I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание
основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Правительством Российской Федерации взят курс на модернизацию российской экономики и ее дальнейшее развитие, в том числе путем внедрения инновационных технологий и научных достижений. Эти процессы будут сопровождаться увеличением спроса на труд в целом, а также изменением его профессионально-квалификационной структуры.
В целях создания новой экономики с эффективной занятостью, воссозданием профессиональных сообществ, равномерного развития производительных сил и социальной инфраструктуры на всей территории страны потребуется привлечение дополнительных трудовых ресурсов. Однако эффективное использование российских трудовых ресурсов сдерживается низкой пространственной мобильностью населения России.
В данных условиях возрастает потребность в привлечении иностранных работников, оптимизации международных миграционных потоков.
Начиная с 2009 года, потребность Российской Федерации в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, ежегодно определяемая Правительством Российской Федерации с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, снижается. Так, в 2010 году она определена в размере 1,9 млн. чел. (или 48,8% от потребности 2009 года), в 2011 году - в размере 1,7 млн. чел. (или 89,8% от потребности 2010 года), в 2012 - 1,7 млн. чел.
При этом распределение потребности Российской Федерации в привлечении иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам отражает тенденции развития рынка труда, сопровождающиеся увеличением спроса на квалифицированные рабочие кадры, которые в 2009 году составляли 65% от потребности по Российской Федерации в иностранных работниках, в 2010 году - 71,8%, в 2011 - 73,5%, в 2012 - 76%.
Всего за 2010 год иностранным гражданам было выдано 1,13 млн. разрешений на работу, в 2011 году - 1,2 млн. разрешений на работу (что на 6,1% больше, чем в 2010 году).
Мониторинг процессов, связанных с трудоустройством иностранных граждан и лиц без гражданства, выявил:
- необходимость создания эффективных механизмов для удовлетворения потребности в иностранной рабочей силе с учетом перспектив развития экономики и рынка труда;
- возрастающую значимость решения социально-экономических проблем, возникающих при привлечении иностранной рабочей силы;
- необходимость усиления контроля за нелегальной миграцией с целью ее минимизации.
Ежегодное определение потребности в иностранных работниках субъектами Российской Федерации предполагает проведение комплексной и целенаправленной работы регионов по вовлечению работодателей, планирующих привлечение иностранных работников, к участию в этом мероприятии. При подаче заявки в установленном порядке деятельность работодателя по подбору работников из числа российских граждан, соблюдению миграционного и трудового законодательства анализируется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, снижается вероятность привлечения иностранных граждан работодателями, нарушающими правила такого привлечения, а также работодателями, имеющими возможность привлечения российских граждан.
Обеспечение максимального охвата работодателей позволяет выявить превышение спроса над предложением рабочей силы, оценить реальную потребность в привлечении иностранных работников, организовать переезд, трудоустройство, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан, в том числе безработных, для удовлетворения потребности работодателей в работниках.
Вместе с тем существующий механизм квотирования, в случаях привлечения иностранных граждан, въезжающих, в порядке не требующем получения визы, не обеспечивает привлечение иностранных работников работодателями, участвующими в квотной кампании.
Нормативными правовыми актами не установлено, что иностранные работники, прибывшие в порядке, не требующем получения визы и получившие разрешение на работу, обязаны трудоустраиваться к тем работодателям, заявки которых на привлечение иностранных работников учтены субъектом Российской Федерации при определении потребности в привлечении иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности и включены в сведения о рабочих местах, ежегодно формируемые на федеральном уровне.
Таким образом, на практике оказывается невозможным направить въезжающих в безвизовом порядке иностранных граждан в те организации, которые по решению субъекта Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, действительно, в настоящее время не могут быть обеспечены российскими работниками.
Действующий механизм квотирования позволяет работодателю самостоятельно подбирать и нанимать иностранных работников из числа иностранных граждан, въехавших в безвизовом порядке, и не требует от работодателя обоснования целесообразности такого привлечения и участия в квотной компании. Отсутствие указанной выше взаимосвязи снижает мотивацию работодателей в направлении заявок о вакантных рабочих местах, на которые они предполагают привлечение иностранных работников, въезжающих в безвизовом порядке, что ведет к девальвации работы в регионах и на федеральном уровне по определению потребности в иностранных работников. В этой ситуации оказывается практически невозможно достоверно оценить потребность в рабочей силе в субъектах Российской Федерации и реальную потребность в привлечении иностранных работников, в том числе в профессионально-квалификационном разрезе. Это, в свою очередь, не позволяет оптимизировать привлечение трудового потенциала государств, с которыми установлен безвизовый въезд, повысить эффективность регулирования этого сегмента рынка труда.
В целях привлечения в Российскую Федерацию востребованных экономикой высококвалифицированных специалистов, были внесены изменения в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации соответствуют пункту 1 статьи 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
За период с 1 июля 2010 года по 31 декабря 2010 года высококвалифицированным специалистам выдано 3,1 тыс. разрешений на работу, в 2011 году - 10,8 тыс. разрешений на работу. Удельный вес разрешений, выданных высококвалифицированным специалистам, составил 0,9% от общего числа выданных разрешений на работу в 2011 году.
Кроме того, иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, могут осуществлять трудовую деятельность у физических лиц на основании патента.
В период с 1 июля 2010 г. по 31 декабря 2010 г. количество выданных патентов составило 129,7 тыс., в 2011 году - 810 тыс. патентов, что в 6,2 раза больше, чем в 2010 году, в первом полугодии 2012 г. - 630 тыс. патентов.
В результате введения механизма получения патентов с середины 2010 года легализована трудовая деятельность более 1 млн. граждан, работающих по найму у физических лиц.
Однако, патент, по сути, является документом, подтверждающим законное нахождение иностранного гражданина на территории Российской Федерации и его намерения осуществлять трудовую деятельность у физических лиц, а не документом, подтверждающим наличие трудовых или гражданско-правовых договоров. Отсутствует механизм контроля осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, получившего патент, т.к. ни органы службы занятости, ни территориальные органы ФМС России не имеют информации о месте трудоустройства данных иностранных работников, а физические лица не обязаны уведомлять соответствующие органы о привлечении иностранного работника.
Таким образом, необходимо совершенствование механизма осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на основании патентов.
В целях привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию проводится работа по заключению двусторонних соглашений, направленных на реализацию механизма организационного набора иностранной рабочей силы. Разработаны и находятся в стадии согласования проекты двусторонних межправительственных соглашений об организованном привлечении трудящихся-мигрантов из Азербайджана, Армении, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана и Украины.
Важнейшей составляющей реализации организационного набора трудящихся-мигрантов из государств - участников СНГ является проведение их доиммиграционной подготовки на базе создаваемых на территории иностранных государств центров содействия иммиграции и медицинских центров. Указанные центры ориентированы на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по специальностям, необходимым для устройства на работу трудовых мигрантов в Российской Федерации.
В рамках осуществления комплекса данных мероприятий в городе Канте Киргизской Республики открылся центр филиала Казанского национального исследовательского технологического университета. В городе Оше реализуется пилотный проект по организации обучения русскому языку граждан Киргизской Республики.
Подобные центры содействия иммиграции будут оказывать содействие в организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по специальностям (профессиям), необходимым для трудоустройства в Российской Федерации, а также изучения ими русского языка и российского законодательства, консультировании местных граждан о востребованных рабочих местах, на которые в Российской Федерации планируется привлечение иностранных работников.
В настоящее время осуществляется развитие Государственной информационной системы миграционного учета (ГИСМУ), созданной на основе автоматизированной системы Центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
ГИСМУ объединяет информацию, поступающую от территориальных органов ФМС России, а также сегмента межведомственного взаимодействия и содержит 63 млн. записей в активном доступе и около 57 млн. в архивном режиме.
Продолжается анализ и использование передового опыта поощрения культурной интеграции, взаимной толерантности, формулирования принципов, подлежащих безусловному выполнению.
В рамках изучения состояния межнациональных процессов, связанных с пребыванием на территории России иностранных граждан, налажено взаимодействие с 800 национальными объединениями, представляющими в Российской Федерации интересы трудовых мигрантов из различных стран ближнего и дальнего зарубежья. Ведется работа с общественными, религиозными, международными организациями.
В рамках изучения состояния процессов, связанных с пребыванием на территории России иностранных граждан, налажено взаимодействие с национальными объединениями, представляющими в Российской Федерации интересы трудовых мигрантов из различных стран ближнего и дальнего зарубежья.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей