10.1. Анализ рисков реализации государственной программы
Реализация мероприятий Программы сопряжена с большим количеством рисков, которые могут заметно повлиять на достижение запланированных результатов.
Определены следующие группы рисков реализации Программы:
Риски, связанные с успешностью проведения изменений, предполагаемых Программой.
Данная группа охватывает факторы внешней среды национального масштаба, которые не сопряжены со спросом и конкуренцией, при этом не могут контролироваться Министерством, и в случае реализации негативного сценария окажут сильное влияние на выполнение Программы. В группу включены следующие риски:
1. Риск сохранения неэффективности и низкой предпринимательской активности компаний.
В эту группу включены риски недостижения запланированных результатов Программы вследствие сохранения неэффективных производственных моделей компаний, недостаточной компетентности управленческого персонала, слабого кадрового потенциала и недостаточной предпринимательской активности. Готовность компаний к изменениям, к повышению эффективности производственных моделей (к развитию ключевых факторов успеха, актуальных для сегментов и бизнес-моделей, в рамках которых они осуществляют свою деятельность) является одним из важнейших условий успешного решения большей части задач Программы. Поэтому реализация этого риска поставит под угрозу достижения запланированных результатов.
Минимизировать указанные риски планируется за счет выполнения следующих мероприятий:
форсированное реформирование с государственным участием: мероприятие предполагает стимулирование изменений управленческих и производственных моделей, портфеля активов в компаниях за счет нормативного регулирования, субсидирования ставок по целевым кредитам и других инструментов. Государственная политика должна катализировать проведение изменений в компаниях отрасли;
создание кластеров и формирование условий для развития частного бизнеса: в рамках мероприятия Программа предусматривает улучшение условий для развития гибких инновационных компаний в отрасли, отвечающих требованиям целевых рынков. Будут предприняты шаги по созданию инновационной инфраструктуры и стимулированию инновационной активности компаний отрасли;
внедрение современных систем качества и технического регулирования: мероприятие направлено на повышение эффективности компаний в части качества продукции - одного из наиболее важных КФУ в приоритетных продуктовых направлениях развития отрасли.
2. Риск сокращения запланированного бюджетного финансирования отрасли.
Риск связан с сильной зависимостью достижения результатов Программы от наращивания объемов финансирования из средств федерального бюджета в период 2016 - 2025 гг. Планируется минимизировать этот риск за счет следующих мероприятий:
выделение четких приоритетов по продуктовым направлениям при распределении средств федерального бюджета. Это позволит снизить последствия описываемого риска: в случае сокращения бюджетного финансирования Программы, финансирование будет направлено в наиболее приоритетные области, что даст возможность сохранять запланированные темпы развития наиболее критичных направлений;
поэтапное финансирование проектов. Предполагается расширить применение новых инструментов управления проектами Программы (в т.ч. в рамках федеральных целевых программ): принятие решения о финансировании каждого следующего этапа проекта будет по возможности приниматься исходя из результатов предыдущего этапа, оцениваемых по объективным показателям (таким как востребованность продукции рынком/госзаказчиком, рентабельность активов и др.). Это позволит сфокусированно развивать только наиболее эффективные проекты;
развитие инструментов государственно-частного партнерства. Мероприятие направлено на снижение зависимости отрасли от бюджетного финансирования.
3. Риск ограниченной эффективности государственного регулирования отрасли.
Планируется минимизировать этот риск за счет следующих мероприятий:
межведомственные переговоры по ключевым механизмам на ранних этапах реализации Программы;
непрерывный мониторинг условий ведения бизнеса в отрасли.
4. Риск сохранения неэффективной для компаний отрасли системы государственного оборонного заказа и военно-технического сотрудничества.
Минимизировать риски предполагается за счет следующих мероприятий:
проведение переговоров по вопросам совершенствования системы государственного оборонного заказа и военно-технического сотрудничества предполагающим реализацию следующих мероприятий:
оптимизация номенклатуры изделий, выпускаемых в рамках государственного оборонного заказа,
равномерное распределение государственного оборонного заказа по существующим производственным мощностям и формирование портфелей заказов организаций путем заключения долгосрочных договоров,
изменение принципов ценообразования в рамках государственного оборонного заказа,
изучение возможности и проведение соответствующих изменений в регулировании, направленных на снижение уровня комиссионных при реализации проектов в рамках военно-технического сотрудничества.
Риски, связанные с внешними (по отношению к радиоэлектронной промышленности) условиями реализации Программы.
5. Риск снижения спроса вследствие экономического кризиса.
Риск заключается в реализации негативного сценария спроса на радиоэлектронную продукцию, что снизит количество собственных финансовых ресурсов компаний, необходимых для темпов развития, заложенных в Программе, и не позволит достичь запланированных результатов по многим показателям.
Минимизировать указанный риск планируется за счет выполнения следующих мероприятий, направленных на повышение устойчивости компаний отрасли к изменениям спроса на рынке и минимизацию последствий влияния экономического кризиса на радиоэлектронную промышленность:
оптимизация производственных моделей компаний. Данное мероприятие позволит повысить устойчивость компаний к кризисным явлениям и способность обеспечивать достаточную рентабельность бизнеса и финансовые ресурсы, необходимые для развития;
диверсификация компаний по рынкам. Данное мероприятие направлено на сокращение зависимости компании от локального спроса и диверсификацию источников доходов за счет выхода на мировые рынки и приобретения новых клиентов;
выстраивание международной кооперации. Мероприятие позволит повысить гибкость производственных систем, способность к сокращению объемов производства при сохранении прибыльности.
6. Риск нарастания технологического отставания.
Риск связан с опережающим технологическим развитием компаний-лидеров мировой радиоэлектронной промышленности, превышающим запланированные темпы перестройки российской системы инновационного развития, вследствие чего может вырасти технологическое отставание российских компаний, и они потеряют возможность конкурировать на мировом рынке и во многих сегментах национального рынка.
Минимизировать этот риск планируется за счет выполнения следующих мероприятий:
концентрация на наиболее критичных технологиях. В первую очередь необходимо разработать отечественное прецизионное оборудование для критических технологий микроэлектроники. Реализация сфокусированного подхода к развитию технологий позволит реализовать конкурентоспособный уровень как минимум в наиболее критичных областях. Даже если общие темпы сокращения технологического отставания от мирового уровня не достигнут целевых показателей, в ключевых технологиях будет достигнут паритет;
создания долгосрочного научно-технического задела. Развитие перспективных и фундаментальных разработок позволит создать базу для формирования конкурентоспособных технологий следующего поколения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей