Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3. Основные проблемы, тенденции и прогнозы развития особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод

3. Основные проблемы, тенденции и прогнозы развития особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод.

Для региона КМВ санаторно-курортный комплекс является градообразующим фактором, от стабильной и успешной работы которого зависит его существование. Он обеспечивает занятость значительного числа населения и влияет на общее социально-экономическое развитие региона. В здравницах региона трудится 27 тыс. человек, это 14 процентов от общего числа занятых в экономике городов-курортов.

В конце 80-х - 90-х годах произошла существенная перестройка экономических взаимоотношений. Резко снизилось государственное финансирование санаторно-курортного лечения из фондов социального страхования, уменьшились отчисления предприятий и организаций. Материальная база региона КМВ за эти годы пришла в упадок.

При этом по мере нормализации экономической ситуации в стране и роста реальных доходов населения востребованность оздоровления и регулярного системного посещения курортов с каждым годом возрастает.

В 2011 году впервые за последние 10 лет курорты КМВ приняли на отдых и лечение 715 тысяч человек.

Санатории КМВ представлены 134 санаторно-курортными организациями (6,8 процента от показателя по Российской Федерации), так, например:

в Кисловодске - 56 санаториев (2,3 процента от показателя по Российской Федерации);

в Ессентуках - 30 санаториев (1,5 процента от показателя по Российской Федерации);

в Пятигорске - 25 санаториев (1,3 процента от показателя по Российской Федерации)

в Железноводске - 22 санатория (1,2 процента от показателя по Российской Федерации).

Ряд санаториев находится в ведении федеральных органов исполнительной власти, из них в ведении:

Министерства здравоохранения Российской Федерации - 7 санаториев;

Федерального медико-биологического агентства - 5 санаториев и Пятигорский НИИ курортологии;

Федерального агентства по управлению государственным имуществом - 1 санаторий;

Министерства внутренних дел Российской Федерации - 4 санатория;

Медицинского центра Управления делами Президента Российской Федерации - 4 санатория;

Федеральной службы безопасности Российской Федерации - 4 санатория;

Министерства обороны Российской Федерации - 4 санатория;

других федеральных органов исполнительной власти - 3 санатория.

В собственности субъектов Российской Федерации находится 8 санаториев.

Федерации независимых профсоюзов России принадлежит 26 здравниц.

7 санаториев региона являются собственностью стран СНГ.

31 санаторий принадлежит различным акционерным обществам, ассоциациям, объединениям и компаниям, 25 санаториев - в частной собственности.

Изменение формы собственности курортных организаций, ослабление контроля над использованием природных лечебных ресурсов привели к уменьшению доступности санаторно-курортных услуг для большинства населения, уменьшению объема использования минеральных вод и лечебной грязи, основных лечебных факторов в практике работы курортов. Имеются факты неконтролируемой реализации услуг и перепрофилирования санаторно-курортных комплексов.

Более половины здравниц региона имеют очень высокий износ основных фондов и оборудования. Многие санатории по уровню сервиса и комфортности не отвечают международным стандартам.

Во многих здравницах нет современных спортивных сооружений, аквапарков, детских игровых площадок, уровень благоустройства прилегающих территорий у большинства здравниц не отвечает современным требованиям.

Особое внимание следует уделить подготовке и переподготовке медицинских кадров и специалистов сферы обслуживания курорта (средний возраст сотрудников данной сферы сегодня близок к пенсионному).

Существующий уровень и возможности сервиса не соответствуют требованиям и потребностям современной туриндустрии.

Низкий уровень квалификации специалистов в сфере туриндустрии и сервиса диктует необходимость подготовки специалистов, занятых в сфере услуг, особенно в сфере размещения и обслуживания. Повышению уровня комфортности и качества оказываемых услуг будет способствовать введение обязательной классификации форм размещения (санаторно-курортных учреждений, гостиниц, пансионатов, отелей, гостевых домов).

При этом действующая система классификации форм размещения должна учитывать специфику учреждений санаторно-курортного комплекса.

Принятие соответствующих нормативно-правовых актов будет способствовать повышению конкурентоспособности региона КМВ и увеличению количества туристического потока.

Для того чтобы сделать курортно-туристический комплекс более востребованным, конкурентоспособным и высокорентабельным, нужно предложить отдыхающему не только комфортное проживание, но и разнообразный комплекс услуг, в том числе услуги современных объектов развлечений - аквапарков, игровых площадок, детских аттракционов.

Многие годы за Кавказскими Минеральными Водами прочно закрепился имидж исключительно лечебного курорта. Совершенно неразвитыми остаются другие направления: деловой, событийный и спортивный туризм, экотуризм, незначительна роль познавательного туризма.

В последние годы отмечается снижение качества экскурсионного обслуживания в городах-курортах, а также транспортного обслуживания организованных групп туристов, что приводит к сокращению объема оказываемых экскурсионных услуг.

Аттестация экскурсоводов, гидов-переводчиков, инструкторов-проводников и транспортных компаний, занятых в сфере обслуживания туристской отрасли, позволит повысить качество экскурсионного обслуживания, уровень безопасности пребывания туристов в регионе КМВ.

Выгодное геополитическое расположение региона Кавказских Минеральных Вод и придание городу-курорту Пятигорску статуса центра федерального округа, а также и то, что практически все санаторно-курортные учреждения и крупные гостиничные комплексы обладают соответствующей инфраструктурой (конференц-залы, оборудование и т.д.), создаст предпосылки для развития делового туризма.

Развитие делового туризма будет способствовать притоку не только представителей других субъектов Российской Федерации, но и притоку иностранных туристов, прибывающих в регион с деловыми целями.

Важным направлением развития туризма в регионе является проведение крупных событийных мероприятий, таких как: межрегиональные форумы "Туристское Ставрополье" и "Кавказская здравница", Международный форум "Инвестиции в человека", фестиваль кулинарного искусства "Южное гостеприимство", международный фестиваль воздухоплавания "Кавказские Минеральные Воды - жемчужина России". Рост числа мероприятий повысит внимание к региону и увеличит туристический поток.

Развитию культурно-познавательного туризма способствует наличие множества памятников культуры, истории, архитектуры и мест, связанных с именами известных деятелей науки, искусства, посещавших и проживавших в регионе Кавказских Минеральных Вод. Комплекс реставрационных работ и успешное освоение новых инвестиционных площадок позволит создать на территории региона курорт нового качественного уровня.

Создание в регионе мощной деловой, спортивной и развлекательной инфраструктуры: строительство гостиниц, бизнес-центров, конгресс-холлов, развлекательных объектов, позволит сформировать дополнительный сектор услуг современного многопрофильного туристического центра с упором на оздоровительную составляющую, что существенно увеличит потребителей туристско-рекреационных услуг и привлечет инвесторов.

Развитие, наряду с санаторно-курортным комплексом, различных направлений туризма будет способствовать превращению региона Кавказских Минеральных Вод в регион, привлекательный для туристов различных групп.

При комплексном анализе проблем главным приоритетом формирования программы развития региона и основой функционирования и дальнейшего развития санаторно-курортного комплекса КМВ являются уникальные природные лечебные ресурсы, которые обеспечивают многопрофильность и высокую эффективность курортного лечения.

Все месторождения минеральных вод региона гидравлически неразрывно взаимосвязаны между собой в единый гидродинамический объект - Минераловодский артезианский бассейн, что требует особого комплексного подхода к вопросам природопользования и охраны окружающей среды, последовательному решению задач сохранения и эффективного использования уникальных природных лечебных ресурсов региона КМВ.

В целях эффективного рационального использования лечебных и рекреационных ресурсов необходимо ликвидировать или консервировать 14 структурно-геологических, поисково-разведочных и картировочных скважин минеральных вод нераспределенного фонда глубиной от 70 до 2 790 метров. Из них шесть скважин наиболее опасны и подлежат немедленной ликвидации - это грифонирующие и неконтролируемо изливающие глубокие скважины 1-СГ, Р-1, Р-2, Р-3 и 1-РГ на Нагутском месторождении, скважина 4-СГ у восточной границы Минераловодского артезианского бассейна (Железноводская группа месторождений) и скважина 71 (пос. Канглы).

Выполнение работ по ликвидации аварийных скважин нераспределенного фонда недр позволит значительно снизить негативные факторы, влияющие на качественные показатели лечебных минеральных вод, и значительно повысить эффективность использования гидроминеральных ресурсов.

На сегодняшний день критический уровень износа инфраструктуры добычи и транспортировки минеральных вод и лечебных грязей привел к значительным потерям этих ресурсов и ухудшил их лечебные качества. Так, водоотбор минеральных вод только с утвержденными запасами оценивается в 6 775 куб. м/сут., что составляет 42,6 процента от имеющихся запасов. При этом используется всего 2 579 куб. м/сут., что не превышает 38 процентов от добытой воды, или 16 процентов всех запасов. Из этого следует, что более 60 процентов минеральной воды расходуется непродуктивно <1>, главным образом по причине неудовлетворительного состояния минералопроводов.

--------------------------------

<1> Расчет по данным государственного мониторинга состояния недр региона Кавказских Минеральных Вод.

Уникальным в регионе КМВ и в Российской Федерации природным объектом является "Большое Тамбуканское озеро" с ценнейшим месторождением лечебной грязи (запасы - 760 тыс. куб. м). Площадь озера составляет 210 га, площадь его водосбора - 18,2 кв. км. Озеро расположено в 12 км к юго-востоку от г. Пятигорска на территориях двух субъектов Российской Федерации: Ставропольского края и Кабардино-Балкарской Республики.

