Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3. Мероприятия по созданию туристического кластера, планируемые к реализации за счет уставного капитала ОАО "Курорты Северного Кавказа"

3. Мероприятия по созданию туристического кластера, планируемые к реализации за счет уставного капитала ОАО "Курорты Северного Кавказа".

Размер уставного капитала ОАО "Курорты Северного Кавказа", сформированного учредителями в период 2010 - 2012 годов, составил 15,2 млрд. рублей, из которых на конец 2012 года Обществом планируется использовать на цели реализации проекта по созданию туристического кластера 6,5 млрд. руб.

В структуре расходов ОАО "Курорты Северного Кавказа" на реализацию проекта по созданию туристического кластера наибольший удельный вес (порядка 85 процентов) составляют прямые инвестиционные затраты на создание ОЭЗ, которые включают в себя:

мероприятия, связанные с земельно-имущественными вопросами (получение информации по земельным участкам, проведение комплекса землеустроительных и кадастровых работ, техническая инвентаризация объектов недвижимости);

разработку мастер-планов, архитектурной концепции горнолыжных курортов;

проведение базового инжиниринга (разработка эскизных проектов) и проектно-изыскательских работ по объектам первых очередей строительства курортов;

осуществление лазерного сканирования территорий реализации проекта;

оплату услуг технического заказчика;

разработку бизнес-концепции и бизнес-планов туристического кластера, концепции комплексной безопасности строящихся курортов;

подготовку градостроительного обоснования создания Каспийского прибрежного кластера на территориях Дербентского, Карабудахкентского, Каякентского и Магарамкентского районов Республики Дагестан;

приобретение строящихся канатных дорог и инфраструктуры на курорте "Архыз" и канатной дороги на курорте "Эльбрус-Безенги".

Кроме прямых инвестиционных затрат, часть уставного капитала ОАО "Курорты Северного Кавказа" направлена на финансирование мероприятий, связанных с продвижением создаваемого туристического кластера в информационном пространстве, формированием положительного имиджа регионов, входящих в туристический кластер, с целью привлечения потенциальных инвесторов и на финансирование операционной деятельности компании (расходы на оплату труда персонала, аренду помещений, прочие расходы, связанные с обеспечением текущей деятельности).

Основные мероприятия, связанные с продвижением создаваемого туристического кластера в информационном пространстве, включают:

организацию выездных мероприятий по коммуникационному сопровождению деятельности ОАО "Курорты Северного Кавказа", включающих демонстрацию высокого туристско-рекреационного потенциала курортов Северного Кавказа, популяризацию и продвижение региональных туристских ресурсов, организацию и проведение информационных кампаний, направленных на привлечение внимания СМИ к курортам Северного Кавказа;

участие в выставках, форумах в целях презентации инвестиционного проекта по созданию туристического кластера потенциальным инвесторам (выставочная деятельность является связующим звеном между внутренним и международными рынками и способствует привлечению иностранных инвестиций для реализации инвестиционных проектов, рассматривается как важный элемент маркетинговых коммуникаций);

организацию и проведение экспертно-дискуссионных мероприятий, направленных на обсуждение проблем создания туристического кластера, разработки наиболее оптимальных и эффективных направлений развития курортов Северного Кавказа.

Результатом деятельности ОАО "Курорты Северного Кавказа" в рассматриваемом направлении стало создание двух совместных предприятий с французскими и корейскими партнерами, которые будут содействовать активному привлечению зарубежных инвестиций в создание и развитие туристического кластера. Кроме того, ОАО "Курорты Северного Кавказа" имеет высокий рейтинг узнаваемости в информационном пространстве как в России, так и за рубежом.

Уставного капитала ОАО "Курорты Северного Кавказа" недостаточно для обеспечения создаваемых курортов необходимой внешней и внутренней инженерной и транспортной инфраструктурой, финансирование строительства которой за счет средств частных инвесторов представляется маловероятным ввиду длительного срока окупаемости данных объектов. Кроме того, решение об объеме средств федерального бюджета, поступивших в уставный капитал ОАО "Курорты Северного Кавказа", было принято до расширения границ ОЭЗ, на которых будут создаваться курорты туристического кластера, а также до включения в состав туристического кластера курортов Ингушетии.

Анализ международного опыта показывает, что успешное создание и развитие туристических кластеров в условиях недостаточной развитости инженерной и транспортной инфраструктуры (например, в Турции, Египте, Мексике, Доминиканской Республике и др.) во многом происходит благодаря активной государственной поддержке. Так, например, правительства государств принимают меры по созданию благоприятного инвестиционного климата <1> (налоговые льготы, государственные гарантии и др.), по обеспечению курортов транспортной и инженерной инфраструктурой <2>, которая нередко строится или модернизируется за счет государственного финансирования или частно-государственного партнерства, участвуют в разработке и внедрении программ профессиональной подготовки для персонала курортов <3>. Все это способствует успешной трансформации экономически не развитых районов в крупнейшие центры международного туризма.

--------------------------------

<1> Инвестиционный климат региона - совокупность политических, экономических, социальных и юридических предпосылок, предопределяющих инвестирование в региональную хозяйственную систему, отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся по отношению к инвестициям, которые могут быть вложены в регион.

<2> Под транспортной инфраструктурой понимается система путей сообщения, технических средств и служб перевозок, объединяющая различные виды транспорта и составляющие транспортного процесса; объекты транспортной инфраструктуры включают железнодорожные пути, автомобильные дороги, туннели, мосты, причалы, аэродромы и пр.

Под инженерной инфраструктурой понимается комплекс инженерного оборудования и инженерных коммуникаций; объектами инженерной инфраструктуры являются, например, системы водоснабжения, газовые и электрические распределительные сети, подстанции, очистные сооружения, канализации и пр.

<3> Министерство по туризму Египта, 2010 г., Министерство культуры и туризма Турции, 2012 г., Turkish Tourism Investors Association, 1992 г., официальный сайт FONATUR (национальный фонд развития туристических зон Мексики), 2012 г., United Nations World Tourist Organisation (World Tourism Highlights, An Integrated Approach to Resort Development) - публикации, 2011 г.