Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание

основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены в Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения), согласно статье 5 которого государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);

предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

В 2010 и 2011 годах государственная политика в области содействия занятости реализовывалась в рамках постоянно действующих программ содействия занятости населения (далее - мероприятия активной политики занятости), а также дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации (далее - дополнительные мероприятия).

Участниками мероприятий активной политики занятости - получателями государственных услуг в области содействия занятости населения в 2011 году стали 10,7 млн. человек (в 2010 году - 12,2 млн. человек), из которых 5,4 млн. человек (в 2010 году - 6,4 млн. человек) обратились за содействием в поиске подходящей работы. При содействии органов службы занятости трудоустроено 3,4 млн. человек (в 2010 году - 4,0 млн. человек) или 63,3% от общей численности обратившихся за содействием в поиске подходящей работы (в 2010 году - 62,1%).

В 2011 году государственные услуги в области содействия занятости получили:

по организации профессиональной ориентации - 3494,9 тыс. граждан;

по профессиональному обучению - 379,2 тыс. безработных граждан;

по социальной адаптации на рынке труда - 293,4 тыс. безработных граждан;

по психологической поддержке - 255,3 тыс. безработных граждан;

по содействию самозанятости - 226,0 тыс. безработных граждан.

К оплачиваемым общественным работам приступили 474,4 тыс. безработных граждан, на временные работы трудоустроены 85,4 тыс. безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

В структуре предоставленных государственных услуг в 2011 году возрос удельный вес численности граждан, получивших услуги по профессиональной ориентации (32,6% в 2011 году против 30,6% в 2010 году), психологической поддержке и социальной адаптации безработных граждан на рынке труда (5,7% в 2011 году против 4,3% в 2010 году; 6,6% в 2011 году против 4,8% в 2010 году соответственно). Несколько возросла доля безработных граждан, приступивших к профессиональному обучению (8,5% в 2011 году против 8% в 2010 году).

Практически не претерпела изменений доля безработных граждан, принимавших участие в оплачиваемых общественных работах (около 11% в 2011 и 2010 годах), а также безработных граждан, получивших услуги по содействию самозанятости (около 5% от общей численности безработных граждан).

В 2011 году на временные работы было трудоустроено 859,2 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (в 2010 году - 965,5 тыс.), что составляет около 93% от общей численности этой категории граждан, обратившихся за содействием в поиске работы в свободное от учебы время.

За содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости в 2011 году обратилось 52,1 тыс. выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые (в 2010 году - 86,0 тыс.), 65% из них были трудоустроены, около 30% приступили к временным работам (в 2010 году - 28,8%).

В 2011 году при содействии органов службы занятости в другую местность переехало более 16 тыс. граждан. В том числе:

оказана адресная поддержка 11,6 тыс. гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, создаваемых, в том числе в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных программ;

на работу или обучение в другую местность направлено 2455 безработных граждан, в том числе на обучение - 2447 человек, для трудоустройства - 8 человек;

в сельскую местность для трудоустройства переселилось 1946 человек (671 семья), в том числе 1177 граждан в трудоспособном возрасте.

В 2011 году была продолжена реализация дополнительных мероприятий, позволивших в 2009 - 2010 годах стабилизировать ситуацию на рынке труда, а также снизить социальную напряженность в обществе. В дополнительных мероприятиях в 2011 году приняли участие 554,9 тыс. человек.

Прошли опережающее профессиональное обучение и стажировку 115,5 тыс. работников, находящихся под угрозой увольнения, а также работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами.

Опережающее профессиональное обучение и стажировку прошли 3,1 тыс. женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства

Профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации прошли 26,2 тыс. женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности. Из них по состоянию на конец 2011 года 15,7 тыс. человек приступили к работе.

В соответствии с программами модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации профессиональную переподготовку прошли 4,7 тыс. врачей.

В рамках организации общественных и временных работ трудоустроено 98,0 тыс. работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, а также граждан, признанных в установленном порядке безработными, и граждан, ищущих работу, проживающих в монопрофильных населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке труда.

Стажировку в целях приобретения опыта работы прошли 54,1 тыс. выпускников образовательных учреждений профессионального образования всех уровней при участии 29,3 тыс. наставников.

Оказано содействие в трудоустройстве 19,6 тыс. незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.

В рамках реализации мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, открыли собственное дело 151,6 тыс. человек, которые создали дополнительно 40,4 тыс. рабочих мест. Граждане, открывшие собственное дело в 2009 - 2011 годах, создали 20,6 тыс. дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

В республиках Северного Кавказа в адресных мероприятиях по содействию в переезде граждан в другую местность для трудоустройства, а также профессиональному обучению и стажировке на предприятиях, использующих передовые технологии, работников организаций, расположенных в республиках Северного Кавказа, приняли участие 6,2 тыс. человек.

Благодаря реализации дополнительных мероприятий было создано более 232,2 тыс. постоянных рабочих мест.

Принятые в 2010 и 2011 годах меры по стабилизации ситуации на рынке труда оказали существенное положительное воздействие на ситуацию с занятостью населения.

Согласно данным обследования населения по проблемам занятости, проводимого Росстатом, численность безработных граждан снизилась с 5636 тыс. человек в среднем за 2010 год до 5020 тыс. человек в среднем за 2011 год (на 11%). При этом уровень безработицы снизился с 7,5% до 6,6% от численности экономически активного населения.

Численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан за аналогичные периоды снизилась с 1875 тыс. человек до 1430 тыс. человек (на 24%), а уровень регистрируемой безработицы - с 2,5% до 1,9% от численности экономически активного населения соответственно.

Следует отметить, что, несмотря на наличие позитивных тенденций на рынке труда, около 13% от общей численности безработных граждан не могут найти работу в течение 12 и более месяцев.

Одной из причин наличия длительной безработицы является изменение структуры спроса на рынке труда. С одной стороны, растет количество вакансий, требующих более высокого уровня профессиональной подготовки и опыта работы, с другой стороны, отмечается перераспределение (увеличение или уменьшение) количества вакансий в определенных видах экономической деятельности. В настоящее время наибольшая потребность в работниках отмечается в обрабатывающем производстве, строительстве, оптовой и розничной торговле, образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг населению.

Одновременно на рынке труда существует проблема трудоустройства граждан, которые в силу различных причин (социальных, физических и иных) являются наименее конкурентоспособными. Это - женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители детей-инвалидов, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники образовательных учреждений профессионального образования без опыта работы) и другие категории граждан (лица, уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы).

Несмотря на относительно благополучное положение с ситуацией на рынке труда в целом по Российской Федерации, региональные рынки труда характеризуются значительной дифференциацией по показателям уровня безработицы и ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда.

В соответствии с Правилами отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2000 г. N 875, в 2011 - 2012 годах к числу территорий с напряженной ситуацией на рынке труда были отнесены: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Калмыкия, Республика Марий Эл, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Тыва, Чеченская Республика, Алтайский край, Забайкальский край, Курганская область. В этих субъектах Российской Федерации сводный показатель напряженности на рынке труда в 1,5 и более раза превышал среднее значение по Российской Федерации.

Одной из причин сохранения локализации региональных рынков труда является низкая территориальная мобильность российских граждан, препятствующая эффективному использованию собственных трудовых ресурсов.

Согласно данным Росстата в последние двадцать лет объемы внутренней миграции сократились в 1,4 раза: с 4,3 млн. человек в 1990 году до 3,0 млн. человек к 2012 году.

Как показывает практика, основными причинами низкой трудовой мобильности российских граждан являются:

недостаточная информированность о возможностях трудоустройства и обустройства с членами семьи в других субъектах Российской Федерации;

отсутствие необходимой инфраструктуры для приема российских мигрантов (жилье, детские сады, медицинские учреждения);

неразвитость механизмов организованного набора российских граждан для работы при планировании и реализации крупных инвестиционных проектов;

недостаточно скоординированная работа органов государственной власти субъектов Российской Федерации, работодателей и частных рекрутинговых агентств в части предложения работы, переезда и трудоустройства российских граждан, желающих работать за пределами места своего проживания;

отсутствие гибкости механизма государственной поддержки российских граждан, желающих либо временно осуществлять трудовую деятельность в других субъектах Российской Федерации, либо переселиться совместно с членами семьи в другой субъект Российской Федерации ввиду отсутствия работы по специальности.

С 2005 года отмечается незначительное увеличение межрегиональной миграции. Так внутренняя миграция из одного региона Российской Федерации в другой составила: в 2005 году - 815,7 тыс. человек, в 2008 году - 862,5 тыс. человек, в 2010 году - 874,7 тыс. человек.

Согласно прогнозным данным Минэкономразвития России в течение 2013 - 2020 годов в России будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения численности населения трудоспособного возраста (примерно на 1 млн. человек ежегодно), что приведет к снижению численности экономически активного населения и, как следствие, - к сокращению предложения трудовых ресурсов.

Численность занятых в экономике будет сокращаться с 68,3 млн. человек в 2012 году до 67,4 млн. человек в 2015 году, а в 2020 году может составить 66,6 млн. человек.

При сохранении наметившихся положительных тенденций в экономической ситуации и повышении спроса на рабочую силу численность безработных граждан, рассчитанная по методологии МОТ, снизится с 5,0 млн. человек в 2011 году до 4,3 млн. человек в 2012 году, а уровень безработицы - с 6,9% и 5,9% от численности экономически активного населения соответственно. В 2013 - 2015 годах численность безработных граждан и уровень безработицы будут оставаться стабильными (4,3 млн. человек и 5,9% соответственно).

На фоне роста экономики и сокращения предложения трудовых ресурсов в долгосрочном периоде ожидается снижение безработицы до 3,9 млн. человек в 2020 году (5,5% от численности экономически активного населения). Снижению безработицы будет существенно способствовать изменение демографической структуры: значительно сократится численность молодежи, в наибольшей степени подверженной риску безработицы.

Исходя из прогнозируемой общей численности безработных, соотношения численности зарегистрированных безработных и общей численности безработных (около 30%), среднегодовая численность зарегистрированных безработных в 2013 - 2017 годах стабилизируется на уровне 1,4 млн. человек. По мере повышения качества предоставляемых услуг в области содействия занятости населения увеличится численность безработных граждан, обращающихся в органы службы занятости. В этой связи прогнозируется сближение регистрируемой и общей безработицы до 38% к 2020 году, сопровождающееся некоторым ростом численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения. Уровень регистрируемой безработицы стабилизируется и не превысит 2% от численности экономически активного населения.

В сравнении с зарубежными странами уровень занятости в России является достаточно высоким, а уровень безработицы (по методологии МОТ) - относительно низким.

Уровень занятости населения в возрасте 15 - 64 лет в России (67% в 2009 г.) превышает среднее значение по странам ОЭСР <1> (65% в 2009 г.). В 2009 г. уровень безработицы населения в возрасте 15 - 64 лет в России достиг 8,5%, тогда как среднее значение в странах ОЭСР составило 8,3%.

--------------------------------

<1> Здесь и далее источник: "Обзоры ОЭСР по рынку труда и социальной политике: Российская Федерация", ОЭСР, 2011 г.

По итогам 2010 года уровень безработицы в России составил 7,5% от численности экономически активного населения, во Франции - 9,8%, в США - 9,6%, Италии - 8,4%, Канаде - 8,0%, Соединенном Королевстве (Великобритании) - 7,8%, Германии - 7,0%, Японии - 5,1%.

Ежегодный объем бюджетных ассигнований на мероприятия в области занятости населения в России значительно ниже, чем в странах ОЭСР. В результате реализации антикризисных мероприятий расходы на политику занятости в России были увеличены в три раза: с 0,09% ВВП в 2008 году до 0,3% ВВП в 2009 году, составив, тем не менее, лишь одну пятую часть средних расходов стран ОЭСР.

Учитывая низкий уровень затрат на мероприятия в области содействия занятости населения, необходимо, по крайней мере, сохранить этот уровень в ближайшие годы, даже после преодоления кризисных явлений в экономике. В то же время необходимо смещение акцентов в деятельности органов службы занятости с мероприятий краткосрочного и временного трудоустройства к программам направленным на повышение качества рабочей силы.

В России существует большой разрыв между данными по безработице, определяемыми в соответствии с методологией МОТ по результатам выборочного обследования населения по проблемам занятости (общая безработица) и административными данными, формируемыми органами службы занятости (регистрируемая безработица). В 2010 г. показатель уровня регистрируемой безработицы составлял 2,5% против 7,7% уровня общей безработицы (для сравнения, уровень зарегистрированной безработицы в 18 странах ОЭСР, по которым имеются данные, составил в среднем 8,2% против 8,3% по методологии МОТ).

Этот разрыв во многом объясняется несоответствием возможностей органов службы занятости и ожиданий безработных.

Во-первых, пособие по безработице не обеспечивает необходимого уровня замещения утраченного заработка даже на уровне прожиточного минимума.

Во-вторых, имеющиеся в органах службы занятости вакансии зачастую не отвечают запросам граждан, ищущих работу, так как в основной массе содержат позиции с низкооплачиваемыми рабочими местами, тяжелыми условиями труда (по данным за 2011 год каждая третья вакансия, заявленная работодателями в органы службы занятости населения, предусматривала оплату труда ниже региональной величины прожиточного минимума).

В-третьих, в обществе широко распространено мнение о том, что государственная служба занятости населения не способна оказать реальную помощь в трудоустройстве.

В ряде случаев центры занятости населения выступают в качестве службы социальной поддержки наиболее слабых слоев населения, а не эффективного посредника между работодателями, ищущими кандидатов для замещения вакансий, и гражданами, ищущими работу. Так, около половины всех безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, составляют лица, не имеющие опыта работы или пытающиеся возобновить работу после длительного перерыва в трудовой деятельности, а также лица, длительно состоящие на учете в качестве безработных.

Согласно данным обследования рабочей силы подавляющее большинство безработных предпочитает искать работу самостоятельно, без обращения в службу занятости, используя такие возможности, как обращение в средства массовой информации и Интернет, обращение к друзьям, родственникам, знакомым, непосредственное обращение к работодателю.

Работодатели не расценивают службу занятости населения как эффективного помощника в подборе работников и при необходимости поиска квалифицированных специалистов, как правило, обращаются к услугам частных агентств занятости. В результате, несмотря на законодательно установленную обязанность работодателей предоставления в органы службы занятости информации о наличии вакантных рабочих мест, наиболее интересные и высокооплачиваемые вакансии не попадают в банк вакансий органов службы занятости.

В целях повышения эффективности деятельности органов службы занятости как посредника между работодателями и гражданами, ищущими работу, необходимо создание стимулов для обращения в органы службы занятости как работодателей за подбором необходимых работников, так и граждан в целях поиска подходящей работы.

Одним из элементов защиты от безработицы, установленных Законом о занятости, являются гарантии государства по выплате пособия по безработице.

Необходимо отметить, что условия назначения пособия по безработице в России весьма либеральны по сравнению с действующими во многих странах ОЭСР (категории лиц, имеющих право на пособие в России, намного шире, чем в других странах), при этом размеры пособия и коэффициент замещения заработной платы очень низкие по сравнению с большинством стран ОЭСР.

Так, в России пособие по безработице назначается всем гражданам, признанным в установленном порядке безработными, включая лиц, впервые ищущих работу (ранее не работавших); стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; отчисленных за виновные действия из числа направленных органами службы занятости на обучение. Указанные категории безработных получают пособие по безработице в минимальном размере.

Размер пособия по безработице ограничивается минимальной и максимальной величинами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. При этом в Законе о занятости отсутствуют нормы, определяющие условия изменения указанных величин.

В 2012 году минимальная величина пособия по безработице составляет 850 рублей, максимальная - 4900 рублей. Данные размеры пособия по безработице являются неизменными с 2009 года.

В настоящее время пособие по безработице не обеспечивает необходимого уровня замещения утраченного заработка даже на уровне прожиточного минимума, а отсутствие мер по индексации ведет к постоянному падению его покупательной способности.

По отношению к величине прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в целом по Российской Федерации за IV квартал 2011 г., максимальный размер пособия по безработице составил 73%, минимальный - 13% соответственно.

Коэффициент замещения средней начисленной заработной платы пособием по безработице в максимальном размере в 2011 году составил 21%, в минимальном размере - 3,2% соответственно. Согласно данным ОЭСР, в странах ОЭСР коэффициент замещения составляет 50%.

Принимая во внимание, что целевое назначение пособия по безработице состоит в предоставлении безработным гражданам временного источника средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы, а также в стимулировании безработных граждан к активному поиску работы, одной из первоочередных задач совершенствования государственной политики в области защиты от безработицы является оптимизация критериев назначения и выплаты пособия по безработице с одновременным повышением его размера. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в качестве критерия для обоснования и установления размера пособия по безработице должна использоваться величина прожиточного минимума трудоспособного населения.