1.1. Общая характеристика состояния радиоэлектронной промышленности
1.1. Общая характеристика состояния радиоэлектронной промышленности.
Радиоэлектронная промышленность включает производство радиоэлектронных устройств и систем, электронной компонентной базы, специальных материалов и оборудования для производства изделий радиоэлектроники.
Производство радиоэлектронных устройств и систем - финальной продукции - в свою очередь, делится на 3 крупные группы:
потребительская электроника - массовый сегмент изделий радиоэлектроники. Состоит из аудио-, видео-, бытовой техники, абонентского телекоммуникационного оборудования, компьютеров и периферии;
профессиональная электроника. В категорию включаются сегменты: операторское телекоммуникационное оборудование, промышленная электроника, автомобильная электроника, электроника для энергетического оборудования, для медицинского оборудования, для систем безопасности, а также высокопроизводительные системы обработки информации;
электроника специального назначения. Категория может быть разделена на крупные блоки по типам: авиационные и космические системы, системы сухопутного и морского базирования и т.д.
Объем мирового рынка радиоэлектроники составил в 2011 году 2,3 трлн. долларов США, в том числе: объем рынка конечной продукции составил 1,7 трлн. долларов США, объем рынка радиоэлектронной компонентной базы - 483 млрд. долларов США, объем рынка материалов для радиоэлектроники - 77 млрд. долларов США, объем рынка оборудования для микроэлектроники - 63 млрд. долларов США.
В сегменте конечной продукции доля специальной радиоэлектроники составляет малую часть мирового промышленного производства около 7 процентов, а сегменты профессиональной и потребительской радиоэлектроники примерно равны по объему и составляют 42 процента и 51 процент соответственно.
В сегменте электронной компонентной базы доля компонентов для потребительской радиоэлектроники составляет 65 процентов, доля компонентов для профессиональной электроники - 24 процента, доля компонентов для специальной электроники - 11 процентов.
Доля радиоэлектронной промышленности в добавленной стоимости мирового обрабатывающего производства выросла с 2000 по 2010 год с 17 процентов до 26 процентов.
Радиоэлектроника - самая быстрорастущая отрасль промышленности в мире, в которой реализуется большое число инновационных проектов, - темп роста промышленности за последние 30 лет составил в среднем около 8 процентов в год.
Ожидается рост мирового рынка радиоэлектронной продукции на уровне 5 процентов до 2025 года. К 2025 году объем мирового рынка радиоэлектроники составит 4 трлн. долларов США.
Тенденции спроса и прогноз развития рынка.
Рост рынка радиоэлектроники в основном ожидается за счет устойчивых мировых тенденций, связанных с постоянным ростом миниатюризации и производительности радиоэлектронной техники и ее компонентов (правило Мура):
1. Увеличивается комплексность (расширение функций, взаимосвязей) решений в радиоэлектронной промышленности, что затрагивает все сегменты рынка - формируются новые продуктовые ниши, существенно меняются требования к продукции, смещаясь в сторону интегрированности. В результате:
в профессиональных сегментах происходит развитие сетевых систем и формирование новых быстро растущих ниш: комплексные системы безопасности, smart grid, управление инфраструктурой, телемедицина и др.;
в массовых сегментах продолжается конвергенция устройств и их объединение в сети;
в специальной электронике (сетецентрические системы наблюдения и управления) становятся одной из ключевых составляющих национальной безопасности.
2. Глобальные тренды, такие как: повышенное внимание к экологии, старение населения и рост внимания к здравоохранению, растущие террористические угрозы и повышенное внимание к безопасности - ведут к активному росту соответствующих ниш профессионального сегмента радиоэлектроники, а совершенствование технологий радиоэлектроники существенно усиливает ее проникновение в производство и на транспорт.
3. В потребительской электронике растет уровень стандартизации и унификации компонент, снижается себестоимость производства.
Таким образом, несмотря на то, что рынки потребительской и профессиональной радиоэлектроники близки по объему, наиболее быстро растущими сегментами рынка с лучшими возможностями для появления новых компаний будут сегменты профессиональной радиоэлектроники: системы энергоэффективности и электротехнического оборудования, автомобильной электроники, медицинской техники, систем безопасности и промышленной электроники.
Тенденции развития организаций отрасли и конкуренция.
На начальных этапах развития радиоэлектронной промышленности доминирующие позиции занимали вертикально интегрированные компании. Однако в течение последних 30-ти лет устойчиво действует ряд глобальных трендов, трансформировавших промышленность и продолжающих на нее действовать, в том числе:
концентрация на ключевых направлениях. Возрастающая комплексность, сложность и капиталоемкость новых разработок, рост требований к эффективности вынуждают компании концентрировать ресурсы на ключевых процессах;
усиление роли кооперации. Специализация организаций на ключевых операциях и распространение модульной электроники способствовали развитию глобальных кооперационных сетей;
возрастающая роль гибкости производств, скорости вывода продуктов на рынок;
растущие требования к ориентации решений под требования заказчика во многих сегментах, быстрые изменения в спросе и высокие требования к эффективности привели к тому, что гибкость и мобильность производственных систем стали одним из основных требований к организациям.
В результате сформировались устойчивые модели, существенно отличающиеся по ключевым факторам успеха:
дизайнеры (организации, специализирующиеся на разработке продукции и ее дальнейшему продвижению на основе системы лицензирования);
контрактные разработчики и производители (организации, специализирующиеся на контрактной разработке и производстве конечной продукции или электронных компонентов);
контрактные сборщики и тестировщики (контрактные производители электронных компонентов или сборщики и тестировщики готовой продукции);
организации, контролирующие ключевые процессы (вертикально интегрированные организации в сегменте конечной продукции и в сегменте электронных компонентов).
Различия в исходных условиях развития радиоэлектроники и в способности правительств обеспечить ключевые факторы успеха для развития организаций предопределили разную степень организации работы в тех или иных бизнес-моделях в странах. Исходя из мирового опыта, можно выделить три бизнес-модели промышленности, характерные для различных стран:
диверсифицированный разработчик и производитель радиоэлектроники с высокой добавленной стоимостью. Для развития модели необходимы: технологическое преимущество, большие затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Для компаний в потребительском сегменте к перечисленным факторам успеха добавляется известность и развитые маркетинг и дистрибуция, в то время как для рынков профессиональной электроники важны компетенции в продажах, интеграции и послепродажном обслуживании, а также эффективное управление цепочками поставок;
производитель массовой радиоэлектроники и компонентов. Для развития необходимы огромный масштаб бизнеса, большие инвестиции в основные средства; низкие издержки, сильные подразделения по опытно-конструкторским работам (ОКР);
сборщик массовых конечных устройств. Для развития компаний модели необходимы низкие издержки; географическая близость к конечным потребителям и доступ к логистической инфраструктуре.
Таким образом, в различных сегментах и нишах рынка радиоэлектроники могут быть успешны как крупные организации, реализующие эффект масштаба, так и малые/средние инновационные организации, участвующие в кооперационных цепочках. Для развития успешной организации необходим правильный выбор потребительского сегмента и развитие ключевых факторов успеха, соответствующих целевой бизнес-модели компании в этом сегменте.
При этом, выше уровня безубыточности находятся либо очень крупные организации, либо небольшие организации с "нишевыми" решениями. Но небольшие организации находятся в тесных кооперационных связях с крупными. Большинство малых инновационных организаций, например, в области микроэлектроники, строятся вокруг существующих крупных центров технологического развития, которые интегрируют "нишевые" разработки в глобальные решения, продвигают их на мировой рынок, обладают крупными финансовыми ресурсами и готовы поглощать небольшие перспективные инновационные компании (в том числе и с участием государственной поддержки). Таким путем развиваются мировые лидеры в области радиоэлектроники IBM, Intel, Samsung и др.
В большинстве стран проводилась активная государственная промышленная политика для успешной реализации той или иной модели развития.
Текущее состояние радиоэлектронной промышленности России.
Объем российского рынка радиоэлектроники составляет 930 млрд. рублей. Структура российского рынка близка к структуре мирового рынка радиоэлектроники, за исключением несколько большего спроса на изделия сегмента специальной радиоэлектроники. Ожидаемый объем рынка к 2025 году - более 3 трлн. рублей.
Радиоэлектронная промышленность России на сегодняшний день представлена более чем 1800 организациями, занятыми разработкой и производством радиоэлектронного оборудования, радиоэлектронных систем и приборов промышленного и военного, бытового и иного назначения.
Радиоэлектронная промышленность России обеспечивает в настоящее время 275 тыс. рабочих мест и вносит существенный вклад в валовый внутренний продукт (ВВП) страны.
В 2011 году российские организации произвели товарной продукции на 12 млрд. долларов, заняв менее 0,3 процента мирового рынка. Производство ориентировано главным образом на внутренний рынок: менее 25 процентов от производимой продукции экспортируется. В экспорте преобладает продукция специального назначения. Доля отечественного производства на внутреннем рынке не превышает 20 процентов.
В России разделения бизнес-моделей не произошло из-за значительного фокуса на оборонных задачах, ограниченной конкуренции, недофинансирования промышленности в 90-х - начале 2000-х годов и массовых банкротств компаний в 90-е годы.
На российском рынке выделяются три основные группы производителей: первая - организации, частично или полностью контролируемые государством. Вторая группа - частные организации с российским капиталом, третья - организации, контролируемые иностранным капиталом, в основном это дочерние организации крупных иностранных производителей. К этой группе, в том числе, можно отнести формирующиеся в последние годы совместные предприятия российских организаций с иностранными производителями.
Каждая из перечисленных групп отличается продуктовой направленностью, в каждой из них преобладают свои особенные модели организаций.
Организации первой группы ориентированы главным образом на производство продукции специального назначения. Сюда входит 378 организаций, объединенных в 9 крупных интегрированных структур, 4 из которых входят в состав Государственной корпорации "Ростехнологии". В организациях первой группы занято 249,6 тыс. человек. Производители радиоэлектронной аппаратуры в этом сегменте - вертикально интегрированы и специализированы по видам конечной продукции. Производители компонентной базы, напротив, широко диверсифицированы и характеризуются низкой, но стабильно растущей степенью интеграции в производство аппаратуры и специальных материалов. Российские производители преобладают в сегменте специальной радиоэлектроники в силу исторических причин, приоритетов предыдущих программ в промышленности, а также закрытости этого сегмента для конкуренции со стороны иностранных компаний.
Группа частных российских организаций состоит из более чем 1400 организаций, подавляющее большинство из которых малые с численностью сотрудников менее 50 человек. Всего в них занято около 25 тыс. работников. Эти организации ориентированы на широкий спектр конечной продукции и компонентов в нишах профессиональной электроники, также зачастую выступают субподрядчиками государственных организаций, выполняющих оборонный заказ. Частные организации специализированы на отдельных процессах создания стоимости, таких как, например, сборка электронной компонентной базы, производство интегральных схем, проектирование, дистрибуция. Суммарная выручка по группе оценивается в 60 млрд. рублей.
Третью группу - дочерних организаций глобальных игроков - составляют сборочные производства потребительской аппаратуры и бытовой техники. Организации отличаются высокой эффективностью операций, западными стандартами управления. При общей выручке, сравнимой с выручкой государственных организаций - около 150 млрд. рублей, занято всего 12 тыс. человек. Это объясняется низкой долей добавленной стоимости, характерной для сборочных производств.
Среднегодовой рост российского рынка радиоэлектроники в докризисный период превысил 35 процентов в год. Достигнутые темпы роста определялись интенсивным ростом экономики России в целом и общемировой тенденцией опережающего роста промышленности радиоэлектроники, а также в какой-то мере эффектом низкой базы.
Начиная с 2007 года, благодаря государственной поддержке, удалось осуществить системный подход к планированию развития радиоэлектронной промышленности и перейти от разрозненных действий к внедрению программно-целевых методов планирования и управления развитием промышленного комплекса.
Разработаны "Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года", подпрограмма "Развитие электронной компонентной базы на период 2007 - 2011 годы федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на период 2007 - 2011 годы, федеральная целевая программа "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы, научно-технические программы Союзного государства.
Основная работа по развитию радиоэлектронной промышленности проводится в рамках федеральных целевых программ "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы и "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007 - 2010 годы и на период до 2015 года".
Первый этап федеральной целевой программы "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы выполнялся в 2008 - 2011 годах.
Объем финансирования на реализацию первого этапа программы за счет средств федерального бюджета составлял 29490,7 млн. рублей, из них на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы 21772 млн. рублей, на капитальные вложения - 7718,7 млн. рублей.
За период 2008 - 2011 годы выполнялось 806 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (223 научно-исследовательская работа и 583 опытно-конструкторская работа), из которых 413 завершилось (136 научно-исследовательская работа и 277 опытно-конструкторская работа). Наибольшее количество научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ выполнялось и завершилось в 2011 году.
На первом этапе реализации программы разработаны и внедрены:
более 270 технологий, в том числе 183 базовых;
более 200 типов образцов электронной компонентной базы;
более 15 пакетов программного обеспечения;
более 25 типов образцов контрольно-измерительной и диагностической аппаратуры;
более 65 типов материалов, структур и комплектующих для электронной компонентной базы;
более 20 типов образцов систем для проектирования и моделирования;
более 60 типов аппаратуры, модулей и базовых несущих конструкций.
Внедрение данной продукции позволяет:
улучшить массогабаритные характеристики аппаратуры в 1,5 - 2 раза;
повысить мощность передающего канала АФАР в 2 - 3 раза;
снизить на 60 процентов затраты на развертывание сетей спутниковой связи за счет высокоэффективного использования частотно-энергетических ресурсов бортовых ретрансляторов;
снизить стоимости оборудования и тарифов;
снизить в 2 - 3 раза стоимости систем;
обеспечить безопасность потенциально-опасных объектов;
создать аппаратуру цифровых телевизионных приемников, соответствующую передовым мировым достижениям;
исключить зависимость отечественного рынка от зарубежных производителей систем бесперебойного питания;
снизить затраты на проектирование аппаратуры и электронной компонентной базы.
Полученные результаты реализации программы направлены на создание:
ракетно-космической и авиационной техники;
цифрового телевидения и приборов отображения информации;
средств широкополосной и сверхширокополосной связи, вычислительной техники и радиочастотной идентификации;
средств контроля и измерения параметров изделий и материалов;
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей