Раздел 7. Обоснования выделения подпрограмм Программы и включения в состав Программы федеральных целевых программ
Раздел 7. Обоснования выделения подпрограмм Программы
и включения в состав Программы федеральных целевых программ
Единственным способом решения проблемы развития радиоэлектронной промышленности в Российской Федерации является программно-целевой метод, обеспечивающий необходимый уровень адресной поддержки развития технологий и новых радиоэлектронных производств в целях обеспечения повышения конкурентоспособности экономики, инвестиционных программ и проектов в секторах с высокой долей участия государства.
Реализация Программы полностью соответствует приоритетам государственной политики по созданию стратегически важных для страны инфраструктурных объектов, от которых зависит устойчивое функционирование всей экономики страны и сфер, способствующих инновационно-технологическому прорыву, решение задач социально-экономической политики государства, развитие и безопасное функционирование технически сложных систем и экологическая безопасность.
Программа разрабатывалась с учетом следующих положений:
развитие радиоэлектронных технологий в мире является непрерывным, постоянно обновляющимся процессом;
обострение конкурентной борьбы на внешнем, а также на внутреннем рынках в связи с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации с учетом поставленной руководством страны задачи резкого увеличения темпов роста валового внутреннего продукта требует интенсификации ускорения разработки и передачи в производство передовых технологий мирового уровня и модернизации производств, которые могли бы составить производственно-технологический базис для создания и реализации конкурентоспособной наукоемкой продукции;
развитие радиоэлектроники позволит решить вопрос создания основы для развития передовых отраслей промышленного производства, обеспечит укрепление экономики, расширит сферы применения средств телекоммуникаций, информатики, улучшит условия труда и быта населения, будет способствовать повышению его образовательного и интеллектуального уровня, уровня медицинского обслуживания и социального обеспечения, улучшит экологию;
электронная компонентная база и новые технологии сборки аппаратуры являются основой для разработки и производства радиоэлектронной аппаратуры, систем связи и телекоммуникаций, систем управления в технике, промышленности, социальной сфере, торговле и на транспорте, связаны с технологиями и материалами двойного назначения, дают возможность применения изделий в экстремальных условиях эксплуатации (космическое пространство, земные недра, мониторинг обстановки вблизи источников излучений ядерных объектов, физические эксперименты, стихийные бедствия) и в специальной технике (системы антитеррора и контроля за перемещением наркотиков, системы экологического мониторинга, системы раннего предупреждения и ликвидации последствий техногенных катастроф);
совершенствование технологий и конструкций обеспечивает не только повышение функциональных и технических характеристик электронной компонентной базы и создаваемой на их основе аппаратуры, но снижает нагрузку в целом на проектирование и выпуск аппаратуры и систем. Это объясняется тем, что этап проектирования систем, выполняющих сложные функции, переносится на этап проектирования специализированных больших интегральных схем, а основной объем сборочных операций при выпуске аппаратуры заменяется на процессы интеграции элементов при изготовлении сложнофункциональной электронной компонентной базы, которая выполняет роль блоков и узлов аппаратуры или полностью реализует функции аппаратуры в составе одной сверхбольшой интегральной схемы "система на кристалле" (однокристальный телевизор, однокристальный телефон). При использовании аппаратуры и систем с высокими техническими показателями достигается значительный эффект в части повышения производительности, точности и надежности выполнения функций, энергосбережения, экономии материалов, улучшения условий труда;
количественно определенный результат будет фиксироваться по каждому инвестиционному проекту в виде достигнутых мощностей производства, показателей технического качества выпускаемой продукции, социально значимых показателей (количество дополнительных рабочих мест, улучшение условий труда, снижение экологической нагрузки), технико-экономических показателей производства (снижение энергопотребления, повышение процента выхода годных изделий), расширения объема экспортных поставок, а также размера поступлений в бюджет в виде налогов;
системное информационно-аналитическое обеспечение формирования годовых планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, нацеленных на выполнение мероприятий Программы и определение наиболее перспективных направлений работ с учетом мирового опыта и достигнутых промежуточных результатов;
увязка расходов с возможностями бюджета в течение всего срока реализации Программы путем финансирования Программы по итогам выполнения плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за предыдущий год на основе ежегодного открытого конкурса проектов, который позволит оптимизировать состав участников Программы и обеспечить максимально возможное выполнение мероприятий Программы при заданном объеме финансирования, явится важнейшим антикоррупционным фактором при реализации Программы;
применение комплексного подхода позволит увязать технологическое и производственное развитие элементного базиса и конечную востребованную внутренним рынком радиоэлектронную продукцию, обеспечит выполнение государственных задач в сфере высоких технологий.
Важным обстоятельством является то, что в ближайшие годы в Российской Федерации открываются новые сектора рынка, еще не занятые иностранным производителем.
Структура Программы предусматривает системную увязку цели, задач и федеральных целевых программ и подпрограмм, задействованных для выполнения рубежных показателей.
Подпрограмма "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на период до 2025 года" включает в свой состав федеральную целевую программу "Развитие электронной компонентной базы радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы, научно-технический задел в области электроники и радиоэлектроники на период до 2025 года и механизмы совершенствования отраслевой инфраструктуры.
Структура подпрограммы учитывает и показывает динамику изменения отечественной радиоэлектроники. На момент начала внедрения программно-целевых методов планирования и управления (2006 - 2007 годы) основной целью было развитие электронной компонентной базы. Без воссоздания отечественной базы электроники невозможно было обеспечить качество и конкурентоспособность конечных радиоэлектронных изделий. Выделение приоритетных направлений развития электронной компонентной базы (СВЧ, радиационно-стойкая ЭКБ, микроэлектроника, микросистемотехника и т.д.) способствовали созданию современных изделий ЭКБ. Уже в настоящее время разработанные технологии совместно с модернизированным производством позволили резко повысить качество отечественной электронной продукции. Ожидается, что к 2015 году будет осуществлен переход на новую систему проектирования и производства электронных изделий, в основе которой созданные дизайн-центры и "фабрики" по производству электронных изделий. Создание качественного электронного базиса позволяет перейти к дальнейшему развитию радиоэлектронной отрасли.
Планируется, что в подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на период до 2025 года" будут отражены следующие приоритетные направления развития радиоэлектроники:
профессиональная радиоэлектроника (энергетическое оборудование, телекоммуникационное оборудование, медицинская электроника, промышленная электроника, системы безопасности, автомобильная электроника и т.д.);
ключевые электронные компоненты, необходимые для обеспечения национальной безопасности или критически важные для развития конечной продукции в приоритетных направлениях и недоступные для приобретения на внешнем рынке (интегральные схемы, сенсоры, оптоэлектронные компоненты, дискретные полупроводниковые компоненты);
потребительская радиоэлектроника не будет входить в число приоритетных направлений (сборочное производство).
При этом предполагается создание благоприятных условий для ее развития в части формирования комплекса регулятивных мер развития данного сегмента (нормативное и техническое регулирование).
В рамках данной подпрограммы планируется реализовать следующие изменения в подходах к управлению отраслью (в соответствии с приоритетами государственной политики в отрасли):
1. Финансирование развития научно-технического задела в области базовых и критических технологий в приоритетных направлениях.
Планируется перейти от схемы госзакупок научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ к формированию отраслевого научно-технического задела в приоритетных направлениях радиоэлектронной промышленности. Будет проработана и внедрена система долгосрочного стратегического планирования развития технологий и формирования технологических дорожных карт в области критических и базовых технологий в приоритетных направлениях радиоэлектронной промышленности. Будет сформирован единый отраслевой план развития технологий радиоэлектроники, направленный на развитие приоритетных направлений. Далее, на основе отраслевого плана развития будет сформирован портфель приоритетных отраслевых проектов и план финансирования, который составит основу для разработки плана будущих мероприятий проекта развития ЭКБ и радиоэлектроники на период до 2025 года.
Также будут разработаны и внедрены механизмы и инфраструктура коммерциализации создаваемого научно-технического задела (в частности, будут проработаны возможности по развитию механизмов трансфера технологий, льготного лицензирования технологий, финансовой поддержки внедрения технологий через субсидирование кредитных ставок и др.)
2. Стимулирование международного заимствования технологий и трансфера технологий.
В данном направлении будет оказываться административная поддержка, субсидирование ставок и предоставление государственных гарантий по проектам, предполагающим: формирование международных партнерств и альянсов организаций радиоэлектронной промышленности Российской Федерации, локализацию иностранных производств радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации, покупку организациями радиоэлектронной промышленности Российской Федерации зарубежных высокотехнологичных производств.
Для обеспечения эффективного использования достигнутого научно-технического задела будет реализован комплекс мероприятий по стимулированию трансфера технологий, включающий льготное лицензирование технологий для локальных производителей, субсидирование ставок и государственные гарантии, льготное лицензирование и механизмы конверсии разрабатываемых технологий двойного назначения.
3. Развитие отраслевой инфраструктуры и расширение использования механизма государственно-частного партнерства при модернизации производственной базы отрасли, новые инструменты финансовой поддержки отрасли.
Ключевой особенностью планируемой подпрограммы является переход от финансирования государственных капитальных вложений к финансированию развития отраслевой инфраструктуры и субсидированию ставок по кредитам для техперевооружения организаций в приоритетных направлениях.
Комплекс мероприятий по развитию общеотраслевой инфраструктуры, в том числе, является составной частью политики по развитию отраслевых кластеров (см. ниже) в части формирования в них необходимых условий для развития организаций и формирования сети поставщиков.
Такой подход соответствует лучшей мировой практике, отвечает требованиям Всемирной торговой организации и стимулирует организации к повышению эффективности своей деятельности.
Переход к указанным механизмам поддержки модернизации производственной базы также позволит оптимизировать бюджетные затраты в отрасли, стимулировать самостоятельную инвестиционную активность организаций и направить больший объем средств на финансирование отраслевого научно-технического задела.
Для эффективной модернизации отрасли и формирования инфраструктуры также необходимо проведение работ по формированию производства на территории России ключевых видов технологического оборудования. Данный блок мероприятий также будет отражен в планируемой подпрограмме.
4. Стимулирование развития малых и средних инновационных организаций через развитие инновационной инфраструктуры и отраслевую кластерную политику.
Для развития экосистемы малых и средних инновационных организаций будет разработана отраслевая кластерная политика. Разработка отраслевой кластерной политики будет реализована в межведомственном взаимодействии, в соответствии с кластерной политикой, разрабатываемой Министерством экономического развития Российской Федерации. В рамках нее будет реализован комплекс мер по созданию отраслевой инфраструктуры, стимулирующей инновации и самостоятельную коммерциализацию созданного научно-технического задела компаниями отрасли, включая:
участие Департамента радиоэлектронной промышленности в формировании государственной политики развития инновационных кластеров;
планирование специфичной для отрасли кластерной инфраструктуры (с использованием механизмов государственно-частного партнерства);
планирование научного и кадрового обеспечения кластеров, специфичного для отрасли;
разработку и принятие отраслевой кластерной политики;
финансирование разработки программ развития кластеров;
поддержку реализации программ развития кластеров.
5. Повышение эффективности и реформирование организаций с государственным участием.
Будет продолжена реализация комплекса мероприятий по повышению операционной эффективности и реструктуризации государственных организаций отрасли.
6. Поддержка роста и международной экспансии конкурентоспособных российских организаций.
Рост и укрупнение наиболее конкурентоспособных организаций будет стимулироваться за счет поддержки экспорта и международных проектов российских производителей и поддержки российских организаций в конкурсах на территории РФ (если это не будет противоречить другим национальным интересам). Поддержка экспорта будет реализована, в частности, через механизм международных переговоров на высшем уровне по снятию ограничений доступа российских организаций на рынки других государств в перспективных нишах. Также будет создан механизм поддержки организаций в привлечении ресурсов государственных институтов развития, существующих в России.
7. Развитие кадрового потенциала.
Значительные усилия будут направлены на решение острой проблемы старения персонала и дефицита качественных человеческих ресурсов. Будут реализованы следующие группы мероприятий:
формирование межведомственной программы подготовки кадров радиоэлектронной отрасли, активизация взаимодействия промышленности и учебных заведений;
стимулирование обучения и исследовательской деятельности;
государственное финансирование стажировки кадров за рубежом;
государственная поддержка привлечения квалифицированных специалистов, имеющих международный опыт, для работы в России.
Основной акцент в подпрограмме будет сделан на развитие профессиональной электроники. В числе приоритетных направлений выделяются технологическое оборудование, микроэлектроника, радиолокация, телекоммуникации, системы безопасности, медицинская радиоэлектроника, оборудование для энергетики и энергоэффективности, автомобильная радиоэлектроника, вычислительная техника. Включение в этот перечень обусловлено важностью данного направления, объемами внутреннего и мирового рынка, возможностью реализации в кратчайшие сроки.
Например, уменьшение технологической зависимости отечественных производителей от зарубежных компаний предопределяет необходимость выделения в качестве приоритетного направления научно-технического задела "Технологическое оборудование". Без разработки отечественного оборудования невозможно добиться паритета в научно-техническом заделе в такой важной области, как микроэлектроника. В рамках данного направления планируется разработка оборудования для безмасковой электронной литографии, безмасковой фотолитографии, плазмо-химических процессов, ионной имплантации. Разработанное отечественное оборудование позволит осуществлять малосерийное производство и в разы увеличит скорость производства. Безмасковый способ позволит экономить на каждом комплекте оборудования до 1 - 2 млн. долларов.
В направлении "Микроэлектроника" основными будут работы технологического характера по освоению новых технологических рубежей при создании изделий микроэлектроники (интегральные схемы двойного назначения, радиационно-стойкие, на материалах А3В5). Это направление позволит получить широкую номенклатуру изделий микроэлектроники, соответствующую мировому уровню. Показателем, оценивающим это направление, является "Достигаемый технологический уровень микроэлектроники".
По направлению "Радиолокация" основной целью работ будет разработка принципиально новых радиоэлектронных систем с широкими возможностями. Это касается как самих систем, так и составляющих их частей и элементов (АФАР, мощные транзисторы на базе применения гетерогенных структур GaN, новые оптоэлектронные компоненты, многопроцессорные проблемно-ориентированные вычислительные системы, мощные кремниевые СВЧ-транзисторы P, L, S, C - диапазонов). Реализация данного направления позволит создавать высокопотенциальные РЛС тактического и стратегического звена, а также выйти на мировой рынок аэродромных и трассовых РЛС двойного назначения для стран СНГ и других рынков.
Реализация направления "Системы безопасности" направлена на разработку современных базовых технологий создания технических средств обеспечения антитеррористической безопасности, безопасности энергетических установок и сетей, комплексной безопасности зданий и сооружений, интегрированных систем комплексной безопасности объектов и территорий.
Созданные системы обеспечения антитеррористической безопасности будут обеспечивать уровень обнаруживаемых концентраций целевых веществ в воздухе г/м3 при длительности цикла повторных измерений: 2 с (2015 год), 1,5 с (2020 год), 1 с (2025 год). Системы экологической безопасности обеспечат всепогодное функционирование, при этом диапазон рабочих температур будет от -40 °C до +70 °C (2015 год) и от -60 °C до +80 °C (2020 год).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей