3. Основные проблемы, тенденции и прогнозы социально-экономического развития Республики Дагестан
3. Основные проблемы, тенденции и прогнозы социально-экономического развития Республики Дагестан.
Социально-экономическая ситуация в Республике Дагестан за последнее десятилетие в целом характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей и, прежде всего, валового регионального продукта, промышленного и сельскохозяйственного производства.
Наблюдается рост показателей, свидетельствующих о постепенном повышении уровня жизни населения (увеличение реальных денежных доходов, среднемесячной заработной платы, пенсий, снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума).
В то же время Республика Дагестан по основным показателям социально-экономического развития на душу населения отстает от среднего уровня по Российской Федерации и некоторых республик Северного Кавказа. Объем ВРП в расчете на 1 жителя Республики Дагестан ниже показателя в целом по Российской Федерации в 2,7 раза.
В структуре ВРП Республики Дагестан доля промышленности (2010 год - 6,1 процента) ниже значения в целом по Российской Федерации в 5 раз. Это обусловило низкий уровень налогооблагаемой базы, и Республика Дагестан продолжает оставаться высокодотационным регионом Российской Федерации.
На первый план выходят существующие проблемы по достижению республикой среднероссийского уровня по всем основным экономическим и социальным показателям.
Республика Дагестан характеризуется низкой обеспеченностью жителей объектами социальной инфраструктуры. Демографические показатели являются одним из конкурентных преимуществ Республики Дагестан, однако позитивные демографические процессы (в 2002 - 2011 годах ежегодный прирост численности населения составлял в среднем 1,46 процента) обостряют ряд проблем, связанных с социальной сферой: увеличивают нагрузку на существующую инфраструктуру Республики Дагестан, обостряют нехватку учреждений здравоохранения, дошкольных детских и общеобразовательных учреждений.
По обеспеченности объектами социальной инфраструктуры Республика Дагестан находится на одном из последних мест среди субъектов Российской Федерации.
По дневным общеобразовательным учреждениям доля детей, обучающихся во вторую и третью смены, в общей численности учащихся по Республике Дагестан составляет 29,8 процента против 13,1 процента в целом по Российской Федерации. Обеспеченность детей в возрасте от 3 до 7 лет услугами дошкольного образования составляет 47 процентов.
Обеспеченность больничными учреждениями составляет 69,6 койки на 10 тыс. населения, амбулаторно-поликлиническими учреждениями - 112,8 посещения в смену на 10 тысяч населения.
Более 60 процентов учреждений образования и здравоохранения Республики Дагестан располагаются в нетиповых и ветхих помещениях, где отсутствуют элементарные санитарно-гигиенические условия.
На сегодняшний день имеется острая потребность в строительстве и реконструкции объектов общего образования, дошкольных образовательных учреждений и учреждений здравоохранения.
Принимаемые Республикой Дагестан меры по строительству новых учреждений здравоохранения и образования позволяют заменить аварийные объекты, но не приводят к расширению коечного и ученического фондов.
Техническое состояние основных фондов и коммуникаций жилищно-коммунального хозяйства характеризуется высоким (более 70 процентов) уровнем износа.
Более 80 процентов действующих систем водоснабжения и канализации не обеспечено очистными сооружениями, системами обеззараживания воды. В год около 75 млн. куб. м канализационных стоков, формирующихся в городах Махачкала, Каспийск, Дербент, Дагестанские Огни, Буйнакск, Избербаш и сельских населенных пунктах, расположенных в прибрежной зоне, сбрасываются в Каспийское море без очистки и обеззараживания.
Низкий уровень обеспеченности инженерной инфраструктурой создает препятствия для притока частных инвестиций в капиталоемкие проекты в отраслях экономики.
Таким образом, одним из приоритетных направлений является развитие социальной и инженерной инфраструктуры территорий Республики Дагестан, с учетом преодоления отставания и выхода на среднероссийские показатели обеспеченности.
Проблемы в инвестиционной сфере характеризуются медленными темпами модернизации экономики Республики Дагестан и привлечения инвестиций в реальный сектор.
Инвестиции в основной капитал на душу населения в 2011 году по Республике Дагестан были меньше среднего показателя по Российской Федерации в 1,6 раза (46,2 тыс. руб. против 75,4 тыс. руб.). В структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (без учета субъектов малого предпринимательства и неформальной деятельности) высока доля средств федерального и республиканского бюджетов (свыше 60 процентов) по сравнению с остальными субъектами Российской Федерации, входящими в состав СКФО (46 процентов), и со средним показателем по Российской Федерации (19 процентов).
Повышение объема негосударственных инвестиций в экономику Республики Дагестан является одним из важнейших приоритетов, поскольку в условиях ограниченности бюджетных средств именно частные инвестиции являются фактором развития реального сектора экономики и повышения благосостояния населения.
В целом сформированные нормативно-правовая база и механизм привлечения инвестиций не реализуются в полном объеме ввиду высоких рисков, недостатка инфраструктуры, отсутствия крупных потенциальных инвесторов.
В рейтинге инвестиционной привлекательности Республика Дагестан занимает одно из последних мест, что обусловлено сложившейся социально-политической ситуацией в Северо-Кавказском федеральном округе в целом и в Республике Дагестан - в частности.
В Республике Дагестан имеется большой потенциал развития промышленного комплекса. Крупнейшей по численности работников отраслью промышленности Республики Дагестан является машиностроительный комплекс, который представлен 41 действующим предприятием.
В настоящее время оборонную продукцию в Республике Дагестан выпускают 11 предприятий с общей численностью около 9 тыс. работников. Эти предприятия являются социально-значимыми для развития экономики Республики Дагестан.
За годы реформ в Республике Дагестан проводилась конверсионная политика, которая в большой степени оказалась неэффективной. Вместе с переводом предприятий военно-промышленного комплекса на производство гражданской продукции происходило их разрушение, и в результате экономический потенциал оказался не только невостребованным, но и в значительной степени разрушенным. Важными проблемами, с которыми сталкиваются многие предприятия отрасли, являются также нехватка высококвалифицированных кадров, низкая инвестиционная активность отрасли, устаревшая материально-техническая и технологическая база, отсталые техника и оборудование, высокий уровень их износа и др.
Приоритетом в машиностроительном комплексе Республики Дагестан является развитие производства автокомпонентов, автотехники и формирование на этой основе соответствующего кластера. В Республике Дагестан достигнут определенный уровень кооперации с крупными автопроизводителями России: ОАО "АВТОВАЗ", ОАО "КАМАЗ". Промышленные предприятия занимают достаточно большое, по масштабам Республики Дагестан, место в производстве востребованных автокомпонентов (около одной трети всей машиностроительной продукции).
Заводы обладают необходимым для организации и развития производства автокомпонентов и автотехники научно-техническим, производственным, кадровым потенциалом, располагают свободными площадями. Предпосылкой для развития автомобильной отрасли является адаптированность ее к технологиям и оборудованию машиностроительного комплекса Республики Дагестан, означающая минимизацию затрат на капитальные вложения. В то же время технологическое оборудование на промышленных предприятиях Республики Дагестан физически и морально изношено. В связи с этим промышленный комплекс Республики Дагестан нуждается в коренной модернизации в части привлечения новых технологий, установки современного промышленного оборудования.
Разработаны и освоены новые изделия, такие как электроусилители рулевого управления, производимые ОАО "Авиаагрегат" для ОАО "АВТОВАЗ"; аэронавигационное оборудование, производимое ОАО НИИ "Сапфир" и ОАО "Избербашский радиозавод им. Плешакова" для наземных служб аэропортов.
Для решения задач восстановления промышленного потенциала Республики Дагестан и привлечения инвестиций целесообразно создание в Республике Дагестан промышленного кластера, основу которого составят машиностроительные производства автокомпонентов, авиакомпонентов.
Более 40 процентов территории Республики Дагестан (21 тыс. кв. км) составляет труднодоступный горный край с весьма ограниченными возможностями как применения техники, так и осуществления предпринимательской деятельности. В настоящее время в горной и высокогорной зоне Республики Дагестан расположено 22 муниципальных образования, 988 населенных пунктов (61,2 процента от общего числа населенных пунктов Республики Дагестан) и проживает 591 тыс. человек (20,2 процента от общей численности населения Республики Дагестан).
Большинство проблем горных территорий обусловлено их географическим положением, сложным рельефом местности, особенностями сложившегося уклада жизни населения. Низкий уровень развития инфраструктуры, разница в качестве жизни с другими регионами Республики Дагестан неблагоприятно сказываются на развитии экономики, являются причиной высокого уровня безработицы и, как следствие, оттока населения (особенно молодежи). Бюджеты горных муниципальных образований дотационные, налоговые доходы продолжают оставаться на низком уровне. Эта часть Республики Дагестан по сравнению с другими территориями не имеет достаточно развитой собственной базы, прежде всего, производственной, которая могла бы обеспечить самостоятельное развитие.
Республика Дагестан обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, располагает значительными объемами пресных и минеральных вод, обширными бальнеологическими и рекреационными ресурсами в прибрежной зоне и горах, благоприятными природно-климатическими условиями.
Значительный потенциал развития Республики Дагестан связан с туризмом и использованием рекреационных возможностей. В целях дальнейшего развития туристских и санаторно-оздоровительных услуг в Республике Дагестан принимаются меры по созданию условий для развития индустрии отдыха и оздоровления населения. В Республики Дагестан ведутся работы по развитию 4 инвестиционных площадок туристско-рекреационного типа.
Туристско-рекреационные площадки включены в состав особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 833 "О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея" (ОЭЗ "Матлас" на территории Республики Дагестан).
Необходимым условием для развития туризма является формирование привлекательного образа Республики Дагестан как территории комфортной для туризма, отдыха и оздоровления.
Важной социальной проблемой Республики Дагестан продолжает оставаться низкая обеспеченность населения жильем. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся на 1 жителя Республики Дагестан, составила в 2011 году 16,5 кв. м против 23 кв. м в целом по Российской Федерации. С сохраняющимися позитивными демографическими процессами в Республике Дагестан этот разрыв будет увеличиваться. В перспективе на период до 2025 года планируется естественный прирост населения 25 - 30 тыс. человек в год.
Экономический рост, реализация инвестиционных проектов, строительство объектов образования и здравоохранения, жилья требуют соответствующего развития инфраструктуры коммунального хозяйства.
В сложившихся условиях роль федерального центра для обеспечения устойчивого развития Республики Дагестан является ключевой.
Основным прогнозируемым результатом в сфере обеспечения качества жизни населения Республики Дагестан и ее сбалансированного развития станет повышение качества и доступности услуг образования, здравоохранения и систем жизнеобеспечения и, как следствие, удовлетворенность населения деятельностью органов исполнительной власти и снижение социальной напряженности в регионе.
Реализация мероприятий по диверсификации и модернизации экономики, стимулированию инвестиционной и инновационной деятельности позволит создать условия для устойчивого сбалансированного развития Республики Дагестан.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей