Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов реализации государственной программы

II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации

государственной программы, цели, задачи и показатели

(индикаторы) достижения целей и решения задач, описание

основных ожидаемых конечных результатов государственной

программы, сроков и этапов реализации

государственной программы

В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, и положениями Конвенции Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов с обществом.

Создание доступной среды для инвалидов позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни страны.

Обеспечение доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения является одной из важнейших социально-экономических задач, которые затрагивают права и потребности миллионов граждан страны и необходимость решения которых вытекает из требований законодательства Российской Федерации, в том числе из международных договоров Российской Федерации.

Одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (далее - обычные образовательные учреждения), и с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий. Деятельность специализированных образовательных учреждений, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья (лица, имеющие нарушения в физическом и (или) психическом развитии: с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих), с нарушениями зрения (слепых и слабовидящих), с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие) на основании заключения психолого-медико-педагогических комиссий, будет сконцентрирована на контингенте детей, требующих с учетом состояния их здоровья условий, не реализуемых в обычных образовательных учреждениях.

Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом.

Необходимым условием реализации указанного направления является создание в обычном образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

По данным, представленным субъектами Российской Федерации, на начало 2009/2010 учебного года необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов в соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" созданы в 3892 региональных и муниципальных образовательных учреждениях, в том числе в 1226 обычных образовательных учреждениях, что составляет 2,5 процента общего количества региональных и муниципальных обычных образовательных учреждений.

В 2011/2012 учебном году в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обучалось более 239 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, из них: в обычных классах - 127,7 тысяч детей, в коррекционных классах - 111,4 тысяч детей (для сравнения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях обучалось 204,2 тысячи детей).

В рамках Программы планируется к 2016 году увеличить количество региональных и муниципальных образовательных учреждений, отвечающих соответствующим требованиям по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов до 10 тыс. единиц (20 процентов прогнозируемого общего количества региональных и муниципальных образовательных учреждений).

Одним из важных направлений Программы является совершенствование деятельности организаций, которые непосредственно участвуют в установлении инвалидности и обеспечивают предоставление реабилитационных услуг, поскольку именно эффективность медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов является важным фактором, позволяющим инвалидам активно интегрироваться с обществом и расширяющим доступность для них объектов и услуг.

При проведении медико-социальной экспертизы на основе комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных устанавливается инвалидность граждан, ее причины, сроки, время наступления и потребности инвалидов в различных видах социальной защиты, включая реабилитацию.

Институционально государственная система медико-социальной экспертизы включает:

федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ФМБА России, Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, главное бюро, осуществляющее медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий, а также филиалы главных бюро (бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах);

учреждения науки, специализирующиеся в области медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов - федеральные государственные учреждения "Новокузнецкий научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Федерального медико-биологического агентства", "Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта Федерального медико-биологического агентства", "Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов Федерального медико-биологического агентства".

В системе реабилитации в настоящее время осуществляют деятельность следующие федеральные организации:

федеральные государственные унитарные предприятия (специализированные федеральные государственные унитарные предприятия, протезно-ортопедические предприятия);

специализированные учреждения здравоохранения по профилю травматологии, ортопедии и эндопротезирования;

учреждения среднего профессионального образования для инвалидов (колледжи-интернаты, техникумы-интернаты, училище-интернат, межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха);

санаторно-курортные учреждения, в том числе детские;

государственные внебюджетные фонды (Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

В работе по реабилитации инвалидов участвуют также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения.

Характеризуя современное состояние государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, следует отметить ряд достигнутых в последние годы позитивных результатов:

упрощение административных процедур признания инвалидами и стабилизация общей численности инвалидов в Российской Федерации (как взрослых, так и детей), в том числе впервые признанных инвалидами;

увеличение в натуральном и стоимостном выражениях объемов и уровня удовлетворения потребностей инвалидов в технических средствах реабилитации и путевках на санаторно-курортное лечение;

укрепление материальной базы реабилитационных учреждений для инвалидов, в том числе в рамках федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы";

создание интернет-классов в домах-интернатах для детей-инвалидов.

Вместе с тем эффективность функционирования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов остается низкой, в частности:

классификации, используемые для проведения медико-социальной экспертизы, не позволяют объективно, на необходимом качественном уровне определять ограничения жизнедеятельности, разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы реабилитации инвалидов, оценивать их результативность, что затрудняет оперативное предоставление услуг инвалидам, в том числе путем внедрения электронного документооборота, и вызывает многочисленные нарекания и жалобы инвалидов;

нормативные правовые акты, методические указания и рекомендации, а также информационные инструменты не обеспечивают требуемого уровня координации и взаимодействия органов и учреждений государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов как по горизонтали, так и по вертикали во взаимоотношениях организаций федерального и регионального подчинения. В результате остаются низкими уровень и качество предоставления инвалидам соответствующих государственных услуг;

деятельность органов и учреждений государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов не ориентирована на достижение взаимоувязанных целей, вследствие чего эффективность реабилитационных мероприятий, в том числе по предоставлению инвалидам медицинских и образовательных услуг, а также услуг в сфере занятости, остается низкой, затрудняется их оценка, например, в отношении расходования бюджетных средств;

материально-техническая база учреждений государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов нуждается в модернизации (доступность учреждений медико-социальной экспертизы для инвалидов, оснащение современным специальным диагностическим оборудованием);

правовые, организационные и финансовые механизмы обеспечения техническими средствами реабилитации нередко приводят к приобретению инвалидами изделий низкого качества, которые нуждаются в частом ремонте или замене, не учитывают особые потребности инвалидов, ограничивают их мобильность, не обеспечивая эффективной реабилитации, при этом способствуют неоправданному росту бюджетных расходов на эти цели.

С учетом указанных причин предусматривается совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, включая профессиональную ориентацию и трудоустройство.

Основу для построения принципиально новой системы социальной защиты, нацеленной на более полную адаптацию инвалидов к общественной жизни с учетом их особых потребностей и индивидуального выбора, составят новые классификации и критерии, используемые при освидетельствовании граждан, предоставления реабилитационных услуг и оценки эффективности реабилитационных мероприятий, учитывающие положения Международной классификации.

Применение Международной классификации позволит с высокой степенью достоверности и объективности оценивать состояние граждан с медицинской, психологической и социальной точек зрения и определять их потребность в различных видах социальной защиты, включая реабилитацию.

Для обеспечения избирательности мер социальной поддержки инвалидов в различных жизненных ситуациях с помощью Международной классификации предусматривается разработать кодификатор категорий инвалидности, дифференцированный по преимущественному виду помощи, в которой нуждается инвалид.

Каждой группе будет нормативно установлен код, что позволит упростить и систематизировать деятельность всех служб и организаций по определению и предоставлению видов услуг инвалидам и видов помощи, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе в организациях, деятельность которых напрямую связана с предоставлением услуг инвалидам.

С учетом текущего состояния доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения одной из целей Программы стало:

формирование к 2016 году условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (здравоохранение, культура, транспорт, информация и связь, образование, социальная защита, спорт и физическая культура, жилой фонд).

Для достижения указанной цели должно быть обеспечено решение следующих задач:

Задача 1.1. Оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Решение данной задачи характеризуется достижением следующего показателя (индикатора):

1.1. Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (возрастет с 12% в 2010 году до 45% к 2016 году).

В результате реализации мероприятий Программы субъектами Российской Федерации будут выявлены наиболее востребованные инвалидами объекты с целью первоочередного обеспечения их доступности. По экспертным данным, доля объектов, полностью отвечающих требованиям доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, не превышает 10 - 12 процентов.

По информации, предоставленной субъектами Российской Федерации, прогнозный объем финансирования на реализацию мероприятий, обеспечивающих доступность объектов для инвалидов, не позволит добиться полного приспособления всех приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения и, по предварительной оценке, к 2016 году значение этого показателя составит 45 процентов.

Задача 1.2. Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Решение данной задачи характеризуется достижением следующего показателя (индикатора):

1.2. Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов (возрастет с 30,0% в 2010 году до 55,0% к 2016 году).

По данным социологических исследований, проведенных Центром социальной политики и гендерных исследований (г. Саратов) в 4 регионах Российской Федерации в 2008 году (Костромская, Московская, Саратовская области и г. Санкт-Петербург), количество инвалидов, которые сталкиваются с труднопреодолимыми барьерами при посещении объектов и получении услуг, составляет около 30 процентов. Программой предусмотрено мероприятие по проведению репрезентативных социологических исследований, результаты которых позволят объективно оценивать эффективность реализации мероприятий Программы. Уровень положительной оценки инвалидами состояния приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности к 2016 году должен составить не менее 55 процентов от общего числа опрошенных инвалидов.

Задача 1.3. Устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами.

Решение данной задачи характеризуется достижением следующего показателя (индикатора):

1.3. Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов (возрастет с 30,0% в 2010 году до 49,6% к 2016 году).

Достижению указанного показателя (индикатора) будет способствовать реализация мероприятий Программы, направленных на устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, а также предусматривающих проведение общественно-информационных и разъяснительных кампаний.

Для обеспечения интеграции инвалидов с обществом была сформулирована следующая цель Программы:

совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.

Для достижения указанной цели должно быть обеспечено решение следующих задач:

Задача 2.1. Модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы.

Решение данной задачи характеризуется достижением следующего показателя (индикатора):

2.1. Доля главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, оснащенных специальным диагностическим оборудованием, в общем количестве главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации (возрастет с 10,0% в 2010 году до 86,0% к 2016 году).

Повышение уровня оснащенности учреждений медико-социальной экспертизы специальным диагностическим оборудованием, формирование условий доступности в этих учреждениях, введение эффективного межведомственного взаимодействия, в том числе с использованием электронного документооборота, позволит оптимизировать работу этих учреждений и минимизировать количество ошибочных решений при освидетельствовании граждан. К 2016 году доля главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, оснащенных специальным диагностическим оборудованием, в общем количестве главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации составит 86 процентов.

Задача 2.2. Обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

Решение данной задачи характеризуется достижением следующего показателя (индикатора):

2.2. Доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (взрослые (дети)) (возрастет с 6,5/6,3% в 2010 году до 14,5/12% к 2016 году).

Эффективность реабилитации оценивается, прежде всего, по ежегодному показателю Программы, характеризующему долю инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (взрослые (дети)), значение которого планируется довести к 2016 году до 14,5/12 процентов. Организация процесса освидетельствования граждан учреждениями медико-социальной экспертизы с учетом положений Международной классификации на основе эффективного межведомственного взаимодействия с органами государственной власти является залогом успешной и эффективной реабилитации инвалидов.

Стоит отметить, что на достижение показателя (индикатора) одной из задач Программы оказывают косвенное влияние также и решение других задач Программы.

Сведения о показателях (индикаторах) Программы с плановыми значениями по годам ее реализации приведены в Приложении N 1 к Программе.

Сведения о показателях (индикаторах) Программы и Подпрограмм на 2011 - 2015 годы в разрезе субъектов Российской Федерации приведены в Приложении N 1а к Программе.

Состав показателей (индикаторов) Программы определен таким образом, чтобы обеспечить:

наблюдаемость значений показателей (индикаторов) в течение срока реализации Программы;

охват всех наиболее значимых результатов реализации мероприятий;

минимизацию количества показателей (индикаторов);

наличие формализованных методик расчета значений показателей (индикаторов).

Решение задач Программы будет осуществляться с 2011 по 2015 годы в 2 этапа:

I этап - 2011 - 2012 годы;

II этап - 2013 - 2015 годы.

В ходе реализации Программы будет определена необходимость разработки государственной программы, определены цели и задачи, перечень мероприятий, а также целевые показатели и индикаторы и объемы финансирования на период 2016 - 2020 годов.