Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

XII. Порядок работы с обращениями граждан и организаций, прием граждан

XII. Порядок работы с обращениями граждан и организаций,

прием граждан

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 59-ФЗ издан 02.05.2006, а не 02.05.2005.

12.1. Порядок работы с индивидуальными и коллективными предложениями, заявлениями и жалобами граждан и организаций <1> в ФМС России регламентируется Федеральным законом от 2 мая 2005 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <2>, Правилами подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. N 840 <3>, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по организации приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок, утвержденным приказом ФМС России от 1 июня 2012 г. N 196 <4>, и иными приказами ФМС России.

--------------------------------

<1> Далее - "обращения граждан".

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060.

<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 35, ст. 4829.

<4> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 июня 2012 г., регистрационный N 24689.

12.2. В ФМС России рассматриваются обращения граждан, а также ходатайства в их поддержку по вопросам сферы деятельности ФМС России, порядка исполнения государственных функций и оказания государственных услуг, поступающие в письменной форме, в форме электронных сообщений или в форме устного личного обращения к должностному лицу во время приема граждан.

При необходимости орган государственной власти, член Совета Федерации или депутат Государственной Думы, направившие обращение гражданина, а также ходатайствующая организация информируются о результатах рассмотрения обращения.

Положения настоящего раздела не распространяются на взаимоотношения граждан и ФМС России в процессе реализации ФМС России государственных функций и предоставления государственных услуг этим гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, соответствующими административными регламентами, а до их принятия - нормативными правовыми актами Российской Федерации и ФМС России.

12.3. Письменные обращения граждан подлежат обязательной регистрации уполномоченным подразделением ФМС России, осуществляющим рассмотрение обращений, в течение 3 дней с даты поступления в ФМС России или уполномоченному должностному лицу.

12.4. Поступившие в ФМС России письменные обращения граждан в зависимости от содержания докладываются Руководителю (заместителю Руководителя) либо направляются начальникам соответствующих структурных подразделений ФМС России.

В случае необходимости изменение головного исполнителя и состава соисполнителей по обращениям граждан осуществляется уполномоченным подразделением ФМС России, осуществляющим рассмотрение обращений, на основании служебной записки с соответствующим обоснованием.

Если обращение направлено на рассмотрение в структурное подразделение ФМС России в соответствии с резолюцией Руководителя (заместителя Руководителя) вопрос об изменении структурного подразделения ФМС России, ответственного за рассмотрение письменного обращения, в обязательном порядке повторно докладывается служебной запиской или лично Руководителю (заместителю Руководителя), давшему поручение.

В случае изменения резолюции Руководителем (заместителем Руководителя) обращение направляется в уполномоченное подразделение ФМС России, осуществляющее рассмотрение обращений, для внесения изменений в сведения, содержащиеся в учетной форме, и направления обращения гражданина новому исполнителю.

Обращения граждан, поступившие в ФМС России, могут направляться для рассмотрения и ответа заявителю в территориальные органы ФМС России, организации и подразделения системы ФМС России, к компетенции которых относится решение поставленных в обращении вопросов.

Обращения граждан, содержащие обжалование решений, действий (бездействия) конкретных должностных лиц, не могут направляться этим должностным лицам для рассмотрения и (или) ответа.

Обращения граждан по вопросам обжалования актов (приказов) ФМС России направляются соответствующим структурным подразделениям ФМС России для рассмотрения и подготовки ответа. В этом случае ответ заявителю дается заместителем Руководителя (в соответствии с распределением обязанностей) с информированием заявителя о принятом решении и при необходимости о порядке обжалования актов государственных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Письменные обращения граждан, поступившие в ФМС России в соответствии с ее компетенцией, рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В случаях, когда требуется проведение проверки, истребование дополнительных материалов, а также в случаях направления запросов в другие органы государственной власти, органы местного самоуправления для получения необходимых для рассмотрения обращения материалов общий срок рассмотрения обращений граждан может быть продлен Руководителем (заместителем Руководителя), начальником структурного подразделения ФМС России, но не более чем на тридцать дней с одновременным направлением заявителю уведомления с указанием причин продления.

12.5. В случае если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, обращение не рассматривается. Если в таком обращении, а также в иных обращениях содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

ФМС России при получении обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов, сообщить гражданину, направившему указанное обращение, о недопустимости злоупотребления правом, а также направить указанное обращение для рассмотрения в соответствующий правоохранительный орган.

В случае если текст обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в структурное подразделение ФМС России в соответствии с компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

В случае если в обращении содержится вопрос, на который гражданину (организации) многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, Руководитель (заместитель Руководителя) либо уполномоченное на то должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в ФМС России. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

В случае если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину (организации), направившему (направившей) обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

12.6. В ответах ФМС России может содержаться разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий, если на ФМС России возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению гражданина.

Кроме того, в ФМС России, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, а также учредительных и иных документов организаций. В указанных случаях начальники структурных подразделений ФМС России информируют об этом заявителей.

В случае если поставленные в обращениях граждан вопросы не входят в компетенцию ФМС России, заместители Руководителя, курирующие соответствующие структурные подразделения ФМС России, начальники структурных подразделений ФМС России направляют такие обращения в 7-дневный срок с даты их регистрации в соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов с уведомлением заявителей, направивших обращение, о переадресации обращений, за исключением случаев, когда текст обращения не поддается прочтению.

Направление обращений в другой федеральный орган исполнительной власти осуществляется в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного документооборота или в форме документов на бумажном носителе.

12.7. В случае если решение поставленных в обращении гражданина вопросов относится к компетенции нескольких органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней с даты его регистрации направляется в соответствующие органы или соответствующим должностным лицам.

ФМС России при направлении обращения гражданина на рассмотрение в другой орган государственной власти, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения обращения.

ФМС России по направленному в установленном порядке запросу органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение гражданина, обязана в течение 15 дней предоставить документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

12.8. Обращения граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы.

12.9. ФМС России обеспечивает учет и анализ вопросов, содержащихся в обращениях граждан и организаций, в том числе:

а) количество и характер рассмотренных обращений граждан;

б) количество и характер рассмотренных обращений организаций;

в) количество и характер решений, принятых по обращениям граждан и организаций ФМС России в пределах ее полномочий;

г) количество и характер судебных споров с гражданами, а также сведения о принятых по ним судебных решениях;

д) количество и характер судебных споров с организациями, а также сведения о принятых по ним судебных решениях.

Уполномоченное подразделение ФМС России по рассмотрению обращений организуют учет и анализ этих вопросов и подготавливает предложения, направленные на устранение недостатков, в том числе в области нормативно-правового регулирования.

12.10. Уполномоченное подразделение ФМС России по рассмотрению обращений обобщает результаты анализа обращений граждан по итогам года и представляет проект соответствующего доклада Руководителю для последующего направления в Правительство Российской Федерации.

12.11. Поступившие на имя Руководителя обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, содержащие жалобы на нарушение законодательства Российской Федерации, Положения о Федеральной миграционной службы и Регламента, докладываются Руководителю его заместителями, начальниками структурных подразделений (по согласованию с курирующими заместителями Руководителя), с представлением заключений структурных подразделений, определенных Руководителем, в 10-дневный срок.

Поступившие на имя Руководителя обращения организаций, содержащие жалобы (несогласие, неудовлетворенность) на результаты рассмотрения ранее поступивших в ФМС России обращений этих организаций, направляются соответствующим заместителям Руководителя, начальникам структурных подразделений ФМС России для ответа.

12.12. Для приема обращений граждан в форме электронных сообщений (Интернет-обращений), как правило, применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа, и, в случае незаполнения указанных реквизитов, информирующее заявителя о невозможности принять его обращение. Адрес электронной почты автора и электронная подпись являются дополнительной информацией.

В случае если в Интернет-обращении заявителем указан адрес электронной почты, по этому адресу направляется уведомление о приеме обращения или об отказе в рассмотрении (с обоснованием причин отказа), после чего обращение распечатывается и дальнейшая работа с ним ведется как с письменным обращением.

12.13. Основанием для отказа в рассмотрении Интернет-обращения, помимо оснований, указанных в пункте 12.5 Регламента, также может являться:

а) указание автором недействительных сведений о себе и (или) адреса для ответа;

б) поступление дубликата уже принятого электронного сообщения;

в) некорректность содержания электронного сообщения;

г) невозможность рассмотрения обращения без необходимых документов и личной подписи (в отношении обращений, для которых установлен специальный порядок рассмотрения).

12.14. Личный прием граждан в ФМС России проводится Руководителем, заместителями Руководителя, начальниками структурных подразделений ФМС России, уполномоченными сотрудниками и гражданскими служащими. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Прием граждан организуется приемной ФМС России по рабочим дням, как правило, в специально оборудованных помещениях с соблюдением мер безопасности.

В случае если во время приема граждан решение поставленных вопросов невозможно, принимается письменное обращение, которое после регистрации в установленном порядке направляется на рассмотрение в соответствующее структурное подразделение ФМС России.

В случае если поставленные гражданином во время приема вопросы не входят в компетенцию ФМС России, ему разъясняется порядок обращения в соответствующие органы государственной власти.