2. Характеристика основных проблем в сфере реализации Программы
2. Характеристика основных проблем в сфере
реализации Программы
Важнейшим сдерживающим фактором технологической модернизации фармацевтической и медицинской промышленности является ограниченность ресурсов компаний, предназначенных для инновационной деятельности, основным свойством которой является существенный рост затрат при переходе от научных исследований к непосредственному выпуску серийной инновационной продукции на производственных объектах.
Негативными факторами, снижающими потенциал инновационного развития фармацевтической и медицинской промышленности, являются:
утрата значительной части научно-технологического потенциала в ряде сегментов фармацевтической и медицинской промышленности;
старение кадров при одновременном снижении качества подготовки специалистов, способных работать на современном мировом уровне, неэффективное взаимодействие компаний фармацевтической и медицинской промышленности с сектором профессионального образования;
низкая эффективность системы создания и управления объектами интеллектуальной собственности.
Управление развитием фармацевтической и медицинской промышленности в современных условиях также осложнено низким уровнем государственной системы научно-технологического прогнозирования развития фармацевтической и медицинской промышленности, недостаточным и разрозненным информационно-аналитическим и экспертным обеспечением развития соответствующих отраслей, в том числе на основе современных решений в области информационных технологий.
В целях обеспечения комплексного подхода к решению проблем фармацевтической и медицинской промышленности необходимо развивать новые механизмы управления отраслями фармацевтической и медицинской промышленности.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, экономика России может выбрать один из сценариев - от инерционного до инновационного. При разработке Программы рассматривались 2 сценария развития фармацевтической и медицинской промышленности - умеренно-оптимистический и пессимистический.
Умеренно-оптимистический сценарий развития фармацевтической и медицинской промышленности предусматривает запуск в течение ближайших 7 лет инновационного цикла в отрасли в основном за счет средств федерального бюджета с последующим нарастающим рефинансированием исследований и разработок за счет средств внебюджетных источников. Важнейшими условиями реализации этого сценария являются:
обеспечение отечественной фармацевтической и медицинской промышленности профессиональными кадрами;
масштабный рост государственных и частных инвестиций в научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы, ориентированные на производство инновационной фармацевтической и медицинской продукции;
масштабная технологическая модернизация и развитие отечественного производства в соответствии с международными стандартами и правилами;
использование зарубежного научного и производственно-технологического потенциала путем трансфера технологий и привлечения прямых иностранных инвестиций в производство и разработку лекарственных средств и медицинских изделий.
Умеренно-оптимистический сценарий развития отечественной фармацевтической и медицинской промышленности позволит инициировать в России разработку и производство высокотехнологической фармацевтической и медицинской продукции, повысить ее уровень до мирового с целью обеспечения конкурентоспособности этих отраслей в сравнении с зарубежными производителями как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
При умеренно-оптимистическом сценарии предполагается, что России в фармацевтической и медицинской промышленности удастся разработать собственные технологические решения, конкурентоспособные на мировом уровне. Однако слабость промышленной базы в этих отраслях, неразвитость отраслевых кластеров и производственной кооперации не позволит осуществить в полном объеме трансфер новых отечественных технологий в производство. Анализ текущего положения в фармацевтической и медицинской промышленности указывает на низкую конкурентоспособность российских технологий, а целый ряд системных проблем бизнес-среды требует государственного участия для создания в течение ближайших 5 - 7 лет необходимого инновационного потенциала. В целом до 2020 года умеренно-оптимистический сценарий может быть реализован путем создания необходимой инфраструктуры взаимодействия промышленности и науки, при этом в мероприятиях, связанных с государственным участием, необходимо сделать акцент на достижение отечественными компаниями уровня развития, необходимого для поддержания технологического и инновационного цикла в долгосрочной перспективе без государственной поддержки.
Пессимистический сценарий развития фармацевтической и медицинской промышленности связан с пассивной стратегией государства и низкой инвестиционной активностью по отношению к промышленным предприятиям. При этом сценарии сохранятся существующие в настоящее время тенденции развития отрасли, но будет отсутствовать научно- технологическая и ресурсная база для их инновационного развития, что уже в течение ближайших 5 лет приведет к сокращению производства отечественной фармацевтической и медицинской продукции, а также к вытеснению отечественных компаний-производителей с внутреннего и внешнего рынков. Отечественные производители будут вынуждены занимать отдельные рыночные ниши устаревших продуктов или конкурировать за счет активного маркетингового продвижения иностранных торговых марок в нише воспроизведенных лекарственных препаратов. Конкурентное давление со стороны импортных лекарственных средств и медицинских изделий, а также отсутствие ресурсов для финансирования инновационных разработок будет вынуждать отечественных производителей искать преимущества не за счет улучшения потребительских свойств и качества технологий, а за счет минимизации издержек в конечной стоимости продукции (закупки дешевых низкокачественных субстанций для лекарственных средств, дешевых комплектующих и сырья для медицинских изделий).
В рамках пессимистического сценария объем фармацевтического рынка к 2020 году не превысит уровня в 1075,6 млрд. рублей, при этом импортные инновационные лекарственные средства будут занимать 55 процентов рынка, тогда как отечественные инновационные разработки не превысят 1 процента. В целом отечественная продукция будет занимать не более 12 - 15 процентов рынка при общем увеличении объема рынка в 2,5 раза за 10 лет.
В рамках этого сценария можно ожидать, что среднегодовые темпы роста российского рынка медицинских изделий в 2013 - 2020 годах составят 10 процентов, объем рынка к 2020 году будет на уровне 320 - 350 млрд. рублей. Согласно прогнозам, к 2020 году доля инновационного импорта в общем объеме потребления медицинских изделий при наиболее неблагоприятном развитии событий может составить до 62,4 процента. Импортные медицинские изделия, имеющие российские аналоги, но являющиеся более привлекательными для потребителей, могут занять до 32 процентов рынка. При этом доля российской продукции в общем объеме потребления будет сохраняться на уровне 15 - 16 процентов.
В рамках пессимистического сценария в медицинской и фармацевтической промышленности интенсифицируется и достигнет практически невосполнимого разрыва научно-техническое отставание от мирового уровня, будет наблюдаться отсутствие развития смежных отраслей - науки, инженерной культуры, образования; и эти области, связанные с медицинскими технологиями, будут деградировать. При самом негативном прогнозе прикладная наука, связанная с фармацевтическим производством, может прекратить свое существование.
Ограничениями активного развития отечественной фармацевтической и медицинской промышленности являются существенное научно-технологическое отставание от развитых стран и ведущих производственных предприятий в области фармацевтики и медицинских изделий, несовершенство институциональной, промышленной и ресурсной базы, отсутствие необходимой инфраструктуры, обеспечивающей разработку и внедрение высокоэффективных и инновационных технологий в систему здравоохранения Российской Федерации. Реализация Программы позволит снять такие ограничения.
Реализация Программы позволит не только технологически перевооружить производственные мощности предприятий, а также государственные учреждения науки и образования на базе технологических инноваций, но и одновременно стимулировать в Российской Федерации разработку и производство наукоемкой фармацевтической продукции и медицинских изделий, поднять уровень отечественной фармацевтической и медицинской промышленности до мирового и успешно конкурировать с зарубежными производителями как на внутреннем, так и на внешнем рынках. При этом значительный импульс к развитию получат российская прикладная наука, инженерия и образование. С учетом реализации данных мер можно ожидать, что к 2020 году в Российской Федерации будет сформирована конкурентоспособная на глобальном рынке фармацевтическая и медицинская промышленность.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей