(в ред. Постановлений Совмина СССР от 19.02.87 N 222,
от 01.12.87 N 1367, от 05.02.88 N 153,
от 31.05.88 N 689, от 17.08.89 N 657)
Список изменяющих документов
(с изм., внесенными определением Верховного Суда РФ
от 25.03.2003 N КАС 03-90, решением Верховного Суда РФ
от 20.10.2003 N ГКПИ 03-1072)
В целях усиления заинтересованности работников в ускорении роста производительности труда и выполнении установленного объема работ с меньшей численностью персонала, а также в связи с изданием Свода законов СССР Совет Министров СССР постановляет:
1. Руководители предприятий, учреждений и организаций имеют право разрешать по согласованию с комитетами профсоюзов рабочим, инженерно - техническим работникам и другим специалистам, служащим и младшему обслуживающему персоналу совмещение профессий (должностей), а также выполнение обязанностей временно отсутствующих работников в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Постановлением.
2. Установить, что совмещение профессий (должностей), то есть выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы допускаются на одном и том же предприятии, в учреждении, организации с согласия работника в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), если это экономически целесообразно и не ведет к ухудшению качества продукции, выполняемых работ, обслуживания населения.
3. Совмещение профессий (должностей) разрешается, как правило, в пределах той категории персонала, к которой относится данный работник (рабочие, инженерно - технические работники, служащие и другие). Совмещение профессий (должностей) работниками, относящимися к разным категориям персонала в производственных отраслях народного хозяйства, а также совмещение профессий (должностей) во всех случаях в непроизводственных отраслях народного хозяйства допускаются по перечням профессий и должностей, утверждаемым Советами Министров союзных республик (или в устанавливаемом ими порядке) и министерствами и ведомствами СССР по согласованию с соответствующими профсоюзными органами, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
(в ред. Постановления Совмина СССР от 19.02.87 N 222)
4. Соглашение о совмещении профессий (должностей) может заключаться на определенный срок или без указания срока.
5. Установить, что порядок и условия совмещения профессий (должностей), предусмотренные пунктами 1 - 4 настоящего Постановления, применяются также при расширении зон обслуживания или увеличении объема выполняемых работ.
6. При выполнении работ с меньшей численностью персонала устанавливаются доплаты в следующих размерах:
Подпункт "а" пункта 6 утратил силу в части предприятий, объединений и организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. - Постановление Совмина СССР от 01.12.87 N 1367.
а) за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ:
рабочим и младшему обслуживающему персоналу в производственных отраслях народного хозяйства, а также рабочим, занятым на погрузочно - разгрузочных работах во всех отраслях народного хозяйства, - до 50 процентов тарифной ставки (оклада) по основной работе;
инженерно - техническим работникам и другим специалистам, а также служащим производственных отраслей и всем категориям работников непроизводственных отраслей народного хозяйства (за исключением работников, занимающих должности, указанные в пункте 15 настоящего Постановления) - до 30 процентов тарифной ставки (оклада) по основной работе;
Абзац 3 подпункта "а" и подпункт "б" пункта 6 утратили силу в части работников жилищно - коммунальных объединений, предприятий и организаций (непроизводственных подотраслей). - Постановление Совмина СССР от 05.02.88 N 153.
Абзац 3 подпункта "а" пункта 6 утратил силу в части предельного размера доплат среднему и младшему медицинскому персоналу, а также рабочим учреждений здравоохранения и социального обеспечения. - Постановление Совмина СССР от 31.05.88 N 689.
Абзац 3 подпункта "а" пункта 6 утратил силу в части воспитателей, обслуживающего персонала, среднего медицинского персонала и рабочих домов ребенка, детских домов и школ - интернатов для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - Постановление Совмина СССР от 17.08.89 N 657.
б) за выполнение рабочими - повременщиками и младшим обслуживающим персоналом наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующих работников из числа этих же категорий персонала (в случае болезни, отпуска, командировки и по другим причинам) - до 50 процентов тарифной ставки (оклада) по основной работе. В исключительных случаях доплаты за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующих работников могут производиться и другим категориям работников, перечни которых утверждаются Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам совместно с ВЦСПС по представлению заинтересованных министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик.
7. Конкретные размеры доплат в пределах, предусмотренных пунктом 6 настоящего Постановления, устанавливаются руководителями предприятий, учреждений и организаций по согласованию с комитетами профсоюзов каждому работнику дифференцировано в зависимости от сложности, характера, объема выполняемых работ, степени использования рабочего времени.
8. Установленные для отдельных категорий работников ранее принятыми решениями Правительства СССР более высокие размеры доплат за совмещение профессий (должностей), а также иные условия и порядок применения доплат за выполнение этих работ сохраняются.
Пункт 9 утратил силу в части предприятий, объединений и организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. - Постановление Совмина СССР от 01.12.87 N 1367.
9. На установление доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ может быть использована вся экономия фонда заработной платы, полученная от высвобождения численности работников по сравнению с межотраслевыми и отраслевыми нормативами численности, штатами, утвержденными на основании типовых штатов, нормами обслуживания, нормами выработки (времени), а также нормативами (штатными нормативами) и нормами трудовых затрат, утвержденными вышестоящей организацией, а на вновь вводимых в действие предприятиях, объектах и в цехах - вся экономия фонда заработной платы, полученная в результате выполнения работ с меньшей численностью персонала по сравнению с проектной (с учетом нормативных сроков освоения мощностей).
В тех случаях, когда разработка типовых штатов с учетом отраслевых особенностей нецелесообразна, источником для установления доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ может служить экономия фонда заработной платы, полученная от высвобождения численности работников против штатного расписания, утвержденного вышестоящей организацией.
На предприятиях и в организациях производственных отраслей народного хозяйства при высвобождении численности работников по сравнению с нормативами, напряженность которых ниже межотраслевых или отраслевых, а также по сравнению с фактической численностью работников на тех работах, где нормативы еще не установлены, на доплаты может направляться до 70 процентов экономии фонда заработной платы.
Экономия фонда заработной платы, полученная в цехах и на участках, в отделах и службах в результате высвобождения численности работников, может использоваться на установление доплат, независимо от расходования фонда заработной платы по предприятию, учреждению или организации в целом.
10. На установление доплат за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников может быть использовано не более 50 процентов тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника, независимо от числа лиц, между которыми распределяются эти доплаты.
11. Доплаты за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующих работников производятся работникам, занятым в производственных отраслях народного хозяйства, а также в торговле и общественном питании, материально - техническом снабжении, сбыте и заготовках, жилищно - коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании населения и некоторых других непроизводственных отраслях народного хозяйства, где они установлены отдельными решениями Правительства СССР, при условии, если на основную и дополнительную работы установлены межотраслевые, отраслевые и другие технически обоснованные нормы трудовых затрат (нормированные задания, нормы обслуживания, нормы времени, нормативы численности, штатные нормативы) или если эти работы выполняются по должностям, предусмотренным в штатах, утвержденных на основании типовых штатов.
12. Доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение установленного объема работ могут быть уменьшены или полностью отменены при пересмотре норм в установленном порядке, а также при ухудшении качества работы. Об уменьшении или отмене доплат работник должен быть письменно предупрежден не позднее чем за месяц.
Если указанные мероприятия осуществляются на основе предложений работников, получающих доплаты, то эти доплаты сохраняются в течение 6 месяцев после введения новых нормативов трудовых затрат.
Доплаты за совмещение профессий (должностей) не устанавливаются в тех случаях, когда совмещаемая работа предусмотрена в нормах трудовых затрат, обусловлена трудовым договором (входит в круг обязанностей работника) или поручается работнику в установленном законодательством порядке в связи с недостаточной загруженностью против действующих норм трудовых затрат по основной работе.
13. Министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик:
усилить работу по улучшению использования резервов роста производительности труда на подведомственных предприятиях и в организациях за счет более широкого и эффективного применения прогрессивных форм организации труда с меньшей численностью персонала и добиться на этой основе существенной экономии трудовых затрат;
обеспечить стабильность нормативов или плановых фондов заработной платы, устанавливаемых предприятиям и организациям в пятилетних планах (с распределением по годам).
14. Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам осуществлять систематический контроль за качеством утверждаемых министерствами и ведомствами норм и нормативов трудовых затрат, а также за проведением работ по широкому распространению опыта выполнения плана с меньшей численностью персонала.
15. Настоящее Постановление не распространяется:
Подпункт "а" пункта 15 в части слов: "...главных специалистов..." признан недействующим со дня вступления в законную силу решения Верховного Суда РФ от 20.10.2003 N ГКПИ 03-1072.
Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании не соответствующим федеральному законодательству подпункта "а" пункта 15 в части, запрещающей совмещать профессии (должности) руководителям структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителям, см. решение Верховного Суда РФ от 21.01.2003 N ГКПИ 02-1359.
Определением Верховного Суда РФ от 25.03.2003 N КАС 03-90 решение Верховного Суда РФ от 21.01.2003 N ГКПИ 02-1359 отменено и вынесено новое решение, которым подпункт "а" пункта 15 в части слов: "руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей" признан не действующим со дня вынесения определения.
а) на руководителей предприятий, учреждений и организаций, их заместителей и помощников; главных специалистов; руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей;
б) на научных, инженерно - технических работников и других специалистов и служащих научно - исследовательских учреждений, за исключением инженерно - технических работников и других специалистов и служащих, занятых в опытных (экспериментальных) производствах, цехах, мастерских, на участках и установках, в геологических, изыскательских, поисково - разведочных экспедициях и партиях указанных учреждений;
в) на инженерно - технических работников и других специалистов и служащих органов государственного и хозяйственного управления.
16. Поручить Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам, Министерству финансов СССР и ЦСУ СССР докладывать ежегодно Совету Министров СССР о ходе реализации мероприятий, предусмотренных настоящим Постановлением, и их эффективности.
17. Поручить Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам разработать совместно с Министерством финансов СССР и ВЦСПС и утвердить инструкцию по применению настоящего Постановления.
18. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в решения Правительства СССР по вопросам совмещения профессий (должностей).
19. Признать утратившими силу решения Правительства СССР согласно прилагаемому Перечню.
Совета Министров СССР
Н.ТИХОНОВ
Совета Министров СССР
М.СМИРТЮКОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей