Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Регистрация цен по типам потребителей продукции

Одним из основных принципов расчета ИЦП является необходимость наблюдения за изменением цен на продукцию, которая реализуется одному и тому же типу потребителей при постоянных условиях продажи. Это позволяет при расчете индексов цен исключить влияние на их уровень факторов, связанных с изменениями условий продажи товаров или типов покупателей.

В ряде случаев организации осуществляют реализацию одного и того же вида товара разным потребителям (промышленным, посредническим организациям, организациям розничной или оптовой торговли и т.п.) по различным ценам, и проследить на протяжении длительного периода динамику цен по одному и тому же типу потребителей достаточно сложно. Кроме того, в некоторых видах деятельности (например, в производстве пищевых продуктов) уровень и динамика цен могут различаться при реализации продукции внутри субъекта Российской Федерации и за его пределами. Исходя из этого, рекомендуется отслеживать цены на наблюдаемые виды товаров по двум-трем основным типам потребителей.

Если в организации периодически меняются типы потребителей и отследить изменение цен на продукцию, поставляемую одному и тому же типу потребителей, не представляется возможным, регистрацию цен рекомендуется вести по нескольким их типам. При незначительных расхождениях в уровнях цен для расчета индекса цен можно использовать среднеарифметическую взвешенную цену, сложившуюся по нескольким типам потребителей.

Если уровень цен сильно отличается, необходимо рассчитывать сводный индекс по всем потребителям аналогично индексу цен по товарной группе. Такой расчет может быть осуществлен в комплексе ЭОД "Средние цены и индексы цен производителей промышленных товаров". В этом случае реализацию товара каждому из потребителей следует рассматривать как отдельный вид товара.

Таким же образом следует поступать при разных условиях реализации товаров (продажа с предварительной оплатой, частичной оплатой, бартерные поставки, мелкими или крупными партиями и т.д.). В качестве весов в течение отчетного года принимается количество товаров, отгруженных каждому потребителю в базисном периоде. При регистрации цен следует исключить "случайных" потребителей с очень низким или очень высоким уровнем цены, как не отражающих реальную динамику цен.

Случаи смены потребителей, повлекшие скачок цен, должны рассматриваться как изменение вида товара, которое не позволяет напрямую сравнивать цену отчетного и предыдущего периодов регистрации.

Наиболее часто встречающиеся искажения индексных расчетов связаны со сменой внутрироссийских потребителей на потребителей в других странах. В настоящее время расчеты индексов цен производителей, как правило, проводятся на продукцию, выпускаемую для внутреннего рынка, и не учитывают экспортные товары. На практике регистрировать цены только внутрироссийского рынка бывает сложно (отсутствие отгрузки). В некоторых случаях организации приводят в отчетах цены на экспортируемую продукцию в иностранной валюте, пересчитанные в рубли, по условиям, оговоренным в контракте. Переход от регистрации цен на продукцию, реализуемую на внутрироссийский рынок, на регистрацию цен на экспортируемую продукцию, и наоборот, в течение текущего года недопустим и приводит к ценовой несопоставимости. В случаях изменения потребителей необходимо осуществить расчеты для обеспечения сопоставимости данных.