Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Государственная политика в области развития фармацевтической и медицинской промышленности

Государственная политика в области развития

фармацевтической и медицинской промышленности

Основной целью государственной политики в области развития фармацевтической и медицинской промышленности до 2008 года являлось насыщение внутреннего рынка лекарственными средствами и медицинскими изделиями для ликвидации дисбалансов, возникших в ходе трансформационных процессов в российской экономике. При положительной динамике рыночных показателей доля отечественной продукции соответствующих отраслей в общем объеме потребления на внутреннем рынке оставалась незначительной, так как в области лекарственных средств и медицинских изделий большая часть потребительского спроса удовлетворялась за счет импортной продукции. При этом значительная часть лекарственных средств, произведенных на территории России, производилась из импортного сырья.

В то же время по мере роста экономики Российской Федерации возникали внутренние производства, способные не только разрабатывать и производить конкурентоспособную продукцию, но и участвовать в осуществлении прикладных исследований и разработок, позволяющих в перспективе выводить на рынок инновационные лекарственные средства и медицинские изделия. Важным фактором, способствующим изменению целей государственной политики, являлась возрастающая зависимость потребительского рынка от импортной продукции в критически важных в отношении национальной безопасности отраслях.

Для изменения сложившейся ситуации возникла необходимость корректировки направлений и целей государственной политики в области производства лекарственных средств и медицинских изделий в сторону усиления роли локальных производителей на внутреннем рынке, обеспечения разработки инновационной продукции и подготовки кадров для современных производств. На первом заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России 18 июня 2009 года фармацевтическая и медицинская промышленность была выделена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым как одно из 5 приоритетных направлений высокотехнологичного развития российской экономики, включая прикладную науку и инженерию. Сейчас осуществляется переход фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития в соответствии с федеральной целевой программой "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 91.

Одним из инструментов объединения усилий бизнеса, науки и государства в реализации приоритетных направлений технологического развития российской экономики могут стать технологические платформы.

Технологическая платформа представляет собой коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), привлечение ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства и гражданского общества). Созданы и функционируют технологические платформы "Медицина будущего", "Биоиндустрия и биоресурсы" ("Биотех 2030").

Государственной программой Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы (далее - Программа) предусмотрено финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств федерального бюджета в рамках заключенных государственных контрактов Министерством промышленности и торговли Российской Федерации с участниками технологических платформ в размере 1516499,51 тыс. рублей в 2013 - 2014 годах. Доля государственных контрактов, исполняемых участниками технологических платформ, в общем количестве государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. N 91, составляет 24 процента (объем финансирования проектов участников технологических платформ составляет 19 процентов общего объема финансирования выполняемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

Другим важнейшим инструментом партнерства государства, инновационно ориентированных промышленных предприятий, науки и образования является инструмент создания и развития научно- производственных кластеров. Реализация государственной кластерной политики способствует росту конкурентоспособности отрасли за счет эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, доступом к научному знанию, образовательным и производственным инновациям, технологиям, ноу-хау, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, снижением транзакционных издержек, а также с реализацией совместных кооперационных проектов.

Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 28 августа 2012 г. утвержден перечень инновационных территориальных кластеров. В перечень включены 25 территориальных кластеров, определенных в рамках конкурсного отбора, осуществленного в рамках деятельности рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Согласно перечню в субъектах Российской Федерации сформировано 7 медико-фармацевтических территориальных инновационных кластеров (Московская область - 2 кластера, Калужская область - 1 кластер, Санкт-Петербург - 1 кластер, Томская область - 1 кластер, Новосибирская область - 1 кластер, Алтайский край - 1 кластер), которые объединяют наиболее активные организации, осуществляющие разработку и выпуск инновационной фармацевтической и медицинской продукции.

Формирование и развитие кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и интеграции российских кластеров в мировой рынок высокотехнологичной продукции, позволяет существенно поднять уровень национальной технологической базы, а также повысить скорость экономического роста за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера, приобретения и внедрения критических технологий, новейшего оборудования и получения доступа к современным методам управления. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации оказывают организационную и финансовую поддержку организациям - участникам инновационных кластеров.

Развитие медико-фармацевтических территориальных инновационных кластеров предусматривает реализацию мероприятий по следующим основным направлениям:

развитие сектора исследований и разработок, включая кооперацию науки, образования и промышленности в научно-технической сфере;

развитие системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров;

развитие производственного потенциала и международной кооперации;

развитие инфраструктуры кластеров и организационное развитие кластеров.

Предполагается финансирование реализации программ развития медико-фармацевтических территориальных инновационных кластеров в 2013 - 2017 годах за счет средств федерального бюджета.

Важным направлением расходов средств федерального бюджета в рамках Программы является выделение ассигнований на государственные инвестиции в создание новейшей инфраструктуры фармацевтической и медицинской промышленности. Программой предусмотрено финансирование государственных капитальных вложений в создание инфраструктуры университетов и научно-исследовательских институтов г. Москвы, Московской области, гг. Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани и др., входящих в сформированные медико-фармацевтические территориальные кластеры.

Всего в рамках Программы в 2013 - 2016 годах за счет бюджетных ассигнований Министерством промышленности и торговли Российской Федерации планируется осуществить государственные капитальные вложения в размере 11967000 тыс. рублей.

Мероприятия, предусмотренные в рамках подпрограмм Программы, нацелены на развитие национальной инновационной системы. В соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, задачами инновационного развития экономики России являются:

увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства до 40 - 50 процентов к 2020 году;

увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг до 5 - 10 процентов в 5 - 7 и более секторах экономики к 2020 году;

увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров до 2 процентов к 2020 году;

увеличение валовой добавленной стоимости инновационного сектора в валовом внутреннем продукте до 17 - 20 процентов к 2020 году;

повышение внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5 - 3 процентов валового внутреннего продукта к 2020 году;

увеличение доли средств, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в структуре средств, поступающих в ведущие российские университеты за счет всех источников финансирования, до 25 процентов.

Мероприятия, реализуемые в рамках подпрограммы "Развитие производства лекарственных средств", подпрограммы "Развитие производства медицинских изделий", подпрограммы "Совершенствование государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий" Программы, способствуют решению задач, предусмотренных Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р. Решению этих задач будут способствовать ожидаемые результаты Программы в части создания и модернизации 20 тыс. высокопроизводительных рабочих мест до 2020 года, увеличения к 2020 году в 7 раз доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме производства фармацевтической и медицинской промышленности по отношению к 2011 году, увеличения к 2020 году производительности труда в фармацевтической и медицинской промышленности в 4,5 раза по отношению к показателю 2011 года, увеличения к 2020 году доли лекарственных средств отечественного производства в общем объеме потребления здравоохранения Российской Федерации до 50 процентов (в денежном выражении), увеличения к 2020 году доли медицинских изделий отечественного производства в общем объеме потребления здравоохранения Российской Федерации до 40 процентов (в денежном выражении), увеличения к 2020 году экспорта продукции фармацевтической и медицинской промышленности не менее чем до 105 млрд. рублей, увеличения к 2020 году доли организаций, осуществляющих технологические инновации в фармацевтической и медицинской промышленности в общем количестве производителей до 50 процентов, достижения к 2020 году значительной активизации оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности в фармацевтической и медицинской отрасли.

Важным инструментом управления развитием отраслей национальной экономики является инструмент научно-технологического прогнозирования. Такой инструмент применяется с целью формирования стратегических направлений научно-технологических исследований и их государственной поддержки в рамках различных целевых инструментов. Возникает необходимость оценки возникновения новых областей знания, в том числе прорывных технологий в фармацевтической и медицинской промышленности на среднесрочную и долгосрочную перспективу.