Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

XI. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками ее реализации

XI. Анализ рисков реализации Программы и описание мер

управления рисками ее реализации

К основным рискам реализации Программы относятся:

финансово-экономические риски - недофинансирование мероприятий Программы, в том числе - со стороны регионов, муниципалитетов, образовательных организаций;

нормативные правовые риски - непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов, внесение существенных изменений в проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", влияющих на мероприятия Программы;

организационные и управленческие риски - недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках Программы, недостаточная подготовка управленческого потенциала, неадекватность системы мониторинга реализации Программы, отставание от сроков реализации мероприятий;

социальные риски, связанные с сопротивлением населения, профессиональной общественности и политических партий и движений целям и реализации Программы;

риски, связанные с региональными особенностями, - недостаточное финансирование со стороны субъектов Российской Федерации необходимых для достижения поставленных целей Программы мероприятий, а также непонимание региональными органами исполнительной власти задач и приоритетов развития образования.

Финансово-экономические риски связаны с возможным недофинансированием ряда мероприятий, в которых предполагается софинансирование деятельности по достижению целей программы. Минимизация этих рисков возможна через заключение договоров о реализации мероприятий, направленных на достижение целей программы, через институционализацию механизмов софинансирования.

Нормативные риски. В Программе заложены, в том числе, мероприятия, направленные на изменения в системе образования, заложенные в проекте федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Изменение положений проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", мероприятия по которым отражены в Программе, потребуют внесения соответствующих изменений в Программу, что повлияет на выполнение мероприятий и достижение целей. Реализация ряда мероприятий также зависит от сроков принятия проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Устранение (минимизация) рисков связано с качеством планирования реализации Программы, обеспечением мониторинга ее реализации и оперативного внесения необходимых изменений.

Организационные и управленческие риски. Ошибочная организационная схема и слабый управленческий потенциал (в том числе недостаточный уровень квалификации для работ с новыми инструментами) могут приводить к неэффективному управлению процессом реализации Программы, несогласованности действий основного исполнителя и участников Программы, низкому качеству реализации программных мероприятий на территориальном уровне и уровне образовательных организаций. Устранение риска возможно за счет организации единого координационного органа по реализации Программы и обеспечения постоянного и оперативного мониторинга (в том числе социологического) реализации Программы и ее подпрограмм, а также за счет корректировки программы на основе анализа данных мониторинга. Важным средством снижения риска является проведение аттестации и переподготовка управленческих кадров системы образования, а также опережающая разработка инструментов мониторинга до начала реализации Программы.

Социальные риски могут реализоваться в сопротивлении общественности осуществляемым изменениям, связанном с недостаточным освещением в средствах массовой информации целей, задач и планируемых в рамках Программы результатов, с ошибками в реализации мероприятий Программы, с планированием, недостаточно учитывающим социальные последствия. Минимизация названного риска возможна за счет обеспечения широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач и механизмов развития образования, а также публичного освещения хода и результатов реализации Программы. Важно также демонстрировать достижения реализации Программы и формировать группы лидеров.

Риски, связанные с региональными особенностями. Существующие различия регионов обуславливают разный уровень финансовых и управленческих возможностей субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий Программы. Ситуация может быть усугублена проблемами, связанными с недостаточной межуровневой координацией органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, недостаточным пониманием задач государственной политики. Снижение риска недостаточного финансирования возможно при обеспечении правильного расчета необходимых объемов средств регионального бюджета и необходимого дополнительного финансирования из федерального бюджета, а также привлечения внебюджетных источников. Устранение риска недостаточной межуровневой координации органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, возможно через информационное обеспечение, операционное сопровождение реализации Программы, включающее мониторинг реализации Программы и оперативное консультирование всех ее исполнителей.