Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду положения Основ законодательства Российской Федерации об охране труда (N 5600-1 от 6 августа 1993 г.), а не (N 56500-1 от 6 августа 1993 г.).

1.1. Работа по охране труда в речных портах (далее - порты) должна проводиться в соответствии с положениями Основ законодательства Российской Федерации об охране труда (N 56500-1 от 6 августа 1993 г.).

1.2. Настоящие Правила распространяются на все виды перегрузочных работ, выполняемых в портах. Руководители организаций, работающих в порту, обязаны разработать и утвердить в установленном порядке технологические карты на все перегружаемые в порту грузы с отражением в них необходимых мер безопасности.

1.3. Правила являются обязательными для руководителей и специалистов портов, связанных с организацией и производством перегрузочных работ, а также других работников порта, на которых приказом руководителя порта возложены функции производителя перегрузочных работ. Они должны изучить и знать настоящие Правила, а также основные положения и организацию системы управления охраной труда на водном транспорте (СУОТ ВТ) в пределах своих должностей и назначений.

1.4. Проектные организации обязаны учитывать в проектах вновь строящихся и реконструируемых портов, а также технологической документации требования настоящих Правил.

1.5. Требования настоящих Правил должны учитываться в технических условиях, инструкциях и другой нормативной документации, разрабатываемой Росречфлотом и касающейся перегрузочных работ в портах.

1.6. С вводом в действие настоящих Правил все действующие до этого инструкции по охране труда при выполнении перегрузочных работ должны быть приведены в соответствие с ними.

На основе настоящих Правил в порту должны быть разработаны или переработаны инструкции по охране труда. Инструкции должны быть согласованы со службой охраны труда, профсоюзным комитетом порта и утверждены руководителем организации, работающей в порту, Инструкции должны выдаваться на руки работнику.

1.7. Требования безопасности к устройству и технической эксплуатации перегрузочных машин и оборудования, портовых сооружений и других портовых объектов регламентируются другими документами (Приложения 1 и 2).

1.8. Перегрузка и хранение опасных грузов в портах должны осуществляться в соответствии с требованиями действующих Правил перевозки опасных грузов речным транспортом [33] и настоящих Правил.

1.9. Организация контроля параметров воздушной среды при выполнении перегрузочных работ в портах осуществляется в соответствии с методическими указаниями, приведенными в Приложении 3.

1.10. Величина вредных и опасных факторов в рабочей зоне не должна превышать значений, установленных санитарными нормами.

Руководители порта обязаны принять все возможные меры к устранению или уменьшению влияния этих факторов на организм работающих.

В помещениях, трюмах, складах, вагонах, где производятся перегрузочные и другие работы с участием людей, должна быть обеспечена вентиляция или удаление из воздуха вредных веществ до уровня допустимых санитарных норм. При невозможности соблюдения нормативных значений вредных и опасных факторов на рабочих местах лица, участвующие в работах, должны применять средства индивидуальной защиты.

Запрещается использование перегрузочных машин при работе их на этилированном бензине в закрытых складских помещениях, трюмах, вагонах и контейнерах.

КонсультантПлюс: примечание.

В связи с принятием Федеральных законов от 28.12.2013 N 421-ФЗ, N 426-ФЗ с 1 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку условий труда. О применении результатов аттестации рабочих мест, проведенной в соответствии с ранее действовавшим порядком, см. часть 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ.

1.11. Руководители порта обязаны периодически проводить аттестацию рабочих мест по вредным и опасным факторам в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на судах и береговых предприятиях речного транспорта, утвержденным Службой речного флота Минтранса России 14.01.99.

1.12. Основными опасными и вредными производственными факторами, определяемыми по ГОСТ 12.0.003 <*>, при перегрузочных работах и складировании грузов являются:

--------------------------------

<*> Наименования государственных стандартов, используемых в настоящих Правилах, приведены в Приложении 2.

загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенный уровень шума на рабочем месте;

повышенная или пониженная влажность воздуха;

повышенная или пониженная подвижность воздуха;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

прямая и отраженная блестность;

расположение рабочего места на значительной высоте;

движущиеся машины и механизмы, подвижные части кранового оборудования, поднимаемый и перемещаемый груз, канаты, цепи, стропы, крючья, траверсы, клещи, балансиры, захваты, острые кромки транспортируемого груза, выступающие рым-болты, движущиеся краны, автомобильный и железнодорожный транспорт и др.;

для кранов с электрическим приводом - повышенные напряжения электрических цепей, замыкание которых может произойти через тело человека;

для кранов на автомобильном шасси или шасси автомобильного типа - токсические воздействия этилированного бензина и др.

1.13. В местах производства перегрузочных работ содержание вредных веществ (аэрозолей, паров) и пыли в воздухе рабочей зоны не должно превышать предельно допустимых концентраций по ГОСТ 12.1.005.

1.14. Опасные зоны должны быть ограждены, установлены знаки безопасности и предупредительные надписи по ГОСТ 12.4.026.

1.15. Руководители организаций, работающих в порту, обязаны обеспечить рабочих и служащих (в том числе и привлекаемых к работам в разовом порядке) исправными средствами индивидуальной защиты (специальной одеждой, специальной обувью, средствами защиты рук, органов дыхания, зрения, слуха и др.), обеспечивающих установленные санитарно-гигиенические условия труда и уменьшающие степень риска производственного травматизма и профзаболеваний. Средства индивидуальной защиты должны выдаваться по Типовым отраслевым нормам выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ) для работников речного транспорта, утвержденным постановлением Минтруда России от 16 декабря 1997 г. N 63. Качество, периодичность и методы испытания средств индивидуальной защиты должны соответствовать требованиям государственных стандартов и технических условий на эти изделия (ГОСТ 12.4.011, ГОСТ 12.4.013-12.4.020).

1.16. Запрещается всем работникам находиться без защитных касок в опасной зоне работы перегрузочных машин, а также в местах, где существует опасность падения груза (предмета) с высоты, удара перемещаемым грузом (предметом), падения самого работника.

1.17. Проверка знаний настоящих Правил и других нормативных документов по охране труда в портах должна осуществляться в соответствии с Положением о порядке обучения, проведения инструктажа и проверки знаний по охране труда работающих на предприятиях и судах речного транспорта [24].

1.18. Руководители подразделений, работающие в порту (сменный помощник начальника грузового района и другие лица, выполняющие функции сменного помощника начальника грузового района), и производители перегрузочных работ (мастер перегрузочных работ, бригадир бригады, звеньевой комплексной бригады и другие лица, на которых возложены функции производителя работ) должны быть обучены, пройти проверку знаний и иметь удостоверение на право ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов перегрузочными машинами.

1.19. На основе Правил руководители портов обязаны обеспечить разработку инструкций по безопасности труда для каждой профессии с учетом конкретных условий и специфики работы в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения Правил и инструкции по охране труда и Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда (постановление Минтруда России от 01.07.93 N 129 и постановление Минтруда России от 28.03.94 N 27 "О внесении изменений и дополнений в постановление Минтруда России от 01.07.93 N 129").

1.20. Несчастный случай на производстве, происшедший с работником порта, расследуется руководителем порта в соответствии с требованиями действующего Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве.

1.21. Докеры-механизаторы должны быть обучены и аттестованы по каждой совмещаемой специальности. По результатам аттестации им должны быть выданы удостоверения соответствующей формы, дающие право на выполнение работ и управление перегрузочными машинами определенного типа и модели, удостоверения крановщиков должны быть подписаны председателем комиссии и инспектором Госгортехнадзора России (для крановщиков кранов, требующих регистрации в органах Госгортехнадзора России) или инспектором Российского Речного Регистра (для крановщиков плавучих кранов).

Обучение рабочих, обслуживающих объекты, поднадзорные Госгортехнадзору России и Российскому Речному Регистру, индивидуально-бригадным методом запрещено.

1.22. Докеры-механизаторы при присвоении классности и при переаттестации, предусмотренной пунктом 2.6 Правил технической эксплуатации перегрузочных машин [3], должны пройти квалификационную аттестацию.

Результаты аттестации должны оформляться протоколом и выдачей квалификационного удостоверения (отметкой в удостоверении) соответствующей формы.

В квалификационном удостоверении должны быть проставлены класс рабочего, типы и модели перегрузочных машин и виды работ, к управлению и выполнению которых допущен рабочий, а также сделана отметка о присвоении соответствующей группы допуска по электробезопасности (при обслуживании и управлении машин с электроприводом).

1.23. Докеры-механизаторы должны проходить проверку знаний:

периодически, не реже одного раза в 12 месяцев;

при переводе из одной организации в другую;

по требованию инженерно-технического работника по надзору за перегрузочными машинами в порту, работника службы охраны труда в порту, а также инспекторов Госгортехнадзора России, Российского Речного Регистра и государственного инспектора по охране труда на водном транспорте.

Результаты проверки знаний должны оформляться записью в квалификационном удостоверении и журнале соответствующей формы (или в протоколе комиссии по проверке знаний).

1.24. Докеры-механизаторы дополнительно должны иметь удостоверение водителя транспортных средств установленного образца при работе:

на механических транспортных средствах;

крановщиком пневмоколесного крана или автокрана, совмещающим одновременно обязанности водителя машины.

1.25. Крановщики железнодорожных кранов должны знать инструкцию по сигнализации на железных дорогах России.

1.26. Докеры - механизаторы и другие лица, принимающие участие в перегрузочных работах, проходят инструктаж в соответствии с ГОСТ 12.0.004 и Положением о порядке проверки знаний, норм и инструкций по безопасности у руководящих работников и специалистов предприятий и объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России, утвержденным Госгортехнадзором России 19.05.95 N 11, разделом III Рекомендаций по профилактике травматизма и улучшению условий труда на предприятиях речного транспорта.

1.27. Допуск докеров-механизаторов и других лиц, принимающих участие в перегрузочных работах, к перегрузочным работам, обслуживанию и управлению перегрузочными машинами осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.009 и Правил технической эксплуатации перегрузочных машин [3].

1.28. Ответственность за состояние охраны труда в организации, работающей в порту, несет руководитель организации. Ответственность за невыполнение правил, норм и инструкций по охране труда, за необеспечение здоровых и безопасных условий труда несут руководители структурных подразделений организаций, работающих в порту.

1.29. Руководитель производством перегрузочных работ в порту обязан:

перед началом работ обеспечить охранную зону в местах производства работ, проверить внешним осмотром исправность грузоподъемных механизмов, такелажного и другого вспомогательного инвентаря. Работа на неисправных механизмах и неисправным инвентарем запрещена;

проверить у работников, осуществляющих работы, наличие соответствующих удостоверений и других документов на право производства работ;

следить за тем, чтобы выбор способов перегрузки грузов соответствовал требованиям безопасности производства работ;

при возникновении аварийных ситуаций или опасности травмирования работников немедленно прекратить работы и принять меры для устранения опасности.