Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Основное мероприятие 1.1 подпрограммы 1

В рамках основного мероприятия 1.1 "Формирование государственного задания и реализация образовательных программ высшего образования с учетом выхода на эффективный контракт с научно-педагогическими работниками, а также с учетом введения прикладного бакалавриата и с учетом повышенного норматива для ведущих вузов и капиталоемких направлений подготовки" будет обеспечено формирование государственного задания и реализация на его основе образовательных программ высшего образования: образовательных программ подготовки специалистов, бакалавров, образовательных программ магистратуры, аспирантуры, интернатуры, ординатуры, а также формирование государственного задания на подготовку докторантов.

Будет осуществляться последовательный переход на принципы нормативного подушевого финансирования, когда бюджетные деньги "следуют за выбором потребителя" и не гарантируется финансовое обеспечение "по факту существования вуза". Вузам будут устанавливаться предельные контрольные цифры приема по каждой укрупненной группе направлений отдельно на основе оценки материальной базы и кадрового состава и других характеристик качества образования.

Уже начато распределение государственного задания на конкурсной основе, в том числе - среди негосударственных вузов.

Будет продолжен переход высшего образования на образовательные программы бакалавриата и магистратуры. Будет разработан и реализован комплекс мер по внедрению образовательных программ прикладного бакалавриата, дающего наряду с фундаментальными знаниями в определенной предметной области квалификацию для работы со сложными технологиями и с несколькими смежными технологиями, будут обеспечены разработка федеральных государственных образовательных стандартов и внедрение соответствующих образовательных программ. Обязательным требованием к разработке федеральных государственных образовательных стандартов станет использование лучшего международного опыта. Прикладной бакалавриат позволит ликвидировать социальный разрыв между присущим выпускникам вузов повышенным социальным статусом и потребностью рынка труда в рабочих кадрах, умеющих работать на высокотехнологичном оборудовании. К 2018 году доля прикладных бакалавров должна составить не менее 30 процентов в общей численности обучающихся в образовательных учреждениях по программам высшего профессионального образования.

Наряду с развитием практико-ориентированных программ прикладного бакалавриата будут создаваться магистерские программы инженерной и технологической направленности, задача которых обеспечить приток высокопрофессиональных, креативно мыслящих, готовых к ответственной самостоятельной работе инженерно-технологических кадров. Будет разработана система мер по привлечению на бюджетные места для обучения по инженерным специальностям абитуриентов, имеющих высокие результаты единого государственного экзамена по профильным предметам, победителей и призеров предметных олимпиад.

Вузы будут стимулироваться к повышению требований к поступающим абитуриентам через соответствующие критерии распределения государственного задания.

При расчете финансового обеспечения государственного задания будет учитываться введение конкурентоспособной заработной платы (эффективного контракта) научно-педагогических работников, обеспечивающей приток в сферу образования талантливых профессиональных кадров. Базовое финансирование программы подготовки бакалавров должно обеспечить выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов и среднюю заработную плату профессорско-преподавательского состава, повышающуюся от 100 процентов от средней зарплаты по региону в 2013 году до 200 процентов в 2018 году.

Норматив финансирования будет планомерно увеличиваться.

При выполнении задачи по переходу к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего профессионального образования будет разработана и утверждена методика установления нормативных затрат, учитывающих повышающие коэффициенты для подготовки специалистов по инженерным, медицинским и естественнонаучным направлениям (специальностям). Специальные повышающие коэффициенты будут установлены для подготовки студентов и аспирантов по программам, создаваемым в рамках международной кооперации. На программы, для которых будут установлены повышенные нормативы финансирования, по решению учредителя будут устанавливаться, как правило, более высокие минимальные проходные баллы единого государственного экзамена поступающих на места, финансирующиеся за счет средств федерального бюджета.

Стоимость обучения студентов на местах с полным возмещением затрат не должна быть ниже норматива бюджетного финансирования в расчете на 1 студента по соответствующему направлению подготовки (специальности). Для этого будут разработаны и созданы нормативные условия. В связи с этим на передний план выдвигается задача развития образовательного кредитования в рамках проходящего эксперимента (основное мероприятие 1.11).

С целью повышения уровня доступности высшего образования с 2009 года проводится эксперимент по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных организаций высшего образования, имеющих государственную аккредитацию. В целях развития механизмов образовательного кредитования издан приказ Минобрнауки России от 7 июня 2011 г. N 1999 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 352 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 г. N 699", которым предусмотрено совершенствование:

критериев отбора образовательных учреждений высшего образования, имеющих государственную аккредитацию, для участия в эксперименте по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего образования, имеющих государственную аккредитацию;

критериев успеваемости студентов образовательных учреждений высшего образования, включенных в перечень образовательных организаций высшего образования для участия в эксперименте по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов.

Методика установления нормативных затрат на реализацию образовательных программ высшего образования будет учитывать:

введение эффективного контракта с профессорско-преподавательским составом - конкурентоспособной заработной платы в среднем на уровне удвоенной средней заработной платы по экономике региона, обеспечивающей повышение к 2018 году средней заработной платы профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;

реализацию ведущими вузами программ работы с одаренными детьми;

реализацию ведущими вузами программ аспирантуры "полного дня", предусматривающих полное вовлечение аспирантов в научную деятельность по выбранной теме;

реализацию программ повышения квалификации и переподготовки по приоритетным направлениям развития экономики страны, включая и переподготовку управленческих кадров. В частности, будет реализована Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012 - 2014 годы, предусматривающая повышение квалификации не менее 15000 специалистов инженерно-технического профиля, включая прохождение ими различного вида практик и стажировок в ведущих российских и иностранных организациях, в том числе в инжиниринговых и исследовательских центрах;

реализацию программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации национальных кадров для зарубежных стран. С этой целью будет реализован комплекс мероприятий, направленных на увеличение численности иностранных граждан, обучающихся в вузах Российской Федерации (с 10 тыс. до 15 тыс. человек в 2020 году);

обучение в вузах лиц, прошедших военную службу по контракту.

Введение новых финансовых механизмов будет сопровождаться методической поддержкой и повышением квалификации кадров.

С целью формирования у населения предпринимательских навыков будут поддерживаться программы обучения инновационному предпринимательству и технологическому менеджменту в системе высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе по приоритетным отраслям экономики.

Интеграция российского образования в международную систему образования напрямую связана с созданием и поддержкой развития российских и совместных вузов и совместных программ как на территории Российской Федерации, так и в других государствах, в том числе - программ на иностранных языках.

В рамках основного мероприятия 1.1 также будут реализованы меры по поддержке Российской Федерацией Университета Намибии, совместных университетов в Армении, Киргизии и Таджикистане, во Вьетнаме и других странах. Эти меры будут включать и направление российских специалистов для преподавания в соответствующих университетах.

Будет продолжено взаимодействие с работодателями по формированию новых моделей целевой контрактной подготовки и созданию целевых контрактных мест. Основной упор при этом будет сделан на мобилизацию участия работодателей в отборе и поддержке лучших студентов, на обеспечение гарантий трудоустройства.

Развитие системы профессионального образования предполагает также формирование эффективных моделей управления вузами и другими организациями профессионального образования, с учетом реалий достижения конкурентоспособности и реализации программ социально-экономического развития России.

Главными векторами развития управления в вузах и других организациях образования становятся ответственность за результаты, профессионализм и самостоятельность в выборе траекторий институционального развития, способность к творческим подходам в организации деятельности коллектива. Этого требуют программно-целевые подходы к организации управления на государственном уровне. Эти же способности должны демонстрировать и управленческие команды организаций профессионального образования.

Вовлечение работодателей и представителей иных групп интересов в деятельность попечительских (наблюдательных) советов станет важным условием повышения качества и актуальности научной и образовательной деятельности. Развитие этих институтов сделает управление более прозрачным и подотчетным обществу.

В управление организациями профессионального образования будут вовлечены также специалисты, прошедшие школу обучения и работы в ведущих зарубежных университетах, научных организациях. Для этих целей будут поддерживаться усилия вузов по найму не только академических работников, но и управленцев на международных рынках труда. Произойдет существенное омоложение кадрового корпуса.

Основное мероприятие 1.1 направлено на достижение следующих показателей:

а) Программы:

удельный вес численности выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности;

б) подпрограммы 1:

отношение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования к средней заработной плате в соответствующем регионе;

структура подготовки кадров по программам профессионального образования (удельный вес численности выпускников программ профессионального образования соответствующего уровня в общей численности выпускников): программы начального и среднего профессионального образования, в том числе программы прикладных квалификаций; программы прикладного бакалавриата; программы бакалавриата; программы подготовки специалиста; программы магистратуры; программы послевузовского профессионального образования (с защитой диссертации).

Результатами реализации основного мероприятия станут:

обеспечение потребности экономики России в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития;

повышение эффективности использования бюджетных средств, будет обеспечена финансово-хозяйственная самостоятельность образовательных организаций за счет реализации новых принципов финансирования (на основе государственных (муниципальных) заданий);

доведение к 2018 году средней заработной платы (за счет всех источников финансирования вузов) профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования до 200 процентов по отношению к средней по экономике в соответствующем регионе;

обеспечение конкурентоспособной на международном рынке заработной платы (за счет всех источников финансирования вузов) преподавателей исследовательских и других ведущих университетов.

Основное мероприятие будет реализовываться на протяжении всего периода действия Программы - с 2013 по 2020 годы.

Исполнителями основного мероприятия 1.1 в части формирования и финансирования государственного задания на реализацию образовательных программ высшего образования являются Минобрнауки России, участниками - Минздрав России, Минкультуры России, Минсельхоз России, Минспорт России, Минэкономразвития России, МИД России, Роспатент, Росавиация, Росжелдор, Росрыболовство, Россвязь, Российская академия наук, федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова", Управление делами Президента Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", Российская академия художеств.

Исполнителями основного мероприятия в части формирования и финансирования государственного задания на реализацию образовательных программ высшего образования государственными образовательными организациями высшего образования субъектов Российской Федерации являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.