы за сопоставимый коммерческий кредит на кредитном рынке экспортирующей третьей страны. В противном случае выгодой считается разница между этими суммами. Например, организация получает кредит от государственного банка под меньший процент, чем он мог бы был взят у коммерческого банка. В этом случае размер субсидии будет равен разнице между суммой процентных платежей, уплачиваемых организацией по кредиту государственного банка и суммой процентов, которые организация могла бы уплачивать по кредиту коммерческого банка;

3) гарантирование кредита субсидирующим органом не рассматривается как предоставление выгоды, если отсутствует разница между суммой, которую организация - получатель гарантии уплачивает за кредит, гарантированный субсидирующим органом, и суммой, которую она уплатила бы за сопоставимый коммерческий кредит без государственной гарантии. В противном случае выгодой считается разница между этими суммами с поправкой на разницу в комиссионных. Например, субсидия возникает, если при наличии государственной гарантии кредит обходится дешевле, чем при отсутствии такой гарантии;

4) поставка субсидирующим органом товаров или услуг либо закупка товаров не рассматриваются как предоставление выгоды, если только товары или услуги поставляются за менее чем адекватное вознаграждение либо закупки не осуществляются за более чем адекватное вознаграждение. Адекватность вознаграждения определяется, исходя из существующих рыночных условий покупки этих товаров и услуг на рынке экспортирующей третьей страны, включая цену, качество, доступность, ликвидность, транспортировку и другие условия покупки или продажи товаров.

Размер выгоды, извлекаемой получателем субсидии, в общем виде определяется как сумма объема (стоимости) предоставленной субсидии и процентов, которые компания получателя должна была бы выплатить в случае заимствования соответствующей суммы на рынке:

С = Д + Д * П,

где:

С - размер выгоды от полученной субсидии (размер субсидии);

Д - объем (стоимость) предоставленной субсидии;

П - стоимость денег на рынке (ставки коммерческих банков по кредитам).

Например, размер субсидии, предоставленной в форме налоговой льготы, рассчитывается следующим образом:

Снл = (А - В) + (А - В) * П,

где:

Снл - размер субсидии, предоставленной в форме налоговой льготы;

А - сумма налогов, которая должна была быть уплачена компанией;

В - сумма налогов, уплаченная компанией;

П - стоимость денег на рынке (ставки коммерческих банков по кредитам).

В случае если возможность предоставления достоверной информации о стоимости денег на рынке на основании ставок коммерческих банков отсутствует, можно использовать размер ставки рефинансирования.

При расчете размера субсидии следует учитывать, что полезный эффект от субсидии может действовать в течение нескольких лет, и субсидии, предоставленные до анализируемого периода <4>, также должны быть рассмотрены в целях установления влияния таких субсидий на стоимость импорта в анализируемый период.

--------------------------------

<4> Анализируемый период - период, за который заявитель представляет доказательства наличия материального ущерба отрасли экономики государств-членов вследствие субсидируемого импорта. Такой период, как правило, предшествует дате подачи заявления о проведении расследования, и его продолжительность определяется заявителем, исходя из факта наличия эффекта от предоставления субсидий (может составлять, например, 1 год или 1,5 года).

При наличии таких субсидий в расчетах размера субсидии необходимо учитывать как субсидию, которая предоставлена и действует в анализируемый период, так и субсидию, которая была предоставлена и прекратила свое действие до начала анализируемого периода, однако ее полезный эффект продолжает действовать, в том числе в анализируемый период.

В таком случае необходимо отнести на анализируемый период части тех субсидий, которые были предоставлены до начала анализируемого периода, но полезный эффект которых продолжает действовать в анализируемый период, а затем распределить стоимость субсидий, отнесенных к анализируемому периоду, на единицу товара, выбрав соответствующий показатель для распределения.