В настоящее время имеют место факты интенсивного загрязнения озера. С юго-востока на северо-запад территорию водосбора пересекает автомагистраль "Кавказ", которая на участке протяженностью 500 м проходит по границе 1-й зоны санитарной охраны озера.

Отрицательное влияние на санитарное состояние озера также оказывают сельскохозяйственные угодья и дачные участки, расположенные в зоне водосбора.

Имеют место грубые нарушения требований зоны строгого режима. Минерализация воды озера (рапы) находится ниже критического минимума (30 г/л), что угрожает процессам биоценоза, грязеобразования и снижает лечебные свойства грязи. Проектирование и строительство гидротехнических сооружений, регулирующих поверхностный сток в озере Большой Тамбукан, и реконструкция озера Малый Тамбукан позволит улучшить лечебные качества данного объекта и повысить эффективность его использования.

Нарастающая урбанизация региона, связанная с функционированием предприятий промышленности и агропромышленного комплекса, отсутствие системы приема и очистки сточных вод приводит к опасному загрязнению природной среды, снижению качества лечебных ресурсов.

Сложившаяся в регионе система работы с отходами производства и потребления, включающая в себя деятельность по сбору, транспортировке, обезвреживанию, использованию и размещению отходов, не соответствует статусу эколого-курортного региона и современным требованиям.

Серьезной проблемой для региона КМВ является наличие значительного количества несанкционированных свалок, которые являются источником загрязнения воздуха, почв, подземных вод токсичными веществами и представляют собой угрозу для состояния всей гидроминеральной базы. Некоторые из полигонов старого типа, на которых утилизируется большая часть бытовых отходов региона КМВ (около 300 тыс. тонн в год), расположены во второй зоне горно-санитарной охраны, что также создает серьезную угрозу бактериологического загрязнения источников минеральной воды.

Крайне негативное влияние на состояние окружающей среды оказывает интенсивное развитие в регионе транспортного комплекса, в особенности автомобильного. Общий объем выбросов вредных веществ от транспортного комплекса составляет до 100 тысяч тонн в год, в том числе от автомобильного транспорта 94 тыс. тонн/год, от железнодорожного - до 3 тыс. тонн/год, воздушного - до 3 тыс. тонн/год. Существенное влияние выбросов автотранспорта на воздушный бассейн отмечается на расстоянии около 100 м и постепенно ослабевает на расстоянии 2 - 3 км в обе стороны от автомагистралей. Кроме того, до 12,4 тысяч тонн в год загрязняющих веществ от автомобильного транспорта оседает на почве.

Устаревшие методы утилизации бытовых отходов, критический износ инженерной инфраструктуры, массовые нарушения использования природоохранных зон и загрязнение воздуха автотранспортом угрожают сохранности природных ресурсов региона - минеральной воды и лечебных грязей. По некоторым оценкам, около 20% от общих запасов минеральной воды уже загрязнено. При текущих темпах загрязнения минеральной воды через 20 - 30 лет ее запасы могут быть полностью утрачены.

В целях коренного изменения ситуации в области обращения с отходами производства и потребления, снижения нагрузки на природно-ресурсный потенциал, окружающую среду и повышения экологической безопасности населения в регионе необходима реализация мероприятий по строительству ряда природоохранных объектов, что позволит улучшить эколого-санитарную обстановку и сохранит природные лечебные ресурсы региона.

На сегодняшний день остается низким уровень развития инженерной и транспортной инфраструктуры. Существующие мощности объектов инфраструктуры не могут обеспечить потребности и дальнейшее социально-экономическое развитие КМВ.

Решение задач динамичного развития Кавказских Минеральных Вод также зависит от обеспечения безопасности и надежности функционирования дорожно-транспортной инфраструктуры.

Одним из важных элементов транспортной системы КМВ являются автомобильные дороги. Уровень их развития определяет имидж курорта, его привлекательность, формирует настроение отдыхающих и в конечном итоге отражается на его загрузке.

Проблема неудовлетворительного состояния дорог - одна из самых острых для большинства городов и населенных пунктов региона, поскольку серьезных вложений в их реконструкцию не производилось уже более 30 лет. Низкая пропускная способность, плохое качество дорожного полотна, недостаточное количество парковок и стоянок, отсутствие развитой сети ливневой канализации в городах является основной характеристикой большинства дорог федерального курорта.

Прочностные характеристики большинства автомобильных дорог общего пользования рассчитаны под нагрузку на ось 6 тонн и неспособны пропускать транспортные средства с большей грузоподъемностью. В результате сеть дорог разрушается. По состоянию на 1 января 2012 г. 43,3 процента протяженности автомобильных дорог регионального значения не соответствуют нормативным требованиям. Доля дорог, не отвечающих нормативным требованиям, в городах-курортах составляет 60 процентов.

Местные бюджеты не обладают достаточными средствами для содержания городских магистралей. Приведение дорожной сети региона Кавказских Минеральных Вод в относительный порядок позволит повысить привлекательность федеральных курортов и расширить его туристический потенциал.

Трамвайные перевозки в городе-курорте Пятигорске осуществляются с 1903 года. Данный общественный транспорт для города является наиболее удобным и экологически чистым. Электротранспортом в городе Пятигорске осуществляется около 80 процентов пассажирских перевозок. Объем ежедневных перевозок составляет около 80 тысяч пассажиров.

В настоящее время инвентарный парк трамваев насчитывает 75 единиц. Одновременно на линию выпускаются 45 единиц. Износ подвижного состава составляет 95 процентов. Нормативная потребность в подвижном составе составляет 107 единиц. Из 42,8 км одиночного трамвайного пути 15 км требуют срочного капитального ремонта с заменой рельс и шпал. Развернутая длина контактной сети трамвая - 47,8 км, из них 10 км имеют предельный износ.

На обновление подвижного состава, завершение строительства трамвайной линии, реконструкцию трамвайных путей и контактно-кабельных сетей трамвайного транспорта г. Пятигорска требуются значительные средства.

Вместе с тем одной из важных насущных проблем региона КМВ является обеспечение населения и отдыхающих экологически чистой питьевой водой. Создание в регионе надежного водоснабжения и водоотведения является первоочередной задачей его перспективного развития.

Перспективы социально-экономического и курортно-рекреационного развития региона КМВ предполагают в ближайшее время значительное увеличение потребности в питьевой воде и рост ее дефицита.

В настоящее время дефицит потребности в питьевой воде составляет 50 тыс. куб./м в сутки.

К 2025 году он достигнет предположительно уровня 110 тыс. куб./м в сутки. Многие действующие водопроводы изношены и требуют замены. Состояние системы водоотведения также не соответствует статусу эколого-курортного региона, уровень износа объектов водоснабжения и водоотведения достигает 70 - 90 процентов.

Очистные сооружения канализации перегружены и не обеспечивают качество очистки стоков, жилые районы старой застройки не полностью канализованы, а существующие сети имеют высокий износ.

Основные магистральные канализационные коллекторы изношены и не обеспечивают транспортировку стоков на очистные сооружения канализации.

В регионе необходимо осуществить строительство водопровода от головных Эшкаконских очистных сооружений до резервуаров "Баязет" в г. Кисловодске, провести реконструкцию двух ниток магистрального водовода от ГНС "Береговая" Кубанского водохранилища до очистных сооружений водоснабжения в пос. Октябрьский Карачаево-Черкесской Республики, осуществить строительство ряда наиболее важных объектов водоснабжения г. Пятигорска, г. Лермонтова, Прикубанского и Малокарачаевского районов Карачаево-Черкесской Республики, провести реконструкцию Кубанских очистных сооружений водоснабжения на территории Карачаево-Черкесской Республики, реконструкцию очистных сооружений канализации в г. Лермонтове и г. Георгиевске.

Реализация вышеуказанных проектов позволит обеспечить стабильное водоснабжение и водоотведение, дальнейшее развитие КМВ, сохранить уровень экологической безопасности и значительно повысить уровень охраны гидроминеральных источников.

Отдельного решения требует вопросы неудовлетворительного состояния общекурортных территорий - скверов, парков, терренкуров, зон отдыха, которые в большинстве своем не соответствуют требованиям и статусу федерального курорта.

Центральное место в курортных зонах занимают курортные парки и курортные бульвары, которые являются рекреационными центрами. Их общая площадь - 1 385 га.

Самыми привлекательными и обширными по территории (1 207,1 га) являются курортные лечебные парки городов-курортов Кисловодска, Ессентуков и Железноводска.

Многие расположенные в курортных парках памятники и малые архитектурные формы находятся в полуразрушенном виде, требует реконструкции система освещения парковых территорий, необходима замена зеленых насаждений.

Разрушение покрытий дорог, пешеходных дорожек и терренкуров превращает парки в территорию повышенной травматической опасности для отдыхающих. Приведение общекурортных территорий в надлежащее техническое и эстетическое состояние является одной из первоочередных задач для успешной работы курортов.

Решение многочисленных принципиальных проблем, сформировавшихся в течение десятилетий и препятствующих сегодня динамичному развитию региона, требует комплексного подхода и принятия мер, которые создадут условия для привлечения инвестиций, а также развития ключевых отраслей экономики региона.