Письмом Минюста России от 21.09.2009 N 03-2609 предписано руководствоваться данным документом в целях организации эксплуатации транспортных средств.

Таблица 1. Типовые нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков

Таблица 1

ТИПОВЫЕ НОРМЫ СРОКОВ СЛУЖБЫ

СТАРТЕРНЫХ СВИНЦОВО-КИСЛОТНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И АВТОПОГРУЗЧИКОВ

┌───┬────────────────┬────────┬──────────────────────────────────┐

│ N │Автотранспортные│Срок │Минимальная наработка (пробег или │

│п/п│ средства и │службы │моточасы работы) автотранспортного│

│ │ автопогрузчики │<*> ак- │ средства или автопогрузчика, при │

│ │ │кумуля- │ выполнении перевозок, не менее: │

│ │ │торных ├──────┬──────┬────────┬───────────┤

│ │ │батарей,│город-│приго-│междуго-│сельскохо- │

│ │ │лет │ских │родных│родных │зяйственных│

├───┼────────────────┼────────┼──────┼──────┼────────┼───────────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │

├───┼────────────────┼────────┼──────┼──────┼────────┼───────────┤

│1. │Грузовые автомо-│2,5 │87000 │150000│250000 │225000 км │

│ │били │ │км │км │км │ │

├───┼────────────────┼────────┼──────┼──────┼────────┼───────────┤

│2. │Специальные ав- │3,0 │3000 │- │- │- │

│ │томобили на шас-│ │мото- │ │ │ │

│ │си грузовых ав- │ │часов │ │ │ │

│ │томобилей │ │ │ │ │ │

├───┼────────────────┼────────┼──────┼──────┼────────┼───────────┤

│3. │Легковые автомо-│4,0 │60000 │- │- │- │

│ │били индивиду- │ │км │ │ │ │

│ │ального пользо- │ │ │ │ │ │

│ │вания │ │ │ │ │ │

├───┼────────────────┼────────┼──────┼──────┼────────┼───────────┤

│4. │Легковые автомо-│2,5 │112000│- │- │- │

│ │били, служебные │ │км │ │ │ │

│ │и используемые │ │ │ │ │ │

│ │для коммерческих│ │ │ │ │ │

│ │перевозок пасса-│ │ │ │ │ │

│ │жиров, малотон- │ │ │ │ │ │

│ │нажные грузовые │ │ │ │ │ │

│ │автомобили (в │ │ │ │ │ │

│ │т.ч. пикапы и │ │ │ │ │ │

│ │фургоны) на базе│ │ │ │ │ │

│ │легковых автомо-│ │ │ │ │ │

│ │билей │ │ │ │ │ │

├───┼────────────────┼────────┼──────┼──────┼────────┼───────────┤

│5. │Легковые автомо-│1,75 │70000 │- │- │- │

│ │били-такси │ │км │ │ │ │

├───┼────────────────┼────────┼──────┼──────┼────────┼───────────┤

│6. │Специальные ав- │2,75 │3000 │- │- │- │

│ │томобили на шас-│ │мото- │ │ │ │

│ │си легковых ав- │ │часов │ │ │ │

│ │томобилей │ │ │ │ │ │

├───┼────────────────┼────────┼──────┼──────┼────────┼───────────┤

│7. │Автобусы │2,0 │130000│160000│220000 │- │

│ │ │ │км │км │км │ │

├───┼────────────────┼────────┼──────┼──────┼────────┼───────────┤

│8. │Подъемно-транс- │3,0 │3000 │- │- │- │

│ │портные машины, │ │мото- │ │ │ │

│ │в т.ч. автопо- │ │часов │ │ │ │

│ │грузчики │ │ │ │ │ │

└───┴────────────────┴────────┴──────┴──────┴────────┴───────────┘

------------------------------------

<*> При условии выполнения требований инструкции по эксплуатации аккумуляторной батареи.

Нормы сроков службы заданы в годах, начиная с даты введения АКБ в эксплуатацию. Списание АКБ допускается при условиях выполнения установленной наработки согласно таблице 1 (автотранспортным средством - в размерности пробега в тыс. км, а автопогрузчиком - в моточасах) и при невозможности восстановления АКБ зарядом, после выявления признаков неисправностей, указанных в Приложении 1.

При выполнении автотранспортным средством установленного пробега на соответствующем виде перевозок (или автопогрузчиком наработки) за меньший период времени допускается сокращение норматива срока службы эксплуатируемой на нем АКБ до соответствующего этому моменту времени сроку эксплуатации батареи.

Для подтверждения факта выработки АКБ установленного нормативного срока службы владельцам (или должностным лицам, ответственным за эксплуатацию) автотранспортных средств целесообразно организовать учет наработки и результатов обслуживания АКБ от ее ввода в эксплуатацию до списания. Наработку АКБ учитывают в тех же единицах, что и оборудованные ею автотранспортные средства или автопогрузчики, т.е. в км пробега или моточасах работы с этой батареей. При эксплуатации АКБ на разных автотранспортных средствах (автопогрузчиках) учету подлежит сумма величин пробега этих автотранспортных средств (автопогрузчиков) с данной батареей. Помимо наработки, учету подлежат выполненные работы по техническому обслуживанию (ТО) и результаты зарядки АКБ после выполнения этих работ.

Обезличивание АКБ при эксплуатации, в т.ч. при выполнении их ТО и ремонта, не допускается.

Форма карточки (ведения базы данных) учета наработки и результатов зарядки при эксплуатации стартерных АКБ представлена в Приложении 2.

Для подтверждения условий допустимости списания батарей (т.е. невозможности восстановления АКБ зарядом и наличия признаков неисправностей, при которых допускается списание) выполняют определенный комплекс работ, технология проведения и объем которых не зависят от конструкции свинцово-кислотных аккумуляторных АКБ или места их изготовления.

Технология определения неисправностей, при наличии которых допускается списание стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, приведена в Приложении 1.

Решение о списании АКБ принимают по результатам учета ее наработки и выполнения установленной процедуры проверки технического состояния. Решение о списании оформляют актом по форме Приложения 3.

В таблице 1 приведены типовые нормы сроков службы АКБ для 1-й категории условий эксплуатации автотранспортных средств и автопогрузчиков в умеренном климате, при невысокой интенсивности их эксплуатации, в предусмотренных изготовителем нормальных нагрузочно-временных условиях работы батареи. При этом интенсивность эксплуатации автотранспортных средств определяется средним годовым пробегом, а автопогрузчиков - средней годовой наработкой в моточасах.

Сроки службы стартерных АКБ, эксплуатируемых на автотранспортных средствах в более жестких условиях эксплуатации, или в более суровых природно-климатических условиях, либо в особо жестких нагрузочных режимах с повышенной нагрузкой по току разряда, с более глубоким разрядом и (или) с большей повторяемостью цикла заряд-разряд, следует устанавливать путем индивидуального корректирования типовых норм в сторону смягчения.

Для назначения таких смягченных норм, индивидуальных для конкретных автотранспортных средств и автопогрузчиков, предусматривается следующая процедура корректирования.

Владельцы или должностные лица, ответственные за эксплуатацию автотранспортных средств и автопогрузчиков, в зависимости от условий эксплуатации автотранспортных средств, автопогрузчиков и установленных на них стартерных АКБ, принимают решение о допустимости применения типовых норм или необходимости их индивидуального корректирования. Величины среднего годового пробега автотранспортных средств и автопогрузчиков, при превышении которых рекомендуется корректирование типовых норм пробега стартерных АКБ, указаны в табл. 2.