Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1.2. Приоритеты государственной политики в сфере профессионального образования на период до 2020 года, цели, задачи, показатели (индикаторы) и результаты реализации подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования"

1.2. Приоритеты государственной политики в сфере

профессионального образования на период до 2020 года, цели,

задачи, показатели (индикаторы) и результаты реализации

подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования"

Принципиальные изменения в системе профессионального образования будут происходить в следующих направлениях:

обновление структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ;

интеграция начального и среднего профессионального образования в рамках развития региональных социально-экономических систем;

внедрение системы сертификации профессиональных квалификаций;

реструктуризация сети вузов, в том числе в рамках развития региональных социально-экономических систем;

улучшение кадрового состава образовательных организаций и его продуктивности;

формирование сети ведущих вузов, в том числе университетов - международных лидеров;

формирование современной системы непрерывного образования, включая дополнительное профессиональное образование, формы открытого образования;

внедрение нормативного подушевого финансирования, использование потенциала негосударственных организаций для выполнения государственного задания;

совершенствование моделей управления организациями профессионального образования, формирование резерва управленческих кадров и реализация программ развития участников резерва.

Долгосрочным приоритетом является пересмотр структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ с учетом требований работодателей, студентов, а также с учетом прогноза рынка труда и социально-культурного и экономического развития. Должны быть развернуты гибкие программы с разными сроками обучения. Для их реализации необходимо обеспечить взаимовыгодное сотрудничество образовательных организаций и работодателей путем разработки гибких учебных планов, изменяющихся с учетом требований работодателей, создания мест для проведения практики студентов, создания системы профессиональной сертификации специалистов объединениями работодателей, формирования налоговых преференций для предприятий, сотрудничающих с образовательными организациями. Необходимо нормативно обеспечить реальное вовлечение работодателей и представителей местного сообщества в управление системами и институтами профессионального образования. Формирование технологических платформ и развитие пилотных инновационных кластеров с участием образовательных организаций создают реальное пространство для реализации этих приоритетов.

Необходимо также поддержать вузы, проводящие международную аккредитацию и экспертизу образовательных программ, реализующих такие принципы Болонского процесса как гибкость, высокая доля самостоятельной работы.

Приоритетом является и решение проблемы массовой подготовки специалистов для рынка труда, которому будет способствовать: внедрение образовательных программ, направленных на получение прикладных квалификаций, предполагающих обучение "на рабочем месте" продолжительностью от нескольких месяцев до года, и прикладного бакалавриата, обеспечивающего наряду с фундаментальными знаниями в определенной предметной области квалификацию для работы со сложными технологиями; создание центров сертификации квалификаций, корпоративных образовательных организаций.

В этой связи предстоит обеспечить корректировку и согласование долгосрочных прогнозов, стратегий и программ инновационного развития отраслей и регионов как базы для планирования развития системы непрерывного образования и осуществить стратегический комплексный подход к прогнозированию необходимых компетенций на межотраслевой и межрегиональной основе. Все более возрастающее значение будет приобретать система информирования учащихся, их семей, учебных заведений об уровне заработных плат, карьерных перспективах в различных секторах экономики. Открытость системы, открытость каждой образовательной организации должны стать нормой.

Другой приоритетной задачей является качественная, количественная и территориальная оптимизация сети вузов, в результате которой сформируются группы вузов, имеющие специфические миссии и задачи, достигающие высокого качества образования. Среди них должны быть исследовательские вузы мирового класса, обеспечивающие лидерство России в фундаментальной и прикладной науке, включенные в систему коммерциализации знаний и технологий. Другую важную группу вузов составят отраслевые лидеры, включенные в процессы технологической и кадровой модернизации различных отраслей российской экономики. Важнейшая функция социально-культурной модернизации страны ляжет на группу вузов гуманитарной и социальной направленности, включая вузы, готовящие педагогов. Еще одну группу вузов образуют университеты, ведущие массовую подготовку бакалавров (в том числе прикладных бакалавров) и специалистов для массовых сегментов региональных рынков труда. Крупные центры заочного (дистанционного) образования с высоким современным качеством программ займут нишу открытого образования.

Безусловным приоритетом является вывод российских лидирующих вузов на передовые позиции в международных рейтингах. Однако эту задачу нельзя решить без формирования и интенсивного развития всей группы ведущих вузов. В рамках реализации этого приоритета должна быть обновлена инфраструктура ведущих вузов, модернизирована система управления. Наряду с этим нужно провести постепенную реорганизацию вузов, не обеспечивающих необходимое качество образования, потерявших связи с предприятиями рынка труда.

Интересы комплексного оздоровления всей системы российского высшего образования требуют проведения единой образовательной политики, которая, во-первых, перешагивает границы ведомственной подчиненности организаций, а во-вторых, консолидирует ведомства в ее осуществлении и в поддержке лидеров. Одной из мер, направленных на решение этой проблемы, будет планомерная передача в ведение Министерства образования и науки Российской Федерации вузов, подведомственных иным федеральным органам исполнительной власти (за исключением вузов и учреждений среднего профессионального образования, имеющих особую специфику, в том числе учреждений, подведомственных Минздраву России). Сосредоточение большинства вузов в ведении Минобрнауки России будет способствовать оптимизации региональных систем профессионального образования и одновременно обеспечит скоординированность действий в целях социально- экономического развития регионов и отраслевого развития. С этой целью основные мероприятия подпрограммы 1 согласованы, в том числе, с государственной программой Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" (поручение Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N ВП-П16-8468) и государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона".

Новой для отечественной системы профессионального образования является задача обеспечения выпускников не только профессиональными, но и базовыми социальными и культурными компетенциями и установками, включая организацию коллективной работы, межкультурную коммуникацию, в том числе через радикальное обновление системы практик, через вовлечение студенческой молодежи в позитивную социальную деятельность, включая занятия физкультурой и спортом. Реализация этой задачи будет осуществляться во взаимосвязи с государственной программой Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта".

Модернизация профессионального образования не произойдет без качественного обновления преподавательского корпуса, что потребует, наряду с мерами по повышению квалификации преподавателей, привлечению талантливых молодых специалистов в сферу профессионального образования, перехода на эффективный контракт между преподавателями и организациями профессионального образования. Основой эффективного контракта должен стать конкурентоспособный уровень заработной платы преподавателей в профессиональном образовании. С этой целью необходимо обеспечить доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования до средней заработной платы в соответствующем регионе и повышение к 2018 году средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики").

Введение эффективного контракта предполагает активное участие преподавателей в исследованиях и разработках, повышение ответственности за результаты работы. Эта задача связана с перестройкой системы повышения квалификации научно-педагогических кадров, повышением качества управления, переподготовкой руководителей системы профессионального образования.

Одним из ключевых долгосрочных приоритетов для развития системы высшего образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования, в разработки для конкретных потребителей. Это позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей и конструкторов, ориентированных на потребности экономики знаний. Фундаментальные научные исследования должны стать важнейшим ресурсом и инструментом освоения студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации, а оплата за выполнение этих работ - частью эффективного контракта, что потребует обеспечения учета соответствующих видов работ при расчете и оптимизации учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава, а также при расчете субсидии, предоставляемой образовательной организации на выполнение государственного задания. В этой части подпрограмма 1 взаимосвязана с государственной программой Российской Федерации "Развитие науки и технологий", в рамках которой поставлена задача развития научной составляющей сектора высшего образования, в том числе посредством реализации федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на период до 2013 года" и иных мероприятий.

Необходимо обеспечить доступность профессионального образования для всех граждан независимо от их социально-экономического положения и состояния здоровья. Это потребует развития системы образовательного кредитования, повышения социальных стипендий до уровня прожиточного минимума, обеспечения нуждающихся студентов местами в общежитиях, создания условий для дистанционного и инклюзивного образования для инвалидов и нуждающихся в особых условиях.

Новой для системы образования задачей является построение эффективной системы обучения взрослых, базирующейся на современных форматах обучения и образовательных технологиях. В рамках этой системы должны быть поддержаны программы повышения квалификации и переподготовки кадров для государственного и корпоративного секторов экономики, а также системы неформального обучения взрослых всех возрастов, в том числе за счет поддержки расширения предложений вузов на этом рынке.

Приоритетной также является задача интернационализации российского высшего образования и расширения экспорта российских образовательных услуг. Для ее решения необходимо предпринять целый ряд мер, касающихся изменений визовой и миграционной политики в отношении иностранных преподавателей и студентов, а также - изменений в трудовом законодательстве. Необходимо реформирование системы признания в Российской Федерации документов иностранных государств об образовании и (или) квалификации. Необходимо также обеспечить согласованные действия по продвижению российского образования на глобальный рынок, реализовать меры по существенному расширению международной академической мобильности российских преподавателей и студентов. Среди таких действий разработка и внедрение образовательных программ на иностранных языках, в первую очередь на английском языке. Необходимо обеспечить поддержку проектов обновления преподавания английского языка в российских вузах.

Указанные приоритетные задачи не могут быть решены без серьезной перестройки механизмов финансирования, которые должны быть направлены на обеспечение прозрачности и конкуренции, на повышение инвестиционной привлекательности системы профессионального образования, как для работодателей, так и для студентов. Важнейшей частью обновления механизмов финансирования должен стать переход от распределения контрольных цифр приема к действительно конкурентным процедурам распределения государственного задания. Внедрение механизмов стимулирования конкуренции между организациями профессионального образования, в том числе реализация нового подхода при распределении государственного задания на подготовку кадров (с учетом негосударственных вузов), будет способствовать усилению конкуренции в сфере профессионального образования и повышению качества предоставляемых организациями образовательных услуг.

Таким образом, в период реализации Программы предстоит завершить процесс формирования системы профессионального образования, включающей в себя учреждения и организации с различными миссиями и задачами, тесно связанной с развитием экономики и общества, обеспечивающей опережающее развитие конкурентоспособного человеческого капитала в России.

Целью подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" Программы является существенное увеличение вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию России, в повышение ее глобальной конкурентоспособности, обеспечение востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося.

Перечень приоритетных задач в сфере профессионального образования определен в соответствии с приоритетами стратегических документов и основными приоритетами Программы (раздел IV) и включает:

модернизацию структуры программ профессионального образования для обеспечения их гибкости и эффективности;

модернизацию содержания и технологий профессионального образования для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения;

формирование дифференцированной сети организаций профессионального образования, учитывающей особенности регионов, включающей глобально конкурентоспособные университеты;

формирование системы непрерывного образования, позволяющей выстраивать гибкие (модульные) траектории освоения новых компетенций как по запросам населения, так и по заказу компаний;

внедрение механизмов прозрачного финансирования и стимулирования конкуренции организаций профессионального образования.