Определение Конституционного Суда РФ от 18.10.2012 N 1986-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дмитриенко Ларисы Яковлевны на нарушение ее конституционных прав положением статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 октября 2012 г. N 1986-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАНКИ ДМИТРИЕНКО ЛАРИСЫ ЯКОВЛЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ

ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЕМ СТАТЬИ 23.1

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЕТЕРАНАХ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Л.Я. Дмитриенко к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданка Л.Я. Дмитриенко в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривает конституционность примененного в ее деле судами общей юрисдикции подпункта 4 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", устанавливающего размер ежемесячной денежной выплаты членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы.

Как следует из представленных материалов, заявительница является матерью военнослужащего, погибшего в Чеченской Республике в октябре 1999 года при исполнении обязанностей военной службы, которая до 1 января 2005 года пользовалась мерами социальной поддержки, предусмотренными статьей 21 Федерального закона "О ветеранах" для членов семей погибших (умерших) военнослужащих, инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

По мнению заявительницы, оспариваемая норма противоречит статьям 1 (часть 1), 2, 7 (часть 2), 15, 17, 18, 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45, 46, 52, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации и положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, она не позволяет устанавливать ежемесячную денежную выплату родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы после вступления в силу Федерального закона "О ветеранах" (16 января 1995 года) в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны, при том что на выплату в таком размере имеют право родители военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы до указанной даты, которые пользовались в соответствии с Законом СССР от 1 августа 1989 года N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" льготами, установленными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Она утверждает, что равное право членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, - вне зависимости от даты гибели - вытекает из статьи 3 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" и из пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его Определении от 13 октября 2009 года N 1125-О-О.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Л.Я. Дмитриенко материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.

В Федеральном законе "О ветеранах" федеральный законодатель определил круг лиц, относящихся к ветеранам, и меры социальной защиты для отдельных категорий ветеранов и членов их семей, предусмотрев различный объем мер социальной защиты для участников войны, а также лиц, приравненных к ним, и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий и приравненных к ним лиц (в том числе военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы).

При этом законодатель закрепил положение, в силу которого права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены (пункт 3 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах").

На основании указанных законоположений члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, с учетом ранее приобретенного ими в соответствии с предписаниями статьи 7 Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" правового статуса пользовались мерами социальной защиты, установленными для участников войны, тогда как для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы и не приобретших статуса участников войны на основании ранее действовавшего законодательства, был предусмотрен иной объем мер социальной защиты.

Такое правовое регулирование было направлено на сохранение ранее предоставлявшегося членам семей, в том числе родителям, военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, объема мер социальной защиты, что согласовывалось с предписаниями Конституции Российской Федерации и не нарушало конституционный принцип равенства.

По смыслу статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах", ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей, по своей правовой природе направленную на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и тем самым - на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О).

Следовательно, положение подпункта 4 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах", предусматривающее установление ежемесячной денежной выплаты родителям погибших при исполнении обязанностей военной службы военнослужащих с учетом ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года, в размере, отличном от размера такой выплаты участникам войны, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.

Такая правовая позиция выражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года N 1125-О-О, которое, равно как и пункт 2 статьи 25 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статья 3 Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", вопреки мнению заявительницы, не подтверждают ее право на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном Федеральным законом "О ветеранах" для участников войны.

Разрешение же вопроса о предоставлении членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которые приобрели право на льготы в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", ежемесячной денежной выплаты в таком же размере, как лицам, реализовавшим право на социальную защиту согласно Закону СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дмитриенко Ларисы Яковлевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН