3. Основные проблемы, тенденции и прогнозы социально-экономического развития Республики Ингушетия
3. Основные проблемы, тенденции и прогнозы социально-экономического развития Республики Ингушетия.
Анализ ключевых показателей социально-экономического развития Республики Ингушетия за последние годы свидетельствует о положительной и устойчивой динамике развития. Наблюдается рост валового регионального продукта, увеличилось производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, уменьшилось число безработных, выросли доходы населения, увеличились налоговые поступления, снизилась дотационность бюджета.
По итогам 2011 года республика заняла лидирующую позицию среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО, по темпам роста индекса промышленного производства, реальных доходов населения, роста заработной платы, а также сдерживанию уровня инфляции.
По сводному индексу социально-экономического положения, рассчитанному Минрегионом России, Республика Ингушетия в 2011 году вошла в "двадцатку" лидеров и заняла 13 место среди субъектов Российской Федерации.
В 2011 году достигнут наибольший уровень роста промышленного производства за трехлетний период. Прирост промышленного производства по сравнению с 2010 годом составил 13,3 процента. По динамике производства республика заняла 2-е место по СКФО и 16-е место среди субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем социально-экономическое развитие Республики Ингушетия характеризуется как достаточно сложное, поскольку ее становление как самостоятельного субъекта Российской Федерации проходит в сравнительно короткое время и сопряжено с рядом трудностей. Основными проблемами республики являются слабая производственная база, низкая обеспеченность объектами социальной сферы, неразвитость инженерной инфраструктуры, высокий уровень безработицы, сложная миграционная ситуация.
В результате Республика Ингушетия по основным макроэкономическим показателям значительно отстает от среднероссийского уровня, что ограничивает возможности реализации стратегических целей в общенациональном масштабе.
Несмотря на положительные сдвиги, наметившиеся в последние годы, указанные причины сохраняют негативные тенденции в экономике республики и, как следствие, социальную напряженность, поэтому актуальным является решение проблемы социально-экономического развития Республики Ингушетия.
Однако, несмотря на позитивный характер действия государственной поддержки на экономику республики, в силу воздействия ряда негативных факторов по основным показателям социально-экономического развития Ингушетия занимает одно из последних мест среди субъектов Российской Федерации. Республика Ингушетия обладает низкой инвестиционной привлекательностью из-за недостаточной развитости инженерной и социальной инфраструктур.
В республике обеспеченность больничными койками на 10 тыс. человек в 2011 году составила 47,8 койки.
Продолжают оставаться неблагополучными такие показатели как младенческая и перинатальная смертность, материнская смертность.
Детское население республики не имеет возможности получения специализированной медицинской помощи, так как в республике отсутствуют самостоятельные стационарные мощности педиатрического профиля, чем обусловлен и ежегодный рост числа детей, выезжающих на иногороднее лечение.
Наблюдается рост числа детей-инвалидов, количество которых на сегодняшний день составляет более 4 тысяч.
На фоне демографического спада в Российской Федерации Республика Ингушетия отличается высоким уровнем рождаемости. Для полноценного разрешения вопросов воспитания, образования, укрепления здоровья подрастающего поколения в республике недостаточно дошкольных и образовательных учреждений. В Республике Ингушетия функционирует 115 образовательных учреждений общей мощностью 37014 ученических мест, количество учащихся составляет 59423, в том числе: в городской местности - 33 школы с контингентом 23543 учащихся, в сельской местности - 82 школы с контингентом 35880 учащихся.
Существующая сеть общеобразовательных учреждений не позволяет обеспечить качественное образование на современном уровне в соответствии с требованиями новых государственных стандартов для общеобразовательных школ.
Остро стоит проблема дефицита ученических мест: 70 школ Республики Ингушетия (60,9 процента) работают в двухсменном режиме, с количеством учащихся в них 20844 (35,1 процента), 17 школ (14,8 процента) работают в трехсменном режиме с количеством учащихся в них 1584 человек (2,7 процента).
В Республике Ингушетия функционирует 26 дошкольных образовательных учреждения, большинство дошкольных образовательных учреждений расположены в ветхих зданиях, построенных в 60 - 80-х годах прошлого века.
Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Ингушетия характеризуется низким качеством предоставляемых услуг, связанным с высоким процентом износа сетей коммунальной инфраструктуры, что повышает риск ухудшения эпидемиологической обстановки.
Основным фактором неблагоприятного воздействия на экологию является отсутствие в республике системы водоотведения.
Отсутствие системы очистных сооружений канализации приводит к тому, что сточные неочищенные воды сбрасываются в водные объекты и являются одним из основных источников загрязнения рек в Республике Ингушетия, а самостоятельно осуществляемое жителями водоотведение повлекло загрязнение подземных источников вод, которые используются для водоснабжения.
Состояние водопроводных сетей крайне неудовлетворительное, более половины из них требуют реконструкции и замены. Водопроводные сети, построенные в 50 - 60-х годах прошлого века, практически во всех населенных пунктах республики в результате длительной эксплуатации пришли в ветхое состояние. Срок действия разводящих сетей значительно превышает нормативный (25 лет) и они находятся в состоянии полного физического и морального износа, их ветхость приводит к значительным (до 35 - 40 процентов) потерям добываемой воды, следствием этого является недостаточная водообеспеченность населения.
Системой водоотведения в республике обеспечены 4 города и 1 сельский населенный пункт. В настоящее время на территории Республики Ингушетия эксплуатируются 15 отдельных канализационных сетей. Общая протяженность канализационных коллекторов составляет 150,6 км, их износ - более 59 процентов.
Пропускная способность существующих коллекторов не удовлетворяет сегодняшним потребностям и нуждам населения, которое значительно возросло за последние годы. Ежегодно без очистки и обеззараживания сбрасываются 23,9 млн. куб. м сточных вод.
Промышленность в Республике Ингушетия развита слабо. В основном это пищевая индустрия, использующая местные сельскохозяйственные ресурсы, и добывающая промышленность, базирующаяся на месторождениях нефти и газа в районе г. Малгобека.
В Республике Ингушетия наблюдается высокая степень износа основных фондов коммерческих (без субъектов малого предпринимательства) организаций (средняя степень износа составляет более 61 процента) и низкий технический и технологический уровень оснащения промышленных производств.
Энергетическая система Республики Ингушетия характеризуется моральным и физическим износом подстанций и линий электропередачи, значительными потерями в электросетях.
Актуальной остается проблема создания в республике собственных генерирующих мощностей. Строительство газотурбинной электростанции в г. Карабулак и Ачалукской малой ГЭС не ведется на протяжении ряда лет.
Агропромышленный комплекс Республики Ингушетия характеризуется слабой материально-технической базой, низким уровнем урожайности и низкой производительностью в животноводстве. В целом уровень развития сельского хозяйства не соответствует имеющемуся потенциалу.
Одним из основных приоритетов в социально-экономическом развитии Республики Ингушетия остается развитие малого и среднего бизнеса. Экономические и демографические особенности региона предопределили значимость малого и среднего бизнеса в социально-экономическом развитии республики. В настоящее время только малый и средний бизнес способен значительно увеличить темпы экономического развития республики.
В этой связи в социально-экономической системе республики все большую роль приобретает развитие малого и среднего бизнеса.
Уровень развития предпринимательства в республике отстает от соответствующих показателей по России. Однако за последнее время в этой сфере уже достигнуты определенные успехи. В целях создания благоприятного предпринимательского климата в республике принят ряд нормативных правовых актов, составляющих единый механизм оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса.
Проблемными остаются вопросы, сдерживающие дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса в республике: слабая правовая база, защищающая деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, ограниченный доступ к финансовым средствам в основном из-за отсутствия залогового фонда для кредитных учреждений, высокая арендная плата арендуемых помещений, отсутствие доступных земельных участков для строительства производственных помещений и офисов, высокие ставки налогообложения, проблема со сбытом уже произведенной продукции и т.д.
В сложившихся условиях роль федерального центра для обеспечения устойчивого развития Республики Ингушетия является ключевой.
Основным прогнозируемым результатом в сфере обеспечения качества жизни населения республики и ее сбалансированного развития станет повышение качества и доступности услуг образования, здравоохранения и систем жизнеобеспечения и, как следствие, удовлетворенность населения деятельностью органов исполнительной власти и снижением социальной напряженности в регионе.
Реализация мероприятий по диверсификации и модернизации экономики, стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности позволит создать условия для устойчивого сбалансированного развития Республики Ингушетия.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей