Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Основное мероприятие 5. Социальные выплаты безработным гражданам и оптимизация критериев назначения и размеров пособия по безработице

В рамках данного основного мероприятия предусматривается осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде:

пособия по безработице;

стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;

материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице;

материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости.

Данное основное мероприятие включает также:

разработку нормативных правовых актов по предоставлению государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

установление форм отчетности, требований к содержанию отчетности, а также к порядку представления отчетности об осуществлении социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

установление порядка исчисления среднего заработка для определения размеров пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;

разработку нормативных правовых актов, предусматривающих совершенствование механизмов назначения, выплаты и определения размеров пособия по безработице, обеспечивающих усиление адресности мер социальной поддержки, с одной стороны, и доведение размера пособия по безработице до величины прожиточного минимума, с другой стороны.

Ежегодно на регистрационном учете в органах службы занятости состоит около 1,5 млн. человек (среднемесячная численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в 2009, 2010 и 2011 годах составляла соответственно 2,08 млн. человек, 1,87 млн. человек и 1,43 млн. человек, в январе - мае 2012 года - 1,3 млн. человек). При этом получателями социальных выплат являются более 80% граждан, признанных в установленном порядке безработными.

Основным видом социальных выплат безработным гражданам является пособие по безработице.

Размер пособия по безработице в каждом конкретном случае определяется с учетом отнесения граждан, признанных в установленном порядке безработными, к отдельным категориям в зависимости от наличия или отсутствия периодов работы (составляющих не менее 26 недель), предшествующих началу безработицы.

В первом случае пособие по безработице рассчитывается исходя из среднего заработка за последние три месяца по последнему месту работы гражданина и периода оплачиваемой работы, предшествующего началу безработицы. Продолжительность выплаты пособия по безработице в этом случае составляет не более двух 12-месячных периодов (во втором 12-месячном периоде пособие выплачивается в минимальном размере).

Во втором случае пособие по безработице устанавливается в минимальном размере (гражданам, впервые ищущим работу; стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; не имеющим определенной продолжительности оплачиваемой работы в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы; уволенным за виновные действия). Продолжительность выплаты пособия по безработице в этом случае составляет не более одного года.

Во всех случаях размер пособия по безработице ограничивается максимальным и минимальным размерами, установленными Правительством Российской Федерации.

В настоящее время из-за низкого размера пособие по безработице не выполняет свою изначальную функцию материального возмещения утраченного заработка при потере работы, не поддерживает уровень жизни безработных граждан на социально приемлемом уровне, позволяющем сосредоточиться на активном поиске работы. При этом на осуществление социальных выплат безработным гражданам ежегодно из федерального бюджета затрачиваются значительные средства (в 2009 году - 55,0 млрд. рублей, в 2011 году - 50,4 млрд. рублей).

В соответствии со статьей 32 Закона о занятости населения безработным гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, за два года до наступления соответствующего возраста может назначаться досрочная пенсия.

Вместе с тем в условиях желания лиц пенсионного возраста трудиться после достижения соответствующего возраста (об этом свидетельствует ежегодный рост доли работающих пенсионеров), досрочное назначение пенсий безработным гражданам, которые могут продолжать трудовую деятельность, представляется не соответствующим требованиям социально-экономического развития страны. Расходы на компенсацию затрат Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату 52 тыс. получателей досрочной пенсии по предложению органов службы занятости населения ежегодно составляют более 5 млрд. рублей.

В целях оптимизации критериев назначения и определения размеров пособия по безработице предполагается с 2014 года:

изменить критерии назначения и размеры пособия по безработице, предусматривающие: усиление адресного принципа его назначения (сокращение категорий граждан, имеющих право на получение пособия), изменение размеров и продолжительности выплаты (ограничить право на получение пособия по безработице для граждан, утративших его в связи с истечением периода получения пособия, и повторно зарегистрировавшихся в органах службы занятости);

отменить норму о назначении досрочной пенсии безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, предварительно проработав вопрос об устранении барьеров, препятствующих трудоустройству лиц предпенсионного и пенсионного возраста;

средства, высвободившиеся в результате проводимых мероприятий, направить на финансирование увеличения пособия по безработице.

Указанные мероприятия позволят в 2014 году довести максимальный размер пособия по безработице до 100% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В целях предотвращения падения покупательной способности пособия по безработице и поддержания его максимального размера на уровне прожиточного минимума, необходимо выработать подходы, обеспечивающие соответствие ежегодно устанавливаемых Правительством Российской Федерации размеров пособия по безработице росту стоимости жизни.

С целью выработки наиболее оптимальных и адекватных решений по оптимизации критериев назначения и выплаты пособия по безработице и повышение его размера представляется целесообразным изучение зарубежного опыта и рекомендаций международных организаций по данному вопросу.

В целях создания правовой основы для реализации данного мероприятия будут разработаны нормативные правовые акты, сведения о которых представлены в таблице 4.

Финансирование данного основного мероприятия осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций.

Информация об основных мероприятиях подпрограммы представлена в таблице 2.