Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2.1. Приоритеты государственной политики в радиоэлектронике

2.1. Приоритеты государственной политики в радиоэлектронике.

Основной целью государственной политики в сфере радиоэлектронной промышленности является повышение конкурентоспособности радиоэлектронной промышленности посредством создания инфраструктуры для развития приоритетных направлений, интеграции в международный рынок и реализация инновационного потенциала.

Достижение указанной цели Программы предусматривает решение следующих приоритетных задач:

создание научно-технического задела по перспективным электронным и радиоэлектронным технологиям, соответствующим современному уровню развития радиоэлектроники (задача 1);

создание современной научно-технической и производственно-технологической базы производства конкурентоспособных радиоэлектронных изделий (задача 2);

обеспечение в требуемых объемах производства радиоэлектронных изделий для приоритетных образцов вооружения, военной и специальной техники, определяющих перспективный облик Вооруженных Сил Российской Федерации (задача 3).

Решение указанных задач обеспечивается выполнением мероприятий, сгруппированных соответствующим образом.

Достижение цели и системное решение поставленных задач Программы обеспечивает формирование к 2025 году качественно нового, инновационного облика радиоэлектронной промышленности, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации и повышение качества жизни населения страны.

Программа носит комплексный характер и отражает общесистемное развитие электроники и радиоэлектроники на долгосрочную перспективу с учетом мероприятий, реализуемых в рамках федеральных целевых программ и научно-технических программ. Программа в полной мере отвечает задаче создания технологического базиса электроники и радиоэлектроники нового уровня для разработки конкурентоспособной электронной компонентной базы, аппаратуры, комплексов и систем специального и гражданского назначения на период до 2025 года.

Для этого она содержит направления, которые являются определяющими в разработке передовых видов специальной техники и конкурентоспособной гражданской продукции (сверхвысокочастотная электроника и радиоэлектроника, быстродействующая и радиационностойкая электронная компонентная база, радиолокационная техника, быстродействующая вычислительная и связная аппаратура). Она предусматривает реализацию инвестиционных проектов, программных мероприятий в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, использование внебюджетных источников, межгосударственных инструментов развития, поддержку ключевых предприятий отрасли, структурные изменения внутренних рынков продукции и конъюнктуры внешних рынков.

Ускорение социально-экономического развития общества, повышение его информационного обеспечения и интеллектуального уровня, дальнейший рост производительности труда и комфортности быта, экономия природных и энергетических ресурсов, коренное улучшение технико-экономических и экологических показателей практически во всех отраслях промышленности и топливно-энергетического комплекса, модернизация базы научных исследований, медицины, образования, развитие космических исследований и разработка систем телекоммуникаций основаны на широком применении современной электронной аппаратуры и систем радиоэлектроники.

Одним из основополагающих факторов расширения производства и использования современной радиоэлектронной аппаратуры и информационно-коммуникационных систем является динамичный научно-технический и производственный процесс развития электронных и радиоэлектронных технологий и организация массового выпуска необходимых электронных и радиоэлектронных компонентов.

Приоритетные направления выпуска конкурентоспособной продукции.

При достижении целей с учетом стоящих перед отраслью приоритетов по обеспечению национальной безопасности и экономическому развитию и по максимизации использования существующего потенциала и компетенций компаний радиоэлектронной промышленности Программа определяет приоритетные направления выпуска конкурентоспособной продукции, на развитие которых будет ориентирована государственная политика в отрасли.

На основе оценки рыночных возможностей, стратегической значимости направлений и оценки соответствия российских компаний мировой конкурентной среде в качестве приоритетных направлений развития выбраны специальная и профессиональная электроника.

Конкурентоспособная специальная радиоэлектроника необходима для страны с таким геополитическим положением, как Россия. Отрасль должна обеспечивать высокие характеристики отечественной военной и специальной техники, стабильность поставок радиоэлектронной продукции для нужд армии и технологический паритет с мировыми лидерами в области вооружений. Развитие специальных сегментов радиоэлектронной промышленности в этом контексте остается неизменной целью государственной политики.

Развитие профессиональной электроники позволит создать высокопроизводительные рабочие места, реализовать инновационный потенциал, способствовать развитию экономики (как за счет выпуска продукции самой отрасли, так и за счет значительного мультипликативного эффекта радиоэлектронной промышленности). Реализация экономических интересов государства невозможна без развития эффективных бизнесов в гражданских сегментах, появления организаций мирового класса, способных занять существенную нишу на российском и мировом рынках.

Выбор профессиональной электроники в качестве приоритетного направления продиктован целым рядом ключевых факторов.

Во-первых, более высокие, чем в среднем по рынку, темпы роста профессиональной электроники: такие сегменты, как медицинское оборудование, автомобильная электроника, энергетическая аппаратура, системы безопасности, промышленная электроника и телекоммуникационное оборудование, в силу глобальных тенденций (повышенное внимание к экологии, старение населения и рост внимания к здравоохранению, растущие террористические угрозы и повышенное внимание к безопасности) продолжат расти высокими темпами как на российском, так и на мировом рынке.

Во-вторых, это важность профессиональной электроники для развития страны. Уровень развития профессиональной электроники в будущем будет в значительной степени определять конкурентоспособность российской промышленности, эффективность работы социальной сферы и национальную безопасность (в силу того, что профессиональная электроника будет определять функциональность промышленной техники, медицины, транспорта, систем безопасности и прочее).

В-третьих, это синергия с направлением специальной электроники, что подтверждается ведущим международным опытом. Для крупнейших и наиболее успешных производителей специальной электроники, таких как Honeywell, Finmecanica, Thalles, основным направлением диверсификации является именно профессиональная электроника. Это обусловлено значительным сходством в технологиях, производственных процессах и структуре операций между специальной и профессиональной радиоэлектроникой, что позволяет организациям эффективно диверсифицироваться.

В-четвертых, у российских организаций еще сохранился технологический задел для производства конкурентоспособной продукции в области профессиональной электроники. Профессиональная электроника является крупнейшей статьей экспорта продукции российской радиоэлектронной отрасли.

В-пятых, в профессиональных сегментах гораздо ниже барьеры на вход и требования к масштабу первоначальных инвестиций, чем в массовых сегментах. У российских организаций достаточно преимуществ в продажах и маркетинге для работы на рынке профессиональной электроники, но такие преимущества отсутствуют для работы на рынке потребительской электроники.

Потребительские сегменты являются менее приоритетными для развития отрасли. Это обусловлено жесткой конкуренцией на рынке. Ниши для новых игроков практически отсутствуют - структура сегмента сформировалась, он поделен между крупными игроками, большинство технологий уже достаточно оформившиеся, а новые сохраняют высокую преемственность. Проекты требуют большого масштаба во всех подсегментах и практически на всех производственных ключевых операциях.

При самостоятельном сбыте в потребительских сегментах требуются долгосрочные инвестиции большого масштаба в развитие брэнда, рыночного позиционирования, дистрибуции. Сейчас эти компетенции практически отсутствуют у российских компаний. Кроме того, технологический разрыв крайне высок. Потребительская продукция традиционно была достаточно слабо развита в Российской Федерации и в СССР, а синергия со специальными направлениями практически отсутствует.

Сборочные производства потребительского сегмента могут быть развиты за счет мер "непрямого" стимулирования (путем создания льготных условий для локации производства на территории Российской Федерации).

Для российских организаций выход на мировой рынок в профессиональном сегменте возможен на разном уровне поставок. Возможны проекты в комплектующих, узлах и модулях. Такие проекты будут также поддержаны государством в случае, если они имеют потенциал выхода на мировой рынок, потенциал достижения конкурентоспособности мирового уровня.

В специальном сегменте фокус будет сделан на развитии технологий, имеющих стратегическую значимость и определяющих будущий облик вооружений. Российские организации в этой области имеют значительный задел, и усилия будут направлены на его развитие. Целью развития специальных сегментов отрасли является достижения мирового уровня конкурентоспособности в следующих подсегментах:

элементы воздушно-космической обороны и ядерного сдерживания;

системы управления, разведки и связи (элементы комплекса технологий сетевой войны, на западе именуемой C4ISR), в том числе радиолокационные системы (включая радиоэлектронную борьбу, элементы систем ПВО);

радиоэлектроника для высокоточного оружия;

радиоэлектронное обеспечение для таких проектов, как беспилотные аппараты и роботы.

Будут развиваться технологии конечной аппаратуры и интеграции, а также компетенции в программном обеспечении.

При этом в специальных сегментах сохраняется высокая значимость ряда направлений компонентной базы. Фокус сделан на ключевых компонентах, определяющих функционал аппаратуры и/или недоступных для приобретения за рубежом. Для приобретения прочих некритичных компонент будет расширяться использование кооперации и строиться система обеспечения надежности поставок. К приоритетным критичным направлениям развития компонентной базы относятся:

разработка и производство радиационно-стойкой электронной компонентной базы;

разработка и производство СВЧ-компонентов;

дизайн ряда других компонентов, в первую очередь микроэлектронных, определяющих ключевые характеристики систем вооружения.

В этих направлениях уже достигнуты определенные успехи в рамках федеральной целевой программы "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы. Планируется выход на лидирующие позиции в мире по поставкам комплектующих, узлов, модулей профессиональной и специальной электроники и радиоэлектроники.

Приоритеты по развитию организаций.

Для реализации целей Программы в выбранных направлениях должны сформироваться бизнесы с высоким уровнем добавленной стоимости, конкурентоспособные на мировом уровне. Отрасль должна соответствовать требованиям рынка по инновационности и гибкости продукции, обеспечить соответствующий технологический уровень и уровень бизнес-компетенций. Таким образом, приоритетной отраслевой моделью Программы является фокусирование на переделах с высокой добавленной стоимостью (диверсифицированный разработчик и производитель радиоэлектроники с высокой добавленной стоимостью). Эта модель отрасли предполагает развитие компаний трех основных бизнес-моделей:

организаций разработчиков продукции, фокусирующихся на научно-исследовательских и опытно конструкторских работах и дизайне;

организаций, фокусирующихся на разработке комплектной продукции, ее маркетинге, сбыте, сервисном и послепродажном обслуживании;

интегрированных структур, выполняющих разработку, производство ключевых элементов и сбыт продукции, стратегически сфокусированных на ключевых производственных процессах и активно использующих производственную кооперацию.

Для развития конкурентоспособных компаний перечисленных бизнес-моделей в целевых направлениях, необходимо соответствовать ряду требований, которые зависят от продуктового направления:

требования к организациям в специальных сегментах:

фокус на ключевых компетенциях и достижение в них высокой концентрации ресурсов;

операционная эффективность, гибкая структура цепочек поставок, правильный баланс собственного производства и кооперации;

требования к организациям в профессиональных сегментах;

фокус на ключевых операциях (переделах);

гибкость, способность к разработке под потребности клиента, тесной интеграции с клиентами;

развитые производственные кооперационные связи;

развитый сервис продажи и дистрибуция с выходом на мировой рынок.

С учетом вышесказанного, в отрасли будут функционировать четыре типа организаций:

крупные эффективные государственные организации для реализации ключевых оборонных задач. Эффективно функционирующие интегрированные структуры будут основой достижения целей по приоритету обеспечения национальной безопасности, так как имеют задел в компетенциях в области специальной радиоэлектроники. При этом нецелесообразно возлагать на них функцию развития гражданских направлений, вследствие существующих разрывов в компетенциях и культуре. Но в целях использования синергии в интегрированных структурах с государственным участием могут создаваться гражданские направления как самостоятельные единицы (проекты) и за счет рыночных источников финансирования;

большое количество малых/средних инновационных организаций играют важную роль в целевых направлениях развития отрасли. Малый и средний бизнес имеет возможность поддерживать уникальные нишевые компетенции и мелкосерийное производство, что недоступно большинству крупных организаций, что позволяет им занимать значительную долю рынка (в профессиональном сегменте радиоэлектронной промышленности США малые и средние компании производят более 20 процентов выручки и обеспечивают 25 процентов рабочих мест сегмента). Кроме того, на малый и средний бизнес приходится большая доля инноваций как в специальных, так и в профессиональных сегментах (в развитых странах более 50 процентов инноваций приходится на малые и средние компании). Малый и средний бизнес также является основой для формирования крупных организаций отрасли;

ряд крупных российских компаний в приоритетных направлениях гражданского сектора - развитие этого типа компаний будет происходить при участии институтов развития (Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий "Сколково", открытое акционерное общество "Роснано") и при государственной поддержке лучших представителей малого и среднего бизнеса. Крупные организации также станут основой реализации целей Программы;

организации в составе партнерств и альянсов с иностранными поставщиками. Поддержка таких предприятий будет вестись с целью трансфера технологий в Российской Федерации, развития кооперации и сопутствующих малых поставщиков и внедрения и распространения в России мировых стандартов качества и эффективности.

Приоритеты по развитию технологий.

Достижение целевой бизнес-модели отрасли невозможно без ликвидации технологического отставания и формирования научно-технического задела в выбранных продуктовых направлениях. Программа предусматривает фокусирование на развитии следующих ключевых технологий:

разработка и производство радиационно-стойкой электронной компонентной базы;

разработка и производство СВЧ-компонентов;

дизайн интегральных схем;

разработка и производство компонентов оборудования и алгоритмов защищенной связи;

разработка специализированного программного обеспечения;

сетевые технологии, технологии комплексных систем управления;

разработка и производство сенсоров;

разработка и производство прецизионного оборудования для производства микроэлектроники;

технологии силовой и промышленной радиоэлектроники.

Кроме сфокусированного развития ключевых технологий, Программа предусматривает еще два приоритета технологического развития отрасли:

нишевые технологии профессионального сегмента. Большое количество узких продуктовых ниш в профессиональной радиоэлектронике не позволит государству эффективно самостоятельно развивать в них технологии, поэтому в этом сегменте важна инновационная активность организаций. В этой связи приоритетными направлениями государственного воздействия являются: стимулирование перспективных поисковых разработок и освоения нишевых технологий и коммерциализация существующих технологий (в том числе технологий двойного назначения);

формирование долгосрочного научно-технического задела. При переходе к новому поколению специальной техники возрастут качественные требования и к ее радиоэлектронным компонентам. Кроме того, рассматривается возможность перехода радиоэлектроники в будущем на качественно новый технологический уровень, который будет основан на малоизученных в настоящее время взаимодействиях (спинтроника, квантовые вычисления, радиофотоника и т.п.). В большей части таких технологий конкурентный ландшафт не сформирован и существует возможность, сохраняя технологический паритет, в будущем занять на этих рынках существенную долю. В связи с этим, Программа предусматривает создание долгосрочного научно-технологического задела. Приоритетность освоения технологии будет определяться, исходя из двух атрибутов: влияние, которое окажет технология на радиоэлектронную промышленность, и срок возможного освоения технологии.

Достижение целей и системное решение задач, сформулированных в Программе, позволит сформировать к 2025 году конкурентоспособную радиоэлектронную промышленность.