I.1. Общая характеристика сферы реализации Программы
Масштаб системы образования и доступность образовательных услуг.
Уровень образования населения России - один из самых высоких в мире. Доля населения без образования и с начальным общим образованием составляет в России менее 2 процентов (один из самых низких показателей среди стран Организации экономического сотрудничества и развития). По охвату общим образованием населения в возрасте от 7 до 17 лет (99,8 процента) Россия превосходит большинство стран Организации экономического сотрудничества и развития.
Россия входит в число мировых лидеров по численности студентов программ третичного образования <1>. Этот результат обеспечен более высокой долей среднего профессионального образования <2>, в то время как по уровню населения с высшим образованием Россия соответствует средним значениям по странам Организации экономического сотрудничества и развития.
--------------------------------
<1> В международной практике используется понятие третичного образования, к нему относится российское среднее профессиональное и высшее профессиональное образование.
<2> Третичное образование типа "B" в терминологии Международной стандартной классификации образования.
В настоящее время все развитые государства мира реализуют программы формирования систем непрерывного образования (обучения на протяжении всей жизни - life-long learning). Ведущие страны Евросоюза смогли обеспечить массовое участие взрослого населения в программах обучения и тренингах либо устойчивую положительную динамику в этой сфере. Доля экономически активного населения развитых европейских стран, участвующего в дополнительном профессиональном образовании, достигает 60 - 70 процентов. В Российской Федерации доля экономически активного населения, участвующего в непрерывном образовании, в настоящее время не превышает 22,4 процента.
Доля молодых людей, получающих полное среднее образование в России, несколько выше среднего для стран Организации экономического сотрудничества и развития уровня. Однако ожидаемая продолжительность образования для детей в возрасте пяти лет в России ниже (15,8 лет против 17,6 лет), что связано, в первую очередь, с относительно коротким школьным образованием.
По показателю охвата детей дошкольным образованием Россия соответствует средним значениям по странам Организации экономического сотрудничества и развития. При этом Россия уступает ведущим европейским странам по масштабам развития системы сопровождения детей раннего возраста (от 0 до 3 лет). Показатель обеспеченности местами в дошкольных образовательных учреждениях составляет 63,7 процента, что является лучшим показателем с 1991 года, достигнутым в условиях роста рождаемости. По уровню затрат на дошкольное образование как доли от валового внутреннего продукта Россия входит в один ряд с такими странами как Новая Зеландия, Голландия и Израиль. При этом в ряде субъектов Российской Федерации сохраняется дефицит мест, в очереди на услуги дошкольного образования все еще находятся 1,5 млн. российских детей.
Не только в сельской местности, но и во многих городах России школьники не имеют возможности выбора программы профильного обучения в соответствии со своими склонностями и способностями: доля выпускников 11 классов, обучающихся в классах с углубленным или профильным изучением отдельных предметов (в общей численности выпускников 11 классов), составляет в среднем по Российской Федерации 47,67 процента.
Для решения проблемы доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется проект по развитию системы обучения на дому с использованием дистанционных технологий. За 2009 - 2011 годы системой были охвачены более 70 процентов от общего числа детей, которым это показано.
Увеличилась доля образовательных учреждений, реализующих программы инклюзивного образования. Однако не во всех учреждениях детям с ограниченными возможностями обеспечивается необходимый уровень психолого-медико-социального сопровождения.
Россия - одна из немногих стран, где обеспечивается бюджетное финансирование организаций дополнительного образования детей в сфере образования, культуры, спорта. Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 49,1 процента детей в возрасте от 5 до 18 лет. Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается организациями, подведомственными органам управления в сфере образования, культуры, спорта и др. В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения.
Однако в последнее десятилетие уменьшилось число учреждений дополнительного образования, детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств, детских оздоровительных лагерей. Число спортивных школ и секций растет, но часто они ориентированы на перспективы перехода в "большой коммерческий спорт".
Рост участия детей в дополнительном образовании происходит в основном за счет платных услуг. Государственная образовательная политика России традиционно в незначительной мере затрагивает процессы неформального образования <1>, происходящие вне организаций, и не охватывает сферу информального образования <2> (медиасфера, сеть Интернет, музеи, индустрия досуга). В то же время в ведущих странах-конкурентах растет внимание к возможностям этой сферы в социализации подрастающего поколения.
--------------------------------
<1> Неформальное образование - любой вид организованной и систематической деятельности, которая не может не совпадать с деятельностью образовательных учреждений, входящих в формальные системы образования.
<2> Информальное образование - общий термин для образования за пределами образовательной среды - индивидуальная позновательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер.
Таким образом, в целом в масштабах страны обеспечен высокий уровень доступности образования на всех уровнях. Вместе с тем Россия отстает от развитых стран мира по динамике доступности отдельных секторов, важных для удовлетворения потребностей граждан и развития человеческого потенциала: раннее развитие, предшкольное образование <1>, непрерывное образование, неформальное образование и информальное образование.
--------------------------------
<1> Предшкольное образование - это образование ребенка до школы, обеспечивающее, с одной стороны, развитие его способностей, а с другой - его успешную социализацию, т.е. вхождение в общество. Может осуществляться как в образовательных организациях, так и в семье.
Кроме того, передача полномочий по финансовому обеспечению дошкольного и дополнительного образования на уровень органов местного самоуправления привела к межрегиональной и межмуниципальной дифференциации доступности услуг.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей