Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

4.2. Береговые грузоподъемные краны

4.2.1. Освещение в кабинах постов управления и местах расположения механизмов грузоподъемных кранов не должно давать отражения в стеклах передней рамы кабины.

4.2.2. Доступ к электропитающим колонкам должен быть свободным от посторонних предметов и грузов.

4.2.3. Работа крана должна быть прекращена при скорости ветра, превышающей допустимую для данного крана величину, при снегопаде, дожде и при тумане и в других случаях, когда крановщик плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз.

В организациях, работающих в порту, должны быть назначены лица, ответственные за своевременное оповещение об изменении скорости ветра, и определена система оповещения для принятия необходимых мер безопасности.

4.2.4. Работа кранов в случае непосредственного участия людей в строповке-отстроповке грузов допускается при скорости ветра не более 15 м/с, если в паспорте не указана меньшая величина. Конкретное значение предельной скорости ветра для каждого крана должно быть установлено приказом по порту.

4.2.5. Краны, передвигающиеся по рельсовым путям, должны быть оборудованы противоугонными устройствами.

В тех случаях, когда применение противоугонных рельсовых захватов невозможно из-за конструктивных особенностей кранового пути, должны быть приняты другие меры по предупреждению угона кранов под воздействием ветра.

4.2.6. При производстве работ по подъему и перемещению грузов должны выполняться следующие требования:

4.2.6.1. На месте производства работ, а также на перегрузочных машинах не должны находиться посторонние лица;

4.2.6.2. Для строповки груза должны применяться стропы, соответствующие массе поднимаемого груза с учетом числа ветвей и угла их наклона. Стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90 градусов;

4.2.6.3. Для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза крана груз должен быть предварительно поднят на высоту 0,2 - 0,3 м;

4.2.6.4. Груз или грузозахватное приспособление при их горизонтальном перемещении должны быть предварительно подняты на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов;

4.2.6.5. При опускании и установке груза на место необходимо обеспечивать его устойчивость и беспрепятственное освобождение грузозахватных приспособлений. Укладку и разборку груза следует производить равномерно, не нарушая установленных для складирования груза размеров штабелей и не загромождая проходы;

4.2.6.6. При укладке груза в полувагоны, автомашины, на платформы необходимо обеспечить возможность удобной и безопасной строповки при разгрузке.

4.2.7. При работе кранов, оснащенных грейферами или грузоподъемными электромагнитами, не допускается нахождение людей и производство работ в зоне действия кранов. Зона работы крана должна быть ограждена и выставлены предупредительные знаки.

4.2.8. Перенос груза над вагонами, автомашинами и другими транспортными средствами, если в них находятся люди, запрещается.

4.2.9. Портовые рабочие и рабочие по техническому обслуживанию и ремонту кранов допускаются к выполнению работ со сменным грузозахватным органом после того, как он будет выведен из рабочего состояния, опущен на грунт и закреплен в устойчивом положении.

4.2.10. Осмотр, приемка или передача груза в зоне работы крана с грузозахватными устройствами дистанционного управления разрешается только после опускания груза и остановки крана.

4.2.11. Подтаскивать грузы кранами разрешается только с применением канифас-блоков или других приспособлений, обеспечивающих вертикальное положение грузовых канатов крана. При этом запрещается находиться вблизи натянутых тросов и внутри угла образуемого ими.

4.2.12. При подтаскивании грузов с помощью канифас-блоков должна быть исключена возможность задевания груза за препятствия на пути его движения. Канифас-блок должен быть надежно закреплен.

4.2.13. Строповку грузов следует производить правильно и надежно с учетом маркировки. При отсутствии маркировки способы строповки должен определять производитель работ в соответствии с РТК.

Ответственность за правильную строповку груза несет портовый рабочий (стропальщик), производивший строповку.

4.2.14. В тех случаях, когда зона, обслуживаемая грузоподъемной машиной, полностью не просматривается из кабины крановщика, для передачи сигнала стропальщика крановщику должен быть назначен сигнальщик.

Сигнальщик назначается из числа стропальщиков, прошедших подготовку и аттестацию по программам, согласованным с Госгортехнадзором России.

Сигнальщик должен быть одет в отличительный жилет желтого цвета с надписью "Сигнальщик", иметь на голове каску того же цвета и нарукавную повязку красного цвета.

4.2.15. В случае отсутствия непосредственной зрительной связи между крановщиком и сигнальщиком должен назначаться второй сигнальщик с нахождением в зоне зрительной связи крановщика и первого сигнальщика.

4.2.16. При перегрузке навалочных грузов грейфером допускается работа кранов без стропальщиков при условии хорошего обзора крановщиком всей рабочей зоны и отсутствия людей в трюме и в зоне работы крана.

4.2.17. В отдельных случаях при перегрузке грузов кранами, оснащенными сменными грузозахватными органами с дистанционным управлением, и при хорошей обозреваемости крановщиком всей рабочей зоны допускается работа без сигнальщика на складских и вагонных операциях. При этом должны быть приняты меры, исключающие доступ людей в зону работы крана.

4.2.18. Знаковая сигнализация производится жестами по утвержденной схеме сигналов (Приложение 7). Допускается применение двухсторонней радиотелефонной связи для подачи сигналов.

4.2.19. При плохой видимости (из-за недостаточной освещенности, тумана, атмосферных осадков и т.п.), когда крановщик плохо различает команды сигнальщика или перемещаемый груз, работа крана должна быть прекращена.

4.2.20. Не допускается подача команд крановщику голосом или сигналами неустановленной формы.

4.2.21. Команда "Стоп" (остановка всех движений) должна исполняться крановщиком немедленно, независимо от того, кем и как она подана.

4.2.22. При работе на кранах запрещается:

4.2.22.1. Применение съемных грузозахватных приспособлений, сменных грузозахватных органов, вспомогательного инвентаря и средств укрупнения грузовых мест, не соответствующих по грузоподъемности массе поднимаемого груза, а также использование их для выполнения работ, для которых они не предназначены;

4.2.22.2. Нахождение людей между грузом и стеной (колонной, штабелем, вагоном) при подъеме (опускании) груза;

4.2.22.3. Нахождение людей в зоне подъема, опускания и перемещения груза. Стропальщик может подходить к поднимаемому или опускаемому грузу после остановки последнего на высоте не более 1,0 м от уровня площадки, на которой находится стропальщик. Для разворота груза должны применяться багры, оттяжки, крючья соответствующей длины и конструкции;

4.2.22.4. Подъем и перемещение груза в случае неправильной его строповки;

4.2.22.5. Подъем, опускание и перемещение ядовитых и взрывчатых веществ, сосудов, находящихся под давлением воздуха или газа, кранами, механизмы подъема которых оборудованы фрикционными или кулачковыми муфтами включения;

4.2.22.6. Освобождение крюком крана защемленных стропов и других грузозахватных приспособлений;

4.2.22.7. Использование конечных выключателей в качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов;

4.2.22.8. Загрузка и разгрузка автомашин при нахождении людей в кузове или на платформе прицепа и в кабине автомашины